Найти в Дзене
Русский мир.ru

Маленькая Древняя Греция

Оглавление
Фото: Юрий Абрамочкин/РИА Новости
Фото: Юрий Абрамочкин/РИА Новости

На набережной Анапы, по соседству с городским пляжем и центральным парком, есть удивительное место: здесь можно перенестись на 2 с лишним тысячи лет назад – в античный город. Это археологический заповедник «Горгиппия», где руины домов, мощеные дороги и остатки памятников, украшавших когда-то площади и улицы, дают возможность ощутить живое дыхание давно прошедшей эпохи.

Текст: Алина Грин

О существовании города Горгиппия (IV в. до н.э. – III в. н.э.), где жили греческие колонисты, мы знаем из «Географии» Страбона и «Этники» Стефана Византийского. Первым предположение о том, что этот город стоял на месте современной Анапы, выдвинул профессор Новороссийского (Одесского) университета Филипп Карлович Брун. В 1874 году была опубликована его статья о географической карте XV века венецианскогомонаха Фра Мауро, с помощью которой Брун попытался локализовать древние города на современной карте. Это было время, когда на анапском побережье, которое в 1829 году по Адрианопольскому мирному договору перешло от Османской империи к России, начиналось исследование памятников древности. Среди находок оказались плиты со словом «Горгиппия». Догадка Бруна была подтверждена. К настоящему времени найдено восемь таких каменных свидетельств.

Золотые вещи из «золотого саркофага» II–III веков н.э., найденного в 1975 году. В центре – парадный меч, рукоять и ножны обтянуты золотым листом, инкрустация гранатами и бирюзой. Археологический музей-заповедник «Горгиппия» (далее – АМЗ «Горгиппия». Фото: Юрий Абрамочкин/РИА Новости
Золотые вещи из «золотого саркофага» II–III веков н.э., найденного в 1975 году. В центре – парадный меч, рукоять и ножны обтянуты золотым листом, инкрустация гранатами и бирюзой. Археологический музей-заповедник «Горгиппия» (далее – АМЗ «Горгиппия». Фото: Юрий Абрамочкин/РИА Новости

Начало археологического изучения Анапы в конце XIX века иногда называют «курганной лихорадкой». Ученые, а также черные копатели, вскрывая курганы, находили каменные склепы и гробницы, часто с ценными погребальными дарами. «Горгиппийские» находки не одно десятилетие обогащали столичные музеи. Так, в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве хранится мраморная статуя правителя Горгиппии Неокла, а в Анапском музее стоит ее гипсовая копия.

«СКЛЕП ГЕРАКЛА»

Систематическое археологическое изучение территории началось в 1950-е годы, когда разрушенную войной Анапу стали превращать в город-курорт. Вывороченные экскаваторами пласты земли обнажили тысячелетние тайны. В центре города строители наткнулись на некрополь. Местные сотрудники музеев подключили специалистов из Москвы. С 1960 по 2000 год в Анапе уже постоянно работала экспедиция Института археологии Академии наук СССР (с 1991 года – Российской академии наук).

Одна из первых значимых находок – остатки гончарной мастерской – была сделана на набережной. Рядом археологи обнаружили фундаменты нескольких десятков жилых домов с глубокими погребами для хранения вина и продуктов. Это были виллы с внутренними дворами, колодцами и водосточными коммуникациями. Несколько зданий использовались как винодельни, был также дом с ваннами для засолки рыбы. Здания стояли вдоль широкой, мощенной каменными плитами улицы шириной около 8 метров и двух переулков. При раскопках стало понятно, что город не раз перестраивался и горел. Брошенные вещи и обугленные стены домов свидетельствовали, что очередное разорение – ученые предполагают, что это был набег гуннов, – застало горожан врасплох. После него Горгиппия не возродилась.

