9K подписчиков

Стрелковые ракетомёты из «Миссионеров».

473 прочитали
«Один из подростков, видимо, для поднятия боевого духа мурлыкал вполголоса "Стрелковый ракетомет":
...вставь обойму,
услышь щелчок,
отведи затвор,
нажми курок —
убей вечернего!..
— А вечерние поют: "Убей утреннего", — явно желая поддразнить, обронил кто-то из абордажной команды».

(с) Е. и Л. Лукины, «Миссионеры».

Обложка издания 2004 года.
Обложка издания 2004 года.

Эта повесть, затем развёрнутая Е. Лукиным в трилогию «Благие намерения» («Слепые поводыри», «Миссионеры», «Разбойничья злая луна»), давно стала классикой российской «попаданческой» фантастики. Простые постсоветские люди, оказавшиеся в Полинезии до появления там европейцев, сумели в короткий срок (несколько десятилетий) развить местную цивилизацию до уровня реактивных истребителей. Разумеется, с благой целью — дать отпор европейскому вторжению и тем самым спасти народы мира от ужасов колониализма. Что из этого получилось — показано в третьей части, романе «Разбойничья злая луна», но сейчас речь не об этом.

Прямых аналогов стрелкового ракетомёта в нашей реальности нет, из ручного реактивного оружия разве что РПГ...
Прямых аналогов стрелкового ракетомёта в нашей реальности нет, из ручного реактивного оружия разве что РПГ...

Основным стрелковым оружием полинезийцев в «Миссионерах» был тот самый «стрелковый ракетомёт». Известно о нём не так уж много. Это ручное оружие, достаточно лёгкое, чтобы им мог пользоваться один человек. У личного телохранителя Старого он даже «болтался на ремне», а не оттягивал его, так что вес этого оружия, скорее всего, не больше чем у автомата Калашникова. Вот пара цитат, относящихся к стрелковому ракетомёту и его боеприпасам:

«Высокая светлокожая девчушка-снайпер неспешной грациозной походкой перешла на палубу малого корпуса, на ходу подготовив оружие к стрельбе. Опустив раструб ракетомета на плечо, привычно оглянулась, нет ли кого сзади...»

«Камушек был опоясан двумя гладкими кольцами из светлого металла. …Это был продолговатый каменный, а возможно, и глиняный сосуд, столь малый, что я не мог поместить в него даже кончик мизинного пальца. Металлические кольца были врезаны в сосудец с великим тщанием, отсутствие же на них узора выдавало скудость ума, свойственную дикарям. Несомненно, что сосудцем пользовались не для питья. На внутренних его стенках я обнаружил следы черного, твердого, как камень, пепла».

Реактивная пуля «болтера», фанарт.
Реактивная пуля «болтера», фанарт.

Впоследствии выяснится, что этот «сосудец» был стреляной ракетой от стрелкового ракетомёта. Итак, судя по первой цитате, речь не идёт о безгильзовом реактивном оружии, аналоге «Гироджета» или «болтера» из мира «Вархаммера 40 000». У последних боеприпасы выстреливает из ствола вышибной заряд, а разгоняются реактивным пороховым ускорителем они уже после, находясь в полёте. Нет, ракета стрелкового ракетомёта разгоняется ещё в стволе, реактивная струя при этом вылетает сзади через раструб. То есть выстрел происходит как у современного гранатомёта, типа РПГ-7В. Но сами ракеты миниатюрные и заряда взрывчатки внутри не содержат (иначе от «стреляной ракеты» при попадании остались бы лишь осколки).

Пистолет «Гироджет», единственное ручное реактивное оружие в нашей реальности.
Пистолет «Гироджет», единственное ручное реактивное оружие в нашей реальности.

Ещё из этих описаний можно сделать вывод, что раскрутка ракеты для её стабилизации происходит ещё в стволе — для этого предназначены «два гладких кольца светлого металла», опоясывающие ракету. Металла на островах мало, его берегут, к тому же делать такие кольца для каждого патрона было бы неоправданным усложнением технологии, если бы они не были абсолютно необходимы. Значит, без колец никак не обойтись. Эти кольца могут быть нужны только для одного — чтобы при выстреле врезаться во внутренние нарезы ствола и раскручивать тем самым боеприпас. Что вполне разумно, ракета получит вращение изначально и точность выстрела будет существенно выше, чем у «гироджета» или РПГ. По точности стрельбы такой ракетомёт не будет уступать современному нарезному огнестрелу.

Пуля «Гироджета» имеет калибр 13 мм.
Пуля «Гироджета» имеет калибр 13 мм.

Но вот сама эта ракета малого калибра, увы, от свинцовой пули отличается в худшую сторону. Керамика существенно легче свинца. Кроме того, поскольку внутри ракеты есть полость, достаточная, чтобы содержать разгонный заряд, её калибр заведомо будет существенно больше, чем у привычных нам пуль. По описанию трудно судить о размере стреляной ракеты, но на пулю калибра 7.62 или 9 мм она явно не похожа. Как минимум, миллиметров 12, а может и 15…

В обойме болтерного пистолета тоже не слишком много патронов...
В обойме болтерного пистолета тоже не слишком много патронов...

Из этого следует, что в обойме у стрелкового ракетомёта, который, напоминаем, по размерам и весу сравним с современным автоматом, ракет будет совсем немного. Вряд ли больше 10 штук. А ведь из этого оружия в основном стреляют очередями: «…даже ракетомет его на длинном ремне болтался так, словно готов был в любой момент огрызнуться короткой очередью». Нам бы показалось неудобным менять обойму (заметим, что в песне сказано именно вставить обойму, а не примкнуть магазин) после каждой второй-третьей очереди, но местные, очевидно, к этому привыкли.

Плотность строительной керамики — 2.5 - 2.7 г/см3.
Плотность строительной керамики — 2.5 - 2.7 г/см3.

Ещё одно следствие малой плотности материала ракеты и её немалого (в сравнении с автоматными пулями из нашего мира) диаметра — эта ракета будет намного сильнее тормозиться атмосферным воздухом. Как следствие, дальность прямого выстрела из стрелкового ракетомёта будет существенно меньше, чем из современного автомата. Но поскольку аборигены в повести «Миссионеры» воюют в основном в джунглях, для них это особого значения не имеет. В любом случае, по точности и дальности стрельбы их ракетомёты намного превзойдут тот примитивный огнестрел, которым вооружены противостоящие им европейцы XVI века.