Найти тему
Блокнот Волгоград

Неизвестная сила разрушает коттеджный поселок в Волгограде: трескаются здания и гнутся заборы

Новейший посёлок с коттеджами за миллионы рублей рассыпается в Советском районе Волгограда. Кто-то ради дома мечты взял ипотеку, кто-то — вложил материнский капитал. Лопающиеся и разваливающиеся вместе с фундаментом здания, провисшие линии электропередач с «пьяными столбами», как их прозвали жители и заборы, которые погнуло в разные стороны... И все это не про аварийный фонд, а про недавно отстроившийся поселок за остановкой «Стадион Нефтяник».

Коттеджам на улицах Комиссара Бирюкова, 4-20 и Тормосиновская, 32-46 нет и пяти лет. С этого года их владельцы бьют во все колокола. Сейчас каждый день они замечают, что состояние домов стремительно ухудшается. Владельцу одного из них — Денису удалось получить на руки экспертное заключение о том, что жить в его доме опасно для жизни. Его соседям в начале лета и вовсе пришлось снять на входе во двор калитку, она перестала закрываться еще с весны. Настолько сильно просел забор. Повсеместно царят следы разрухи и хаоса.


Ситуация складывается двоякая — владельцы во всех своих бедах винят некачественное строительство. Застройщик утверждает, что его дома оказались в эпицентре оползневой зоны уже из-за строительства нового ЖК на горе. При этом воздействия от стройки многоэтажек жители тоже исключать не могут.

С этого места на возвышенности сразу открываются захватывающие виды на город — настоящий местный Лос-Анджелес по вечерам. Застройщик поселка с коттеджами обещал красивую и уютную жизнь поближе к центру. Так думали и волгоградцы, когда приобретали эти симпатичные домики пару лет назад. При всем при этом тут же перед нами предстала огромная земляная насыпь — по одну сторону рядом с посёлком и по другую с яркими новостройками. Они находятся выше. Пробраться на своих двоих к частным домам сейчас трудно, повсюду натыкаешься на какие-то раскопки и строительные работы. Маршрут постоянно заставляет карабкаться на насыпь.

Здесь все разваливается и разрушается

Владелец дома на Бирюкова, 4 Денис купил коттедж с панорамным видом на город осенью 2020 года. Здание построили в 2019. К моменту заселения никаких проблем с усадкой, и тем более с расщелинами и трещинами, жильцы дома не должны были увидеть — заверял, по его словам, застройщик. Первые трещины внутри мужчина стал замечать в 2021 году, приступив к ремонту. По понятной причине, сначала обратился к продавцу Владимиру Лизенко. Но продавец, утверждает сегодня владелец коттеджа на Бирюкова, через какое-то время стал объяснять, что такое вполне возможно, мол, ничего страшного.

Свой дом на Бирюкова, продолжает Денис, приобретал по предварительному договору за 5,5 миллионов рублей. В основном договоре указали сумму 2 миллиона 800 тысяч рублей. Недавно эксперт оценил рассыпающийся с учётом произведенного в нем ремонта (но без учета повреждений и недостатков) в сумму около 8 миллионов рублей. За покосившийся вскоре забор эти владельцы отдали еще порядка 300 тысяч, откровенничает при нас хозяин дома. Как и всем, чтобы отремонтироваться, приходилось влезать в разные долги, кредиты:

Когда мы постелили полы, убрали грязь, стали обживаться, делать ремонт, а это уже был январь-март, дом стал прогреваться в отопительный сезон, заметили первые проблемы — стены внутри дома начали трескаться. Сейчас, конечно, трудно сказать, когда увидели первую трещину. Все как-то происходило в процессе ремонта. Когда клали плитку — пол дышал. Плитку положили, через какое-то время пришли, а она приподнялась!

В остальных домах этого поселка ситуация с разрушением на сегодняшний день обстоит примерно также, как и у Дениса. У кого-то хуже, у кого-то чуть получше. Но проблема выглядит везде одинаково. О том, что новые дома продолжают трещать по швам, здесь знают почти все, заверил нас волгоградец.

