В архитектурный ансамбль дворца Монплезир входит Екатерининский корпус, носящий имя великой императрицы Екатерины II. Но, однако, построен он был для предыдущей правительницы императрицы Елизаветы Петровны и имел вначале другое название - "Каменный корпус". Возведен по проекту архитектора Бартоломео Франческо Растрелли в период с 1747 по 1748 года. Изначально на этом месте находились Монплезирские огороды и каменная оранжерея. Вот на ее фундаменте знаменитый архитектор и возвел Каменный дворец.
Построенный Растрелли в стиле барокко дворец после вступления на престол Екатерины II в 1785-1786 годах был перестроен. По поручению императрицы эти работы выполнял архитектор Джакомо Кваренги. На этот раз интерьеры сменились на классический декор. Да, в годы войны здание сильно пострадало, как весь Петергоф в целом. Желтое одноэтажное здание "Екатерининского корпуса" и весь его интерьер были бережно отреставрированы и теперь максимально точно отражают эпоху царствования великих императриц.
Планировка помещений Екатерининского корпуса представляет собой две параллельные анфилады. Всего в здании насчитывается девять комнат. Некоторые из них имеют названия, связанные с цветом отделки помещения. Начнем нашу экскурсию с одной из таких "цветных" комнат - Зеленой приемной. С самого первого дня постройки помещения корпуса предназначались для проведения придворных балов, приемов и банкетов. Из самого названия зала понятно, что предназначалась для встречи гостей.
В свое время большое внимание было уделено живописной отделке помещений. Роспись фризов и падуги выполнена в технике гризайль, применявшейся еще в античные времена. В отличии от обычной росписи в этой технике используется