На рубеже XVIII-XIX веков в моду вошли детские и семейные портреты. Позволить такую живописную роскошь в России мог не каждый. Их, как правило, заказывали статусные члены семьи. Такой портрет требовал от художника высшего уровня написания картин, знания скрытых смыслов предметов, символа цветов. Портрет ребенка мог много значить для семьи, учитывая высокую детскую смертность в то время. В детском портрете проявляется родительная тревога, столь понятная во все времена, а также сентиментальное желание оставить на память любимые родные образы.
"О, память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной... ", - Константин Батюшков.
Парные портреты детей дипломата и главы Императорской дирекции русских художников в Риме Павла Ивановича Кривцова чрезвычайно насыщены символическими элементами. При внешней схожести лиц, одежды и аксессуаров четко определяется, кто именно изображен на картине. Прежде всего, обращает на себя внимание разный цвет кушаков. В отличие от современных представлений голубой цвет в императорской России ассоциировался с девочками, потому что символизировал синие одежды Богородицы. Оттенки красного считались мужскими, так как напоминали красные военные мундиры. Мальчиков изображали с яблоком, библейским плодом дерева познания добра и зла. Нетронутое яблоко на полотне является знаком ангельской невинности ребенка, на которого еде не упала тень первого грехопадения.
Цветы в руках брата и сестры подобраны со смыслом. Язык цветов, на котором было принято высказывать непроизносимое, был очень популярен. Оленька Кривцова держит белую розу, символ чистоты, красоты и невинности, цветок богини Афродиты. Букет девочки собран из цветов, указывающих на ее месяц рождения - август. В букете присутствуют георгины (достоинство и элегантность) и хризантемы (приветливость), эдельвейс (потрясающая красота). Мальчик был рожден весной, поэтому среди его цветов мы видим желтый нарцисс (ты-единственный). В его букете представлены цветы клематиса (творческое вдохновение, изобретательность, интеллект и способность к обучению), красный мак (плодородие и процветание), фиалки (скромность и смирение) и маргаритки (невинность, доброта и верность). На заднем плане можно различить кленовые листья (сдержанность) за мальчиком и листья вяза (достоинство) за девочкой.
Композиция полотна - воплощение любви и тепла между сестрами. Однако аллегорические детали извещают, что эта близость не продлится вечно. С одной стороны, мы видим ветви апельсинового дерева с только начинающими распускаться бутонами - знак того, что героини - будущие невесты, ведь флердоранжами украшали свадебные платья и головные уборы невесты. Девочка в красном платье держит маленькую веточку с едва распустившимися цветами апельсина, скорее всего, художник выделил старшую из сестер. Пейзаж за героинями делится рекой, что можно трактовать как неизбежную разлуку сестер и их неизбежный уход из родительского дома. Прекрасный портрет наполнен грустным лирическим звучанием.
Четыре розовые розы у ног младшей девочки символизируют наивысшее счастье и доверие в кругу изображенных на портрете. Рядом скромные цветы незабудки (истинная любовь, не забывай меня) и василек (доверие, бесхитростность, веселье и верность). Все это - свидетельство безграничной любви и счастья, царящих в этой семье, несмотря на усталое лицо матери.
Этот портрет в интерьере прекрасно отражает моду того времени. В интерьере комнаты можно до мельчайших подробностей разглядеть вазу, которая был изготовлена в 1837 году на Императорском фарфоровом заводе и расписана художником А.А.Артемьевым. В настоящее время ваза находится в собрании государственного Русского музея в Санкт-Петербурге и выставлена в одном из залов Инженерного замка. Шпалера с комнатным плющом символизирует христианское бессмертие души, а также дружескую привязанность. На языке искусства эпохи романтизма плющ был аллегорией прочности брачных уз, верности и преданности, а также женственности, которой необходима твердая опора и защита.
Около трех лет крестьянским мальчикам надевали рубаху-косоворотку из новой ткани. До этого использовали ношеные ткани и даже родительские элементы одежды как более мягкие и обладающие силой оберега. Традиция была заимствована дворянской средой, начиная с николаевского времени, под влиянием идеологии министра просвещения С.С.Уварова, проповедавшего "православие, самодержавие, народность". Крестьянская косоворотка стала традиционной детской одеждой мальчиков всех сословий. На детских портретах того времени мы часто встречаем мальчиков в красных косоворотках на пуговках, с вышивкой и витым пояском с кисточками.