— То есть, все это с 2020 года и по сегодняшний день. Активно всей этой проблемой начали заниматься в феврале. На данный момент поданы заявления в суд, проведены независимые экспертизы. Эксперт дал заключение, что восстановительный ремонт дома проводить нецелесообразно, потому что стоит он достаточно дорого и состояние — аварийное.

У Дениса есть на руках два заключения

После разговора на улице Денис ведет нас на участок и вовнутрь дома, чтобы наглядно продемонстрировать творящийся здесь ад:

Аккуратненько! Это уже за последний год произошло!, — показывает хозяин на вздыбившуюся на входе садовую дорожку. Такое здесь повсеместно.

— Хочу сказать, что беседка стоит и не трескается. Возможно, построена по другим технологиям, не как дом. — То, что утеплитель вылез, это все сразу пошло, отмостка... А самый проблемный угол — вот он, — показывает мужчина на две длинных трещины, которые бодро устремились к окну с правой стороны дома. —В первую очередь, понятно, если новый дом разваливается, значит, это какие-то ошибки в строительстве. А может и не ошибки, грубо говоря, наобум все делалось. Мы очень долго общались с застройщиком словами. Дошло до того, что даже мастера приезжали. Уже даже обсчитали смету, хотели усиливать этот угол. Но сих пор воз и ныне там.

Здесь у нас самая жуткая комната

Внутри дома волгоградца трещин еще больше, чем снаружи. Сильнее всего продолжает страдать помещения с правой стороны здания. Мужчина при нас с трудом закрывает двери в соседние комнаты. Полы выгнулись и отошли от стен:

— Вот самая такая у нас комната, с разрушениями. Застройщик для нас ничего хорошего не сказал. Мы думали, что он все это увидит и мы разойдется в досудебном порядке, но нет. Часть обоев оторвали, чтобы показать масштабы. А потом я увидел, что в этом месте трещина ползет дальше.

-6

Положение поселка значительно ухудшило строительство нового жилого комплекса, а в последние несколько месяцев — устройство газовой котельной для него же, постепенно пришли к выводам местные жители:

— Я могу сказать, что все это усугубило эту проблему. В начале трещины эти были, за последний год, с прошлого лета, стало еще хуже. И стало понятно, что все это как-то связано со строительством высотных домов. Усугубилось в плане чего — тогда трещины были небольшими, а сейчас, видите, ладонь пролазит. По поводу родников. У нас есть на участке скважина, раньше воды здесь не было. Теперь вся вода поднялась и заполнила ее. Вот она стоит!

-7

Осознавая, что жить в таких домах невозможно, жители коттеджного посёлка в первую очередь стали пытаться вернуть потраченные на покупку домов миллионы. Но все оказалось не так просто. По какой именно причине рушатся новые дома — до сих пор точно неясно. Владельцы продолжает винить застройщика:

— С учетом того, что все здесь происходит, уже ни о каком ремонте речи и не идет. Только расторжение договора и возмещение средств по рыночной цене. Мы даже готовы были пойти навстречу, чтобы нам предоставили новый дом и хоть какую-то моральную компенсацию, на ремонт и все такое. Для них это было бы более выгодно. Но человек нам навстречу не пошел. Здесь около 40 домов, насколько я знаю, о проблеме заявляли жители порядка 22 домов. Но точно количество назвать сложно. О каком настроении тут можно говорить, когда мы сейчас даже не понимаем, что нам делать...

-8

«Мы каждый день подвергаем риску свои жизни и жизни наших детей»

В начале июня возмущенные жители коттеджного поселка написали коллективное обращение в следственный комитет, приложив к нему огромное количество фотографий с треснувшими домами. В документе волгоградцы заявляют, что многие дома на Бирюкова и Тормосиновской покупались ими в ипотеку и за материнский капитал. В документе опять не исключается воздействие от строительства ЖК «Видный»:

— Дома разрушаются на глазах, и мы не знаем, что делать и к кому обратиться за помощью. В проектной документации ЖК «Видный» указано пять родников. По факту при строительстве действующие родники были перекопаны, старое русло нарушено. Отвод воды от них не сделан. Электрические опоры покосились. Живя в таких домах, мы каждый день подвергаем риску свои жизни и жизни наших детей.

