Найти тему

В темноте и в тишине

Предисловие

История, которую вы прочтете далее основана на реальных событиях и авторском вымысле. Я закончила школу для слепых и слабовидящих. Некоторые мои одношкольники стали прототипами для героев этого рассказа. Вдохновила меня на создание этого произведения моя бывшая одноклассница.

Глава первая

Две семьи

-Настя, прекрати прятать вещи Вероники! Она же не видит. Как ты не можешь это понять?,-ругалась Надежда Викторовна на свою старшую дочь. Хотя старшей Настю можно назвать лишь условно, потому что Вероника и Анастасия родились в один день. Девочки были долгожданными и любимыми детьми. Надежда Викторовна родила их в тридцать лет, когда всякая надежда на материнство уже пропала. Надежда и Николай недоумевали: как могло получиться так, что одна дочь полностью здорова, а другая не видит ничего вокруг себя. Девочки ходили в разные детские садики и общались в разных компаниях. Неудивительно, что при таком раскладе отношения их не были близкими. Находясь дома, Ника закрывалась в своем небольшом мирке. Она обладала любящим сердце и отзывчивой душой. Когда Веронике было четыре года, она услышала историю девочки с четвертой стадией искривления позвоночника. В передаче рассказывали о болях, неудобствах, которые испытывает ребенок каждый день. В конце сообщили, что помочь малышке может только операция, стоящая очень дорого. Ника пожалела несчастную и решила, что когда вырастет, свяжет свою жизнь с медициной. Дома Вероника очень любила слушать музыку в наушниках, преимущественно классическую.

Анастасия была полной противоположностью тихоне сестре: заводная, всегда веселая и общительная. Конечно же у неё было много приятелей и приятельниц. Девочка обожала петь и танцевать. В отличии от Вероники Настя предпочитала заводные, быстрые песни. Возможно, что Настя в силу возраста просто не понимала как тяжело приходится сестре, поэтому иногда подшучивала над ней: прятала или подменивала вещи. Надежда и Николай видели проблемы в отношениях девочек, но ничего не могли поделать. Приближалось семилетие девочек, скоро они должны были пойти в первый класс. В районе, где жила семья, не оказалось образовательного учреждения для детей с проблемами зрения. Надежда Викторовна потратила много времени, прежде чем нашла то, что им идеально подходило. Но о том, что это было мой читатель узнает в следующей главе, а пока я расскажу про другую семью, живущую неподалеку от Куницыных.

В семье Снигиревых воспитывали двух сыновей погодок Женю и Сашу. Евгений родился глухим, Александра же обошел этот недуг. Но несмотря на ограниченные возможности здоровья Женя никогда не унывал, с радостью общался с братом в одной компании. Дети дружелюбно принимали его. Большую роль в вовлечении брата в компанию играл Александр, который никому не позволял издеваться или смеяться над Женей. Саша рано осознал, что его старший брат отличается от него и это отличие усложняет ему жизнь. Едва научившись говорить, Александр изъявил желание освоить язык жестов, чтобы беспрепятственно общаться с Евгением. Саша проявил большое усердие в обучении. В компании друзей Саша был переводчиком Жени для других ребят. Женя часто играл вместе со всеми в волейбол, футбол и пионербол. Настало время Евгению пойти в школу.

-Мама, я тоже хочу учиться,-подойдя к матери, сказал Саша.

-Потерпи сынок ещё годик. На следующее первое сентября и ты пойдешь.

-Но я в этом году хочу. В шесть лет можно я узнавал.

-Можно то, можно, но я хочу продлить тебе детство.

-Моё детство не будет полноценным, если рядом не будет Женечки.

-Ладно пойдёшь, только учиться вы будите в разных школах.

-Почему в разных? В нашем городе есть школа с инклюзивным обучением. Школа №271. Располагается она на улице Булгакова, дом 88. Я даже их телефон узнал. Если мне не веришь, можешь позвонить и всё узнать.

Нина Николаевна позвонила по указанному номеру и узнала всю необходимую информацию. В конце августа Снигиревы купили две школьные формы, а накануне праздника-два букета цветов.

Глава вторая

Школа для всех

«Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада вас приветствовать в нашей школе. Учебное заведение, в котором мы находимся, предназначено абсолютно для всех: «обычных» детей, незрячих, слабовидящих, глухих, глухонемых, слабослышащих и многих других. Мы разобьем вас на классы в зависимости от состояния вашего здоровья и желания. Последнее касается ребят, пришедших сюда из любопытства, по воле родителей или нежелания расставаться с братиком или сестричкой. Скоро я проведу вам экскурсию по школе, а рока объявляю линейку, посвященную первому сентября, открытой!»,-так говорила директор школы Тамара Ивановна, стоя перед учениками на школьном дворе. Дети начали читать стихи, петь песни и показывать сценки. Через час торжественная часть праздника подошла к концу. Детей разбили на классы и повели в школу, которая состояла из трёх этажей. На первом располагалась раздевалка, столовая, музыкальный класс и спорт зал. На втором была учительская и вся остальная административная часть школы. На третьем располагались кружки дополнительного образования: бисероплетения, рисования, игры на музыкальных инструментах: гитаре и скрипке. На первом этаже обучались дети, имеющие проблемы с двигательной системой, на втором-слепые и слабовидящие, на третьем-глухие и слабослышащие.