На портрете изображены слева направо Наталья Ивановна (урожд.Монахова 1804-1861), Варвара Евдокимовна (1824-?), Ольга Евдокимовна (1827-1878), Иван Евдокимович (1823-1873), Алексей Евдокимович (1834-1868), Евдоким Федотович (1795-1861). Семья Затолокиных, потомки которых до сих пор живут во Санкт-Петербурге, известна тем, что именно им была продана дача Ma Folie на Петроградском острове, в которой скончалась дочь М.А.Нарышкиной от императора Александра I - Софья. Семья Затолокиных не была родовитой, однако Наталья Ивановна Монахова, войдя в нее, принесла внушительное приданое, на которое и был куплен особняк. Скорее всего, после трагической кончины Сонечки Нарышкиной усадьбу целенаправленно продавали добропорядочным людям. Для этого дома и был написан групповой портрет.
Портрет относится к позднему периоду творчества художника. Это произведение отличает достаточно большой размер холста. Фон полотна темный, однако, приглядевшись, можно рассмотреть интерьер комнаты: у стены стоят холсты, вероятно Тропинин изобразил свою мастерскую. Картина поступила в музей из коллекции Феликса Вишневского. В середине 50-х годов она была приобретена собирателем в одном из московских антикварных магазинов на Арбате как работа неизвестного художника. Вишневский распознал шедевр. На портрете была обнаружена подпись и дата — 1850 год, которые необычно для Тропинина, зашифрованы в орнаментальном поясе горшка. В процессе исследования дел о пропавших ценностях во время Великой Отечественной войны было выяснено, что ранее картина находилась в Императорском собрании, в музее Александра III, впоследствии в Государственном Русском музее, откуда была направлена на выставку в Крым, а во время войны оказалась в частных руках. В 2003 году руководство Русского музея официально передало портрет на постоянное хранение в музей В.А.Тропинина, стены которого он не покидает.
Картина прекрасно иллюстрирует детскую моду того времени, детские коляски и игрушки.
На портрете изображена Дарья Михайловна Римская-Корсакова, внучка генерала Александра Михайловича Римского-Корсакова.
Собака и хлыстик в руках мальчика символизируют добродетельного, послушного ребенка, готового усердно учиться. Так ли это?
Платон Алимпиевич Дубровин – живописец-портретист. В 1840-х гг. жил в Москве, в Яузской части, на Мясницкой. Автор купеческих портретов. Один из первых учителей академика живописи П.З. Захарова-Чеченца. Цель такого типа портретов – показать материальное положение, успех, который был достигнут в результате предпринимательской деятельности семейства. Поэтому для позирования всегда выбирались лучшие костюмы, сшитые по последней моде и из лучших тканей, богатые украшения и аксессуары, что требовало от живописца дополнительных умений.
Болезненный мальчик на портрете - Алексей Сергеевич Мазурин (1846 — 1920) - русский купец и фотограф. Родился 10 декабря 1846 года в Москве в богатой купеческой семьи Мазуриных (дед был московским городской головой, а отец — основал в 1843 мануфактуру в подмосковном Реутове). Потеряв в три года мать, а в четыре года отца, воспитывался старшим братом, коммерции советником Митрофаном Сергеевичем. Кроме того, в семье было ещё несколько детей (одна из сестёр Лиза в 1856 году стала женой влюбленного в неё Сергея Третьякова, будущего основателя известной картинной галереи). Алексей получил хорошее начальное образование. В 1860-х годах учился во Франкфуртской торговой школе. Затем путешествовал по Италии, занимался музыкой, живописью. В 1870 году Мазурин увлёкся фотографией. Свои первые работы выставлял для продажи и публиковал в журналах. С 1890 года участвовал в различных выставках, в том числе международных, содействуя становлению русской фотографии. Его работы становятся известны в Европе после Венской фотовыставки 1891 года и Международной выставки в Гамбурге в 1893 году. В 1894 году был одним из учредителей Русского фотограчического общества, а с 1899 года — его почётным членом. В 1895 году он избирается на должность церковного старосты Николо-Архангельской церкви в Реутове, к приходу которой были приписаны работники его Реутовской бумагопрядильной фабрики. В 1899 году был избран Почетным членом Французского фотографического общества. Как фотограф Мазурин экспериментирует с технологиями печати, ищет способ создать отпечаток похожий на живописное произведение. Разрабатывает различные композиционные варианты. С 1900 по 1905 год был директором правления Товарищества Реутовской мануфактуры, после продал фабрику. Умер в Реутове в 1920 году. Похоронен у церкви Михаила Архангела.
После войны 1809 года Наполеон, разведясь с Жозефиной Богарне, выбрал Марию-Луизу в супруги, и 1 апреля 1810 года они были обвенчаны. В 1811 году у Марии-Луизы родился сын Наполеон, которому император дал титул римского короля.
Скорее всего, изображенный мальчик был воспитанником Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. В XVIII веке мальчиков туда принимали с пяти-шестилетнего возраста, и обучение продолжалось пятнадцать лет.