Из обращения жителей коттеджного поселка в следственный комитет

Волгоградцы из коттеджного поселка потребовали следственный комитет провести проверку по восьми основным пунктам. Людей интересует, можно ли в этом месте было строить дома вообще, а также — кто теперь будет отвечать за последствия.

Комментарий юриста

Наталья Костенко помогает отстаивать интересы нескольких жителей рассыпающегося коттеджного поселка, в том числе Дениса. Она говорит, что в суде Советского района Волгограда сейчас находится исковое заявление, требования предъявлены к продавцу домов по договору. То есть — Владимиру Лизенко. Первое судебное заседание назначено на 9 июля.

— Ни к кому другому мы не можем предъявлять исковые требования, потому что по экспертизе выявлены недостатки, связанные именно со строительством дома. На данный момент, да, жители указывают на недостатки от застройщика. Может, там и было спровоцировано строительством многоквартирных домов, но недостатки, связанные именно со строительством, ГОСТы, требования, которые должны были быть соблюдены, они эти недостатки выявлены. Возможно, именно на этом месте нужно было строить как-то по-другому, соблюдать другие требования, не так, как раньше.

-10

В начале июня после коллективного обращения жителей частных домов с Бирюкова и Тормосиновской в следственный комитет возбудили уголовное дело. Пока оно возбуждено по факту, в отношении неустановленных лиц, добавила правозащитник в разговоре с журналистом «Блокнот Волгоград».

— Конечно, дом рушится, разрушается, жить там опасно. От ветров и дождей разрушения идут еще сильнее, трещины увеличиваются. Понятно, что людям хотелось бы все закончить быстрее. А так как возбуждено уголовное дело, не знаю, на сколько все это затянется.


Что говорит по поводу разваливающихся домов застройщик

Владимир Лизенко не стал отрицать крайне сложной ситуации с коттеджными домами в Советском районе. Он считает, что его дома продолжает убивать искусственно созданный оползень. Первые коттеджи начали строиться здесь в 2019 году, землю под индивидуальное жилищное строительство выделяла администрация. Мужчина не скрывает, что готовится к суду, заказал свою экспертизу. Несколько домов строил здесь в том числе и для своей семьи. Впоследствии они были проданы.

— Все было нормально. А потом на горе стали строиться многоэтажки. В результате чего изменились подводные ключи, сверху образовался оползень. Он оказывает боковое давление, склон с горы сползает. Есть вероятность, что дома могут обрушиться — образовалась оползневая зона из-за давления сверху. — Последний год все движения начались очень резко. Поэтому здесь и газовые трубы гнутся, рвутся, люди писали уже и в следственный комитет с просьбой разобраться. Их даже переселяли на несколько дней, боялись взрыва. Столб высоковольтный чуть не упал...

-11

Ситуацию с некачественным строительством Лизенко отрицает.

— Качество строительства тут ни при чем — абсолютно. Они бы простояли и 200 лет. Это стандартные, типовые проекты. Здесь элементарно — фундамент, стены, чтобы соответствовали по толщине для теплоизоляции, кровля. Что там может быть некачественного? Отмостка на 10 сантиметров под дом заползла, плитка возле домов в гармонь сложилась, заборы! И это не от того, что кто-то некачественно что-то построен. Самая главная беда — оползень горы! Ее нужно ликвидировать.

-12

Волгоградец говорит, что пытался выходить с жителями поселка на связь:

— Люди как говорят: «Ты нам продал, нам легче с тебя деньги забрать. Проще». А с теми, кто на горе, мол, сам бодайся. С самого начала, когда я строился, не было проблемных мест. Никаких. Строился не только я, но и другие. Не может же быть одновременно. Ладно, я некачественно строил. А другие люди? Пострадало домов 15 в данном случае.

По словам застройщика, его коттеджные дома еще можно спасти. Но на месте нужно принимать срочные меры: правильно организовывать дренаж для подземных ключей, от домов его лучше отодвинуть в сторону, убирать лишний грунт, делать грунтозмаещение, избавляться от глины. В разумных пределах предприниматель даже пообещал поддержать пострадавших:

— Там пять ключей, которые изменили свое направление, глинистый слой по воде — это как на санках с горки. Понимаете? Он ползет вниз. Давление очень сильное. Я ходил к застройщикам, они говорят, что все построили по нормам. Но ведь оползень — его невооруженным взглядом видно. — Если это будет убрано, оползень прекратится. А дома внизу люди смогут отремонтировать. Это все решаемо. Сейчас люди купили жилье за 2 миллиона, а хотят с меня 14 — это нормальное желание? На горе, думаю, можно было строить, если выдержать определенные условия. Архитекторы, строители все это хорошо знают, на эти уклоны не должны были насыпать глину дополнительно. А ее насыпали.

«Ситуация более глобальная» — общественник

Происходящее в коттеджном поселке прокомментировал общественник Александр. Обвинять напрямую кого-либо в возникшей ситуации, озвучивает он, нельзя. Чтобы выяснить реальную причину разрушений частных домов, считает, необходимо проводить комплекс исследований.

— Соответствующие заключения должны сделать ведомства, эксперты. Не исключаю, что необходимо дополнительное проведение геологических, геодезических работ, чтобы выяснить, насколько вообще есть риск оползня данного склона.

Данные экспертизы 2015 года

А это уже середина 2022. Александр говорит, что оба документа противоречат друг другу

Вникнув в суть вопроса, Александр полагает, что проблема здесь даже более глобальная. Теперь трещины и разрушения могут коснуться уже не только владельцев коттеджей:

— Хочу заметить, что проблема касается не только частных индивидуальных жилых домов, но и многоквартирных домов, которые построены по склону выше. Вероятнее всего, они тоже находятся под угрозой.

-15

Александр заметил, что данная насыпь, которую мы сегодня видим перед поселком с коттеджами, является искусственной. По результатам изысканий 2015 года ее на этом месте быть не должно. Последствием всего этого, объясняет общественник, стало то, что и без того некрепкие в этом месте грунты, скорее всего, напитались водой и поползли вниз. И пока процесс с разрушениями не прекращается:

— Есть результаты проверки, проведенной облстройнадзором Волгоградской области, где прямо указано о наличии смещения грунта в зоне домов, которые уже введены в эксплуатацию. В настоящее время, я так полагаю, администрация города будет назначать какие-то экспертизы, проводить какие-то исследования, потому что эта ситуация требует адекватного разбирательства в причинах движения грунта, безотлагательного рассмотрения и принятия каких-то мер.

«Блокнот Волгоград» обратился непосредственно за комментарием и к представителям застройщика ЖК «Видный». На том конце провода, услышав вопрос от журналиста по поводу склона, разрушающихся домов на Бирюкова-Тормосиновской, тут же пообещали набрать и молниеносно положили трубку, не уточняя каких-либо деталей. Журналисту было не трудно перезвонить снова:

— Мы с вами свяжемся. Я, думаю, дней через 10. Сейчас руководителя нет. К сожалению, ничего не могу вам сказать. Сегодня — нет, конечно, нет. По этому вопросу — только с руководителем. К сожалению, ничем не могу помочь, — ответил молодой женский голос в трубке.

Редакция в любой момент готова опубликовать позицию застройщика ЖК по возникшей ситуации. Жители тем временем готовятся к первому судебному заседанию и надеются на объективное рассмотрение вопроса с поселком-катастрофой.

Больше новостей о жизни Волгограда здесь. Это наш телеграм-канал. Не забудь подписаться!

В истории с неизвестной силой разбиралась Ирина Рассказова

-17