Раскоп на набережной археологи изучали не один десяток лет. Было понятно, что это окраина античного города, а его центральная часть с агорой, храмами и святилищами лежала под застройками современной Анапы. Но даже эта окраина свидетельствовала о процветающем в эллинистическом мире полисе. Ученым и общественникам удалось добиться признания территории двух кварталов древнего города охранной зоной и отменить запланированное здесь строительство гостиницы. Но отдать под музей место в самом центре курорта власти не соглашались.

Помогло чудо. Летом 1975 года при рытье котлована под фундамент жилого дома неподалеку от набережной ковш экскаватора наткнулся на каменное сооружение. Когда руководитель археологической экспедиции Екатерина Михайловна Алексеева спустилась в яму, ей бросился в глаза каменный блок с фрагментами росписи, покрытой известковым налетом. Экскаваторщик уже вытащил несколько таких камней из свода склепа. Фрески! Погребальная фресковая живопись античных времен – огромная редкость!

Лапидарий музея-заповедника "Горгиппия". Склепы и надгробия из некрополя древнего города. Фото: Юрий Абрамочкин/РИА Новости.
Лапидарий музея-заповедника "Горгиппия". Склепы и надгробия из некрополя древнего города. Фото: Юрий Абрамочкин/РИА Новости.

Как потом выяснилось, в склепе хоронили представителей местной правящей династии. Живописная композиция представляла двенадцать подвигов Геракла, считавшегося родоначальником династии, члены которой тоже были запечатлены на каменных плитах. Усыпальницу, датированную III веком до н.э., сразу окрестили «склепом Геракла». Рядом обнаружили еще одну гробницу с двумя саркофагами. Один из них был разграблен, а другой – не тронут. Алексеева вспоминает, как вскрывала этот саркофаг на глазах у толпы курортников, прослышавших об уникальных находках. Когда подъемный кран снял крышку саркофага, находившиеся в нем предметы засияли на солнце. «Золото!» – ахнули зрители. Рядом с останками знатного воина лежали кинжал с золотой рукоятью в золотых ножнах, золотые перстни, браслет, гривна, детали портупеи, погребальный венок, похоронные покровы украшали листья из золотой фольги. Склеп получил неофициальное название «золотой».

Анапские гробницы были признаны ЮНЕСКО археологической находкой года. Специальная комиссия Министерства культуры РСФСР решала вопрос о месте хранения уникальных находок и остановилась на Анапе. Через два года вследствие особой научной и культурной значимости античного города Горгиппия по решению Совета министров РСФСР на набережной был открыт археологический заповедник. Он стал отделом Анапского краеведческого музея, который отныне получил название археологического музея и вошел в состав Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника имени Е.Д. Фелицына.

Браслет из цельного золота с разъемным замком, инкрустация бирюзой, вставка в среднее звено — стекло. Погребальный инвентарь "золотого саркофага". Государственный музей искусства народов Востока (далее — Музей Востока). Фото: Э. Басилий/РИА Новости
Браслет из цельного золота с разъемным замком, инкрустация бирюзой, вставка в среднее звено — стекло. Погребальный инвентарь "золотого саркофага". Государственный музей искусства народов Востока (далее — Музей Востока). Фото: Э. Басилий/РИА Новости

ДРЕВНИЙ ГОРОД КАК МУЗЕЙНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Важнейшим для создателей заповедника стал вопрос, как сохранить античные фрагменты зданий и мостовые для показа и дальнейшего изучения, ведь они находились в аварийном состоянии. За основу взяли метод натурной консервации, требующий вносить минимум изменений в открытые объекты и фиксировать их состояние строительными и физико-химическими способами.