Ребята вошли в предбанник школы, и две женщины произнесли: «Кто в класс для слепых, но видит хорошо, подходите ко мне-сориентировала первая. «Кто слышит, но будет учиться с глухими, ко мне,- сообщила другая. Дети подошли. Первой группе на глаза надели непроницаемые повязки, второй закрыли уши бирушами. Ученики вошли в коридор необычной школы; в мир темноты и тишины, в котором многие люди живут всю жизнь.

Глава третья

Обучение, учения и развлечения

«Теперь с заложенными ушами я не с могу помогать Жене, хотя надеялся»,-с грустью думал Саша.

Дети начали обучение. В классах для глухих и слабослышащих уроки вели при помощи языка жестов и школьной доски. Ребята сидели кругом, чтобы они могли видеть друг друга. Первый учебный год посвятили изучению языка жестов. Чтобы основные предметы «не простаивали» детишкам, не знающим его раздали листы с основными фразами и словами. Кто не мог говорить на языке жестов рассказывал стихи и правила; не лишенные голоса рассказывали обычно. Большие трудности возникали с написанием диктантов: учительнице приходилось весь текст переводить на язык глухих. На уроках музыки ребята знакомились с произведениями композиторов при помощи парт: клали руки на них, учитель включал необходимый материал, а дерево проводило звук. Если нужно было разучить песню, Владимир Сергеевич, учитель музыки, раздавал ученикам слова песни и включал минусовку. Таким образом знакомились с необходимыми композициями. Потом под минус на языке жестов исполняли песни. С помощью жестов ребята рассказывали биографии писателей, поэтов, композиторов, когда перешли в третий класс.

Тем временем на втором этаже тоже кипела работа. Ребята осваивали язык браиля. В этих классах парты были расположены в три ряда; учитель вел уроки с помощью доски, а также комментировал как написать то или иное точками, например, буква а-первая точка; цифры пишутся как буквы, только в начале ставится цифровой знак. Вообще в языке браиля шесть точек. Шеститочие-полностью забитая клетка означает зачеркивание. Дети писали при помощи прибора и грифеля. На уроках рисования ребята работали по трафаретам. Сначала они выбивали отдельные изображения: розу, жирафа, кубики, а потом стали создавать целые картины. Обучаясь бок обок с незрячей сестрой, Настя поняла, как непросто даются Веронике действия, кажущиеся ей привычными и даже автоматическими. Что же касается детишек с проблемами апорно-двигательной системы, то их на момент описываемых событий ещё не набрали, хотя классы уже обустроили.

Вероника обучалась в школе только две недели, когда идя по школе услышала: «Осторожно, здесь ступеньки. Можно я помогу тебе спуститься?»,-попросил Саша.

-Буду тебе очень признательна.

-Извини, но у меня заложены уши, поэтому я не слышу, что ты говоришь.

Поняв, что ей предложил помощь мальчик из класса глухонемых, Ника просто подала руку. Оказавшись внизу, Вероника погладила мальчика по плечу в знак благодарности и подумала: « Интересно, ты действительно не слышишь или тебе просто заложили уши?».

Приближалось пятое октября-день учителя. Планировалось, что на празднике дети будут танцевать и показывать сценки. Учителя создали пары из незрячих и глухих, чтобы дети могли помогать друг другу во время танца. Настя оказалась в паре с Женей. Уже на репетициях мальчик заметил, что его партнерша имеет опыт в этом виде искусства. Уже на третьей тренировке девочка попыталась общаться с мальчиком на языке жестов, и он понял, что ей просто завязали глаза.

-Может я помогу тебе освоить «мою речь»?,-предложил Евгений.

-Хорошо бы. А где мы с тобой пересечемся кроме школы? Здесь нельзя снимать повязку.

Действительно вопрос. Если бы мы жили рядом друг с другом, могли бы встречаться во дворе. Кстати, где ты живёшь?

-На Арбузной улице, четвёртый дом.

-Замечательно!

-Почему?

-Потому что мы на той же улице живём, только в третьем доме.

-Действительно здорово!

Женя и Настя часто встречались во дворе. Женя помогал Насте освоить язык жестов и учил писать по-плоскому. Там же любили проводить время и Саша с Никой: вне школы им было достаточно легко общаться.

-Саш, а ты, когда вырастешь, кем хочешь стать?

-Врачом. Мечтаю изобрести слуховой аппарат, который бы подходил всем глухим, чтобы они тоже смогли услышать этот мир. А у тебя какие планы?

