Найти тему
Leeloo2525

О современных вышивальных «приметах»

Оглавление

Наверное, каждая вышивальщица слышала о «приметах», связанных с тематикой вышиваемых картин или конкретных наборов. Например, вышитая лошадь якобы помогает найти работу, дом — обзавестись жильём, пара людей или животных сулят гармонию в личных отношениях, а маяки исполняют желания. Существуют также суеверия, касающихся конкретных наборов.

Уточнение понятия

Примета — это предвестие чего-либо; знаки, которые предсказывают будущее. Ласточка низко летит — к дождю. Роса утром — к ясной погоде. Соль рассыпалась — к ссоре. Всё это происходит само, человек лишь трактует событие и ожидает определённых последствий.

Ритуал — порядок действий для совершения религиозного/магического акта, часто с целью добиться желаемого результата. Это осознанные действия человека, который желает получить какой-то положительный результат или уберечься от беды.

Таким образом, то, что принято называть вышивальными приметами, относится к ритуалам, ведь, чтобы мечта сбылась, нужно что-то сделать — вышить картину.

Суеверия с точки зрения психологии и психоанализа

Вера в ритуалы — признак так называемого магического мышления: это вера во всемогущество мыслей, убеждение в том, что на действительность можно влиять посредством символических психических или физических действий или мыслей. Ходить к гадалкам, трясти кошельком на растущую луну, говорить «крайний» вместо «последний» — вот это оно.

Магическое мышление возникает у человека в раннем детстве как признак начальной стадии когнитивного развития. Пока ребёнок не знаком с причинно-следственными связями, он склонен объяснять непонятные явления воздействием сверхъестественных сил, а осуществление желаемого пытается подтолкнуть соблюдением никак не влияющих на физический мир ритуалов. Так же мыслили наши предки на заре человеческой цивилизации, когда наука была мало развита.

Этот этап проходит, когда ребёнок узнаёт о логике, но отголоски магического мышления в той или иной степени переходят во взрослую жизнь. Есть клинические случаи, когда люди отказываются от традиционной медицины в пользу заклинаний и отваров, вступают в секты и отрицают науку, но некоторые, хоть и не верят в сверхъестественное, не хотят полностью отказываться от волшебства в обычной жизни, просто потому что получают от этого эстетическое удовольствие.

Психоаналитики объясняют это подсознательным желанием вернуться к детскому анимистическому способу восприятия мира и ставят в один ряд любителей вешать подковы над дверью и поклонников фильмов ужасов. Октав Маннони объединяет их принципом «Да, я знаю, но тем не менее», а Зигмунд Фрейд ввёл понятие, очень неточно переведённое на русский язык как «жуткое», которое относится ко всему анимизму и не только и не синонимично с пугающим. И хотя я вижу чёткую разницу между человеком, который закрыл книгу и продолжил жить обычной жизнью без духов и веры во всевластие мыслей, и тем, кто каждый день носит в кошельке амулет на богатство, вплетая это и другие суеверия в свой обиход, я поверю Фрейду. А вы, наверное, нет: я пересказываю суть так сжато, что будет удивительно, если среднестатистическая вышивальщица вообще поймёт, о чём я говорю, но вы можете провести собственное научное изыскание хотя бы по ссылкам в конце записи. Может, вы и что-нибудь отечественное на эту тему найдёте.

-2

Как правило, вышивальные ритуалы говорят сами за себя: женщины изображают то, что хотят получить в реальной жизни, часто без символизма, в лоб: дом, деньги, любовь, семья. Этнограф и антрополог Джеймс Фрэзер, изучавший магическое мышление, относит подобное к имитативной, или гомеопатической, магии: «Если мне хочется, чтобы шёл дождь, то мне стоит только сделать что-нибудь такое, что похоже на дождь или напоминает дождь». Этот образ мышления был свойственен людям ещё до распространения религий, следующей фазой культурного развития стали не менее бесполезные просьбы о дожде в храмах, и только затем, много позже — попытки воздействовать на атмосферу. То есть это настолько глубокая древность, что становится не по себе, когда видишь подобное в наше время — с нынешним прогрессом и огромной доказательной базой, почему это не сработает.

Таким образом, как любитель хорроров, я понимаю тех, кто вешает на стены обереги исключительно из-за особой эстетики, которая взывает к их примитивному началу и возвращает к культурным корням. Но как противник мракобесия, осуждаю тех, кто отмахивается от науки и во всё это действительно верит, и ещё больше — тех, кто верит, но стесняется и врёт, будто не верит. Если не быть честным, невозможно разобраться в себе, найти истину и обрести гармонию с самим собой.

Вышивальные ритуалы, касающиеся конкретных наборов

Если иметь хотя бы поверхностное представление о маркетинге, то легко догадаться, кто стоит за созданием этих «примет». Нет, не рукодельницы: столетиями им было достаточно веры в то, что они заряжают вышивку своими эмоциями, вкладывают в неё душу и поэтому она излучает позитивную энергию… Наводящий вопрос: что делать, если какой-то набор плохо продаётся? Если набору назначен отпугивающий артикул 13666? Если фирма-производитель увлеклась и выпустила слишком много маяков?

Всего лишь закладки, но вы поняли, о какой фирме я говорю.
Всего лишь закладки, но вы поняли, о какой фирме я говорю.