Специалисты объединения «Росреставрация» переложили и достроили до необходимой высоты стены, укрепили строительные швы, сделали новые вымостки и глинобитные полы. Несколько московских институтов разрабатывали консервирующие и защитные химические составы, чтобы закрепить кладку и спасти древние камни от повреждений из-за грунтовых вод, ветра, перепадов температур, распространения мхов и лишайников. Для проведения постоянных работ по реставрации и консервации было создано Краснодарское краевое специализированное научно-производственное реставрационное управление. Компания по обслуживанию горнодобывающих предприятий «ВИОГЕМ» из Белгорода выполнила уникальный проект по отведению дренажных вод из заповедника в море. Для отслеживания состояния памятника в музее создали реставрационную мастерскую.

Гуляя по заповеднику, начинаешь понимать, что имел в виду искусствовед и писатель Павел Муратов, когда сто лет назад писал, что «для античного лучше честное умирание от времени и от рук природы, чем летаргический сон в музее». Древний город предстает в своем естественном виде: таким, каким он сохранился до наших дней. Руины – красноречивые свидетели канувшей в небытие жизни, особенно когда рядом все так же плещется море и светит благодатное солнце. Посетители видят раскопанный квартал с высоты современного уровня поверхности земли: ходить по улицам античного города запрещено. Но потрогать древние камни можно на площадке лапидария, где под открытым небом выставлены некоторые находки – сельскохозяйственные орудия и различный хозяйственный инвентарь из известняка, песчаника, ракушечника, а также могильные плиты и саркофаги. Местные античные камнетесы достигли определенных высот в художественном оформлении последних, украшая их статуями-полуфигурами и рельефами. Здесь же представлены архитектурные фрагменты городских общественных зданий. Они из мрамора, привезенного из Греции. По этим обломкам удалось воссоздать облик горгиппийских храмов.

Бюст Афродиты-Исиды. Бронза. III век н.э. Возможно, был привезен в Горгиппию из Александрии. АМЗ "Горгиппия". Фото: Юрий Абрамочкин/РИА Новости
Бюст Афродиты-Исиды. Бронза. III век н.э. Возможно, был привезен в Горгиппию из Александрии. АМЗ "Горгиппия". Фото: Юрий Абрамочкин/РИА Новости

Гордость музея – стела с именами 226 победителей по четырем дисциплинам ежегодных спортивных соревнований в честь бога Гермеса. Правда, это копия, мраморный оригинал хранится в Керченском историко-археологическом музее, куда он попал в конце XIX века, когда в Анапе древности никто не собирал. Этот так называемый агонистический каталог помог исследователям по написанию имен выяснить, что предки некоторых спортсменов прибыли в Горгиппию из греческой колонии Каллатис на западном побережье Черного моря. Имена, образованные от этнонимов, рассказали о многонациональном составе античного города и полноправном участии в его жизни представителей местных племен.

Амфора с острова Родос после реставрации. III–II века до н.э. АМЗ "Горгиппия". Фото: Юрий Абрамочкин/РИА Новости.
Амфора с острова Родос после реставрации. III–II века до н.э. АМЗ "Горгиппия". Фото: Юрий Абрамочкин/РИА Новости.

В музее хранится несколько десятков каменных плит с древнегреческими надписями. Это своего рода архив античного города. Благодаря этим памятникам стало известно, например, что во главе Горгиппии, входившей в Боспорское царство, стоял наместник царя, что в городе действовал городской совет, работали архитектор, казначей ритуальных пожертвований, попечитель сирот, гимнасиарх (глава школы для мальчиков), служили командиры воинских подразделений. Есть надписи о возведении городских укреплений, о торговле вином, пшеницей, ячменем и просом, о наделении некоего Селвека, сына Евмела, проксенией – своего рода гражданством Горгиппии. Найдено поэтическое посвящение богу Аполлону от имени боспорского царя Левкона I.

Полихромная стеклянная пиала. Найдена в скальном склепе рядом со "склепом Геракла" в 1975 году. Лежала между двумя саркофагами. Музей Востока. Фото: Э. Басилий/РИА Новости.
Полихромная стеклянная пиала. Найдена в скальном склепе рядом со "склепом Геракла" в 1975 году. Лежала между двумя саркофагами. Музей Востока. Фото: Э. Басилий/РИА Новости.