-Я хотела бы стать массажистом, что людям с проблемами опорно-двигательной системы помогать. Может быть у меня получится изобрести такое, чтобы людям спины исправлять в любом возрасте и на любой стадии. Иногда друзья гуляли вчетвером. Они очень сдружились. На восьмилетие Насти и Ники Саша и Женя принесли им в подарок игрушечную семью: куклу Барби, Кена и двух небольших детишек-мальчика и девочку. Друзья весело играли, общались и ели праздничные блюда, приготовленные Надеждой Викторовной. На этом торжестве познакомились родители мальчиков и девочек. Ребята ушли лишь вечером, им очень не хотелось прощаться с подругами. Через некоторое время Вероника и Анастасия нанесли друзьям два ответных визита: на семилетие Саши и восьмилетие Жени. Прошло несколько месяцев, закончились зимние каникулы, наступила самая длинная третья четверть. Именно в ней сёстры Куницыны поняли, что с такими друзьями как Саша и Женя им нечего бояться.

Глава четвертая

Теоретические и практические ЧС

В классах Саши и Жени, а также Вероники и Анастасии шёл урок ОБЖ. «Дети, тема нашего урока сегодня «Теракты и поведение при них». Террористические акты делятся на три типа:

1. Теракт с захватом заложников. Пример Нард-Ост, Беслан. Такие теракты длятся несколько часов или даже дней.

2. Расстрелы, поджоги. Продолжительность таких терактов несколько минут. Пример Крокус Сити Холл.

3. Закладка бомбы.

-Извините, Светлана Игоревна, а стрельба в 175 гимназии города Казани относится ко второму типу?

-Нет, стрельба в Казани не теракт. Скоро мы запишем отличительную черту терактов, а пока давайте пропишем как вести себя в случае террористического акта. Первое действие при всех трёх типах-бежать. Такой порядок действий возможен, если вы уверены, что не столкнетесь с террористами. Второе действие – прятаться. Применяется, если есть вероятность столкновения с преступниками. Третий вариант используется как крайняя мера и применяется, если силы более менее равны. Чаще против одного террориста. Этот способ называется драться. Ваша цель при таком действии-отнять , перекрыть доступ к оружию для преступника. Теперь запишите крупными буквами: НЕ БРАТЬ ОРУЖИЕ В РУКИ, ЧТОБЫ ВАС НЕ ПРИНЯЛИ ЗА СТРЕЛКА. Во всех трёх вариантах действия как можно быстрее вызывайте полицию. Вопросы есть?»

-А мы будем репетировать, проходить обучение?-спросил Женя.

-Думаю, что с терактами это сделать проблематично, потому что мы никогда не сможем предугадать действия злоумышленников. Единственное, что могу сказать-это то, что если прозвучит объявление о закладе бомбы , мы должны как можно скорее покинуть здание школы и идти в соседнюю школу. А теперь записываем отличительную черту терактов-теракты направлены против власти; совершаются с целью надовить на правищую элиты и добиться от неё конкретных действий. Каких именно террористы чаще озвучивают в требованиях.

На следующий день на первом уроке прозвучала незапланированная пожарная тревога: «Внимание! Произошло возгорание. Просим всех покинуть здание. Очаг возгорания-учительская.»

«Учительская! Там же Настя с Никой!»,-подумал Саша и побежал спасать подруг, Женя за ним. В момент начала пожара учителя в классе девочек не было: он разрывался на два класса и в этот момент давал задание 6Б. Братья Снигиревы, надев маски, побежали к классу Насти и Ники. Забежав в классную комнату, поняли, что обратно уже не выйти. Поэтому Женя принял решение вылезать в окно. Александр выскочил на улицу, а Евгений передавал ему детей, затем спустился сам. Завершив спасательную операцию, ребята побежали к месту сбора. Благо никто не пострадал. Приехала пожарная машина и устранила огонь. Учеников отпустили домой, а через несколько дней уроки возобновились. Стоя на школьном дворе, Ника и Настя прижались к своим спасителям, бессловесно поблагодарив. На слова у девочек не было сил.

Эпилог

Прошло много лет с момента описанных событий. Наши герои закончили школу и нашли своё призвание в жизни. Вероника стала массажистом, помогала людям с болями в ногах, руках и позвоночнике, а также практиковала детский массаж. Евгений стал окулистом. « Как же он принимал пациентов, не слыша речи?»,-спросите вы. Всё просто его брат Александр стал отоларингологом и изобрёл слуховой аппарат специально для Жени. Настя нашла своё призвание в работе общего хирурга. Что же касается личной жизни, то вы сами обо всём догадываетесь, дорогие читатели. Анастасия и Александр поженились, у них родилось четверо детей, а Вероника сочеталась в браке с Евгением. Детей у пары не было, но они обожали племянников, часто проводили с ними время и дарили подарки.