Ужасает, сколько всего в наше время навязано маркетологами. Я больше года корректировала литературу по маркетингу и узнала немало некрасивых тайн: спрос на многие вещи формируется искусственно, как и многие проблемы, которые товары на полках призваны решить.

Взгляните как можно более объективно: ведь конкретные наборы, связанные с «приметами», — неудачные. Они неинтересные, некрасивые и без изюминки, это проходные картинки.

Думаю, по этой причине «примета» с домом вышла из-под контроля и распространилась на все дизайны с домами: есть гораздо более гармоничные и не такие большие, как Victorian Charm, картины, многие предпочитают что-то другое.

-4

Но началось всё с этого набора от Dimension с артикулом 13666. Суеверные вышивальщицы боялись его как огня, пока маркетологи не придумали «очистить» его с помощью другой, искусственной «приметы»: этот набор якобы поможет решить жилищный вопрос. Артикул отлично вписался в эту психологическую установку: чертовщинка в нём всё же присутствует, но работает на вас.

Хотя это просто набор и просто число.

С набора Almost Perfect «примета» также распространилась бы на другие картины подобной тематики, не будь вышивка такой маленькой и быстрой в выполнении, а связанная с ней «примета» — такой специфичной. На картинке не младенец, рядом нет матери — ничто не указывает на связь с беременностью, женщины просто не знают, как в том же духе привязать к этой магии другой набор. С домом всё понятно: дом — он и есть дом, а здесь — откровенно высосанная из пальца чушь, смысла которой не понять, так что приходится будущим мамам вышивать этих уродливых ангелов.

-5

Как-то раз моя знакомая собралась вышивать Almost Perfect, и я зачем-то рассказала ей о «примете». Она очень обрадовалась. Но ритуал не сработал. Ничего удивительного: она даже ни с кем не встречалась. Если вы хотите поправить меня, что для исполнения желания нужно прикладывать ещё какие-то усилия, помимо вышивания подходящей схемы, то вспомните «Кашу из топора» и не будьте, как та старуха с магическим мышлением: с тем же успехом можно обойтись без топора и не морочить себе голову.

А начинается самообман с подмены понятия, о которой я писала в начале. Пока говоришь себе, что всего лишь веришь в приметы, легко поддаться модной тенденции вышивать что-то с целью исполнения желания. А вот осознание того, что в XXI веке выполняешь магический ритуал, может отрезвить.
А начинается самообман с подмены понятия, о которой я писала в начале. Пока говоришь себе, что всего лишь веришь в приметы, легко поддаться модной тенденции вышивать что-то с целью исполнения желания. А вот осознание того, что в XXI веке выполняешь магический ритуал, может отрезвить.

Есть ещё набор Pooped всё от той же Dimensions: с котом, спящим на дереве в опасной позе. Неблагозвучное оригинальное название у нас литературно перевели как «Слишком устал», а к набору привязали помощь в сдаче экзаменов. Я даже предположить не могу, какая здесь связь, но наборов с этим волшебным свойством на рынке ещё не было, так что «примету» быстро подхватили вышивальщицы без критического мышления.

Да уж точно котик, можно было и не готовиться!
Да уж точно котик, можно было и не готовиться!

В пользу того, что суеверия — чепуха, говорит следующий феномен: ритуалы «срабатывают», даже когда человек выбирает неправильный объект. Слова одной вышивальщицы: «Я всё думала, почему на меня в последнее время свалилось так много работы. А вот же: я вышила лошадей!» Боевых коней на рыцарском турнире. (ノ_ <、) Лошадь связывают с работой через символ выносливости. Боевой конь — вообще не символ выносливости, это о лошадях, которых запрягали в плуг, борону, перевозили сено, людей. «Рабочая лошадка» же, а не рабочий жеребец войны. Да и вообще странно, что кто-то специально вышивает картины для воплощения этой «приметы», желая оказаться на месте лошади, которая целый день буквально пашет за еду.

-8

И о маяке. Принято считать, что маяк — символ надежды, но многие забыли, что это означает. Дескать, он такой высокий и красивый посреди одинакового моря, ярко светит во тьме, указывает путь… притягивает, манит приблизиться? И налететь на скалы, о которых маяк и предупреждает. Их специально строят на высоких мысах и в опасных местах прибрежья, это не прекрасная романтическая традиция, а мера безопасности для судов. Указывает путь он подальше от себя, это светящийся знак «Не подходи». Сейчас иногда ошибочно говорят «Ты мой маяк» о возлюбленном, и это звучит смешно.

В этом разрезе маяк, вышитый поверх написанного на канве желания, отведёт вас от его исполнения. Но это не важно, потому что подобные ритуалы — чепуха. ¯\_(ツ)_/¯

-9

Надеюсь, эта запись подкинула вам пищи для размышлений и заставила скептически взглянуть на вышивальные суеверия. А если вы не представляете жизни без эстетики «жуткого» по Фрейду, то пусть ваши приметы и ритуалы будут умными.

Интересные ссылки

1. Фрейд З. Анимизм, магия и всемогущество мысли (Тотем и табу) // Педагогическая библиотека.

2. Фрейд З. Жуткое // Проект «Весь Фрейд».

3. Карпова С.В. Инструменты и современное развитие латерального маркетинга (Инновационный маркетинг) // Studme.org.