В небольшом зале музея выставлены наиболее значимые археологические находки: часть богатейших коллекций амфор, монет, чернолаковой и краснолаковой посуды, терракоты, металлических изделий и т.д. Экспозиция построена как модель древнего города. В центре – витрина в виде храма с колоннами, экспозиции знакомят с основными занятиями горожан. Предметы представляют религиозные культы, торговлю, морские перевозки, ремесла, врачевание, быт женщин и мужчин.

Увидеть Горгиппию такой, какой она была, полюбоваться на город с высоты птичьего полета, погулять по его улицам, повстречаться с занятыми делами горгиппийцами можно на сайте заповедника. Здесь представлена визуальная реконструкция города в разные периоды его истории. Виртуальная Горгиппия появилась как итог многолетних исследований античного города.

Археологический музей-заповедник "Горгиппия". Фото: Юрий Абрамочкин/РИА Новости
Археологический музей-заповедник "Горгиппия". Фото: Юрий Абрамочкин/РИА Новости

ПРИТЯГАТЕЛЬНОСТЬ АНТИЧНОСТИ

Открытие в Северном Причерноморье колонии древнегреческих городов стало для многих российских ученых реальной возможностью соприкоснуться с античностью. Города Боспора – так греки называли Керченский пролив – притягивали, словно всплывшая из вод морских Атлантида. Не было в стране «античника», который не отметился бы на их раскопках.

Руководителем экспедиции Института археологии АН СССР с 1960 по 1973 год была Ирина Кругликова – опытный археолог-антиковед, десять лет возглавлявшая Восточно-Крымскую экспедицию. Мечта создать из раскопа на набережной заповедник родилась в ее команде. Позже Ирина Тимофеевна написала о Горгиппии две книги, которые не раз переиздавались, защитила докторскую диссертацию по теме сельского хозяйства Боспора и открыла в Афганистане крупный город античной Бактрии Дильберджин.

Светильник. Глина. I век н.э. Городище Горгиппии. АМЗ "Горгиппия". Фото: Юрий Абрамочкин/РИА Новости.
Светильник. Глина. I век н.э. Городище Горгиппии. АМЗ "Горгиппия". Фото: Юрий Абрамочкин/РИА Новости.

Екатерина Алексеева сменила Кругликову в начале своей научной карьеры. История заповедника «Горгиппия» стала, по сути, историей ее жизни. Она держала в руках и описывала все самые значимые находки, разрабатывала проекты реконструкции Горгиппии и экспозиции под открытым небом, ходила по высоким кабинетам, добиваясь необходимых решений и ресурсов. Когда в 2000 году финансирование академических экспедиций прекратилось, Екатерина Михайловна занялась аналитикой. Монографии и статьи доктора исторических наук Алексеевой появляются регулярно. Именно ее труды приблизили Горгиппию к нам настолько, что стало возможным сделать виртуальную копию города.

Мраморный блок с ликами юного сатира и Пана от культового здания рубежа II–III вековн.э. Найден под Анапой, в поселке Гай-Кодзор. Жившее после гибели Горгиппии население использовало остатки горгиппийских сооружений в качестве строительного материала. АМЗ "Горгиппия".
Мраморный блок с ликами юного сатира и Пана от культового здания рубежа II–III вековн.э. Найден под Анапой, в поселке Гай-Кодзор. Жившее после гибели Горгиппии население использовало остатки горгиппийских сооружений в качестве строительного материала. АМЗ "Горгиппия".

Многие точки на археологической карте Горгиппии появились благодаря заведующему фондами Анапского краеведческого музея Андрею Салову, который отслеживал все раскопы и случайные находки, контролировал строительные работы. До войны он учился в Московском областном педагогическом институте, слушал лекции академика Бориса Рыбакова. Тогда же появился в музее еще один удивительный сотрудник, чьи авторитет и компетенции помогли утвердить охранную заповедную зону в центре курорта. После выхода на пенсию работать сюда пришел конструктор гидросамолетов, лауреат Государственной премии СССР Андрей Сергеевич Корытин, с детства увлекавшийся археологией.

А Зоя Николаевна Лемякина принимала дела, вступая в должность директора музея в тот момент, когда был открыт «склеп Геракла». Ей выпала непростая работа: превратить заурядный провинциальный музей в площадку для демонстрации культурного наследия мирового уровня. Преображение произошло не только потому, что музею начали выделять дополнительные ресурсы, но и по той причине, что здесь появилась молодежь с горящими глазами, которую увлекли грандиозные задачи. К примеру, Андрей Новичихин – один из тех увлеченных молодых людей, которые начинали работать музейными смотрителями, заочно получили историческое образование и все свое время проводили среди древних артефактов. Сегодня Андрей Михайлович – авторитетный ученый, автор нескольких книг и более 200 статей, археолог со своим списком открытий, участник проекта цифровой музеефикации Горгиппии.

Известняковое надгробие. Первые века нашей эры. АМЗ "Горгиппия". Фото: Юрий Абрамочкин/РИА Новости.
Известняковое надгробие. Первые века нашей эры. АМЗ "Горгиппия". Фото: Юрий Абрамочкин/РИА Новости.

В «Горгиппии» сложилась традиция делать историю живой. Все тут завели себе хитоны и сандалии, а кое-кто даже освоил древние ремесла. Например, ткачество на станке, который по рисунку на древней вазе реконструировал заведующий археологическим отделом Виктор Бондаренко. Давно распределены роли богов и богинь – многие вспомнили свои навыки участия в самодеятельности. Валерий Сотник, признанный одним из лучших экскурсоводов региона, играет царя Горгиппа и местного жителя Валериса, сына Синдока. Музейные ролики с его участием о том, «как было все у греков», популярны в интернете. А первой богиней «Горгиппии» была Зоя Николаевна Лемякина, представлявшая «дарующую славу» Клио – музу истории.

В год своего 90-летия Лемякина по-прежнему каждый день на работе. Молодые сотрудники музея считают, что Зоя Николаевна – достойный пример для подражания. Работать в «Горгиппию» приходят навсегда. Вакансий в музее нет.

Фрагмент колонны общественного здания Горгиппии. Мрамор. АМЗ "Горгиппия". Фото: Юрий Абрамочкин/РИА Новости.
Фрагмент колонны общественного здания Горгиппии. Мрамор. АМЗ "Горгиппия". Фото: Юрий Абрамочкин/РИА Новости.

В ОЖИДАНИИ ПЕРЕМЕН

Под землей уникальная гробница «склеп Геракла» веками омывалась грунтовыми водами. Они насквозь пропитали солями камни усыпальницы, известковый налет и грязевые наносы толстым слоем покрыли драгоценные фрески. Ради их спасения специалисты приняли решение отправить живопись на реставрацию, отделив ее от каменных глыб. Склеп извлекли и разобрали на блоки. Долго решался вопрос, как разрезать камни. Два года день и ночь сотрудники музея охраняли сложенные возле раскопа на набережной элементы склепа. Спилы толщиной 4 сантиметра сделали специалисты из Армении. Получилось более 120 хрупких пластиночек, которые с большими предосторожностями доставили в Москву. Пронумерованные блоки усыпальницы остались дожидаться их в заповеднике. Планировалось, что, когда фрески отреставрируют, склеп полностью восстановят и он станет центральным объектом музея.

Через 25 лет в музей вернулось 8 (!) отреставрированных фрагментов памятника. Сегодня они представлены в экспозиции. Когда будут отреставрированы остальные фрески – большой вопрос. В 2018 году Министерство культуры РФ прекратило и без того скудное финансирование восстановительных работ. Екатерина Алексеева в своей последней книге с сожалением пишет, что ее жизни, видимо, уже не хватит на то, чтобы увидеть отреставрированный памятник целиком. Виртуальная модель склепа на основе сделанных Алексеевой зарисовок есть на сайте музея. Блоки гробницы странным хаотичным арт-объектом лежат во дворе заповедника до сих пор.

Статуя наместника (правителя) Горгиппии Неокла, сына Геродора. II векн.э. Мрамор. ГМИИ им. А.С. Пушкина. Фото: Александр Чепрунов/РИА Новости.
Статуя наместника (правителя) Горгиппии Неокла, сына Геродора. II векн.э. Мрамор. ГМИИ им. А.С. Пушкина. Фото: Александр Чепрунов/РИА Новости.

Сегодня заповедник «Горгиппия» привлекателен не «находками века», а глубоким погружением посетителей в историю. Маленькая черноморская Эллада предстает перед ними как сообщество людей, где каждый выполнял обязанности гражданина и члена рода, чтил богов, создавал что-то для других, имел закрытый от всех домашний быт с делением на мужскую и женскую половину. Многое хочется сравнивать. Проложенные 2 тысячи лет назад широкие ровные дороги удивляют. Гипподамова система, по которой, как и большинство античных городов, была построена Горгиппия, повторяется в планировке современной Анапы. Виноградарство возрождается. Включенность человека в жизнь городского сообщества снова становится нормой.

Анапский археологический музей – крупнейшее хранилище артефактов, найденных в Анапе, научно-исследовательская база для ученых страны. После закрытия экспедиции Института археологии РАН изучение края не остановилось. В регионе постоянно кто-то что-то раскапывает. Курортная Анапа все время строится, и, в соответствии с законодательством, на территориях, где планируется проведение строительных и земляных работ, ведутся археологические изыскания.

Раскопки античного города Горгиппия. Фото: Александр Поляков/РИА Новости.
Раскопки античного города Горгиппия. Фото: Александр Поляков/РИА Новости.

Заповеднику отвели менее 2 гектаров курортной земли – это около 5 процентов территории древнего города, если не считать его обширные родовые некрополи и хору – сельскохозяйственные предместья. Сам музей с раскопом и двумя небольшими одноэтажными зданиями для экспозиций и административных служб занимает менее половины этой площади. Маленький пятачок, где сконцентрированы плоды многолетних трудов сотен ученых, реставраторов, архитекторов, давно не вмещает все то, чем располагает. Его выставочное пространство – 300 квадратных метров. Фонды – четыре маленькие комнатки. Тот случай, когда учреждение давно переросло масштабы, которые изначально ему были определены.

Краснолаковый кувшин с рельефом "олень". I век до н.э. АМЗ "Горгиппия". Фото: Юрий Абрамочкин/РИА Новости.
Краснолаковый кувшин с рельефом "олень". I век до н.э. АМЗ "Горгиппия". Фото: Юрий Абрамочкин/РИА Новости.

О разработке программы развития заповедника и строительстве музейно-культурного комплекса разговоры ведутся много лет. И вот недавно на сайте мэра Анапы появилось сообщение, что на совете города по культуре обсуждался вопрос реконструкции «Горгиппии». Планируется строительство нового здания общей площадью 4,5 тысячи квадратных метров с выставочными залами, пространством для лекций и мероприятий, открытой террасой с панорамным видом. Над раскопом обещают возвести новую круговую галерею, которая позволит смотреть на руины древнего города с близкого расстояния через специальные смотровые окна. На не задействованной пока территории заповедника появится сквер «Сады Диониса». Здесь будут амфитеатр, фонтан, скульптуры и выставочные зоны с экспонатами, рассказывающими об античном виноградарстве и виноделии. Хочется верить, что заповедник «Горгиппия» вскоре обретет большой современный дом, которого достоин.