Дива-хаус - хаус-музыка с женским вокалом. Это даже не совсем музыкальный стиль, а скорее ярлык, которым обозначили тенденцию в хаусе начала 90-х: глубокий женский вокал, отрывистые звуки фортепиано, прямая “уц-уц-уц” бочка, возвышенные тексты о любви и свободе, и в целом некоторая гимноподобность. В это время хаус терял “подпольный” потенциал и становился все более “попсовым” и “гламурным”, и дива-хаус воплощал эти тенденции.
Что за дива? Сам термин возник в 1992 году, когда в журнале Billboard сингл Ди Ди Симоне What we’re doin’ назвали “дива-хаусом с железными легкими”. Само слово “дива”, коим изначально называли прославленных оперных певиц, отражал одновременно уважение к силе вокала и насмешку над претенциозностью этих треков. Есть у жанра и другое, более оскорбительное название - Handbag House (или просто Handbag) - что-то вроде “хаус женских сумочек”. На рейвах в те годы приходило всё больше “случайных” людей, в том числе девушек. Сумочки мешали им танцевать, из-за чего девушки скидывали их в кучку и танцевали рядом, чтобы сумочки оставались в поле зрения. В этом термине отразился и сексизм, и пренебрежение “трушных” рейверов как к случайным людям в клубе, так и к “опопсению” жанра.
Расцвет и падение. Первые дива-хаус треки приходятся на конец 80-х, ключевые - на период 1992-93 годов. Во второй половине 90-х жанр сошел на нет. “Попсовых” разновидностей хауса стало много: ню-диско, новая волна дип-хауса, френч-хаус… а дива-хаус к тому моменту уже устарел. Прямым потомком жанра считается Hardbag - “утяжеленный” вариант классического “дива”. Хотя, так как дива-хаус - это скорее тенденция, чем четко выраженный стиль, он никогда не “появлялся” и не “умирал”. Просто одна мода сменила другую.
Это интересно. По версии RateYourMusic количество релизов в стиле Diva house растет с каждым годом, и на неполный 2024 год приходится рекордные 32 сингла в этом стиле, в том числе от суперзвезд вроде Арианы Гранде и Дуа Липы. О чем это говорит? Может, о том, что пользователи сайта вспомнили забытый жанр и начали им маркировать новые песни. А может о том, что в поп-музыке растет запрос на образ сильной женщины, поющей электронные гимны.
Что дальше? Рекомендую две подборки - от RYM Ultimate Box Set и от журнала MixMag.
Плейлист
Inner City - Good Life (1988)
Этот дуэт создал формулу, по которой будет работать дива-хаус 2-3 года спустя. Кевин Сондерс (один из создателей техно) подогнал хаус под поп-стандарты: яркая вокалистка, мелодичность и даже куплетно-припевная структура в некоторых треках. Результат - #1 в американском танцевальном чарте, 4 место в UK Singles Chart. Поп-хаус 90-х шел по уже проторенной дорожке.
Cathy Denis - Touch me (All night long) (1990)
Белая англичанка Кэти Денис отличалась от большинства “див” этого времени, и это другой дива-хаус - менее пафосный и более близкий к поп-музыке. Дебютный альбом никому не известной певицы попал на 3 место в британском чарте, но переплюнуть этот успех Денис не получилось. Но она написала несколько определяющих хитов нулевых - Can't Get You Out of My Head Кайли Миноуг, Toxic Бритни Спирс и I Kissed The Girl Кэти Перри.
Alison Limerick - Where Love Lives (1990)
Первый “подлинный” дива-хаус в этом списке - и одновременно постоянный участник списков “лучших клубных треков всех времен” (DJ Magazine, BBC Radio, MTV Dance и Mixmag не дадут соврать). Хоть Лимерик не была автором песни, её глубокий, немного томный голос дал треку нужное настроение. Это чем-то напоминает Грейс Джонс, но звучит человечнее.
Black Box - Ride on Time (1990)
Вся афроамериканская популярная музыка ведет родословную от соула. Соул - это душевность, а душевность может быть как сдержанно-глубокой, так и исступленной. Если предыдущий трек про сдержанность, то Ride on Time - про отсутствие тормозов. Правда, этому немного мешает сэмплирование вокала, но тогда это было модно. Кстати, группа итальянская, ее “дивой” была французская модель Катрин Киноль, но за страстный вокал отвечала американка Марта Уош (прославившаяся исполнением песни It’s Raining Man в составе группы The Weather Girls). Такой вот интернационал. Правда, Уош не знала, что её записи используют для итоговой версии, и засудила итальянцев за плагиат.
Dee Dee Simone - What We’re doin’ (1992)
Тот самый трек, который впервые был назван “дива–хаусом”. Получилось задорно, претенциозно, а еще вокал как будто немного не “строит”, и не совсем точно попадает в ритм. Так что понимаю критика, который так иронично назвал этот трек.
RuPaul - Supermodel (You Better Work) (1992)
“Дивами” могли быть не только девочки, но и мальчики, переодетые в девочек. Без этого рассказ о дива-хаусе был бы неполным. Самым заметным из этого списка стал Ру Пол, влетевший со своим хитом Supermodel в Billboard Hot 100 и даже на MTV. В первую очередь шоумен, к музыке Ру Пол относился лишь как к части своего шоу, и даже его фит с Элтоном Джоном провалился в чартах.
Robin S - Show Me Love (Stonebridge Club Mix) (1993)
Здесь важен именно ремикс, потому что оригинальная песня 1990 года особого резонанса не вызвала, а вот ремикс 1993 года стал клубным гимном. Еще здесь можно услышать тот самый звук электрооргана, который стал штампом в хаусе начала 90-х на западе, а в конце 90-х стал популярен в России (“Ты не верь слезам” Шуры так вообще, похоже, прямо вдохновлен треком Show Me Love). Хотите такой же звук - гуглите пресет Organ Bass для Korg M1.
D’Bora - Going Round (1995)
Пример “позднего” дива-хауса. D’Bora начинала как хип-хоп исполнительница, но популярна стала как исполнительница хауса. Ремикс на этот трек попал на “профильную” компиляцию The House of Handbag, которая сейчас выглядит как “подведение итогов” по этому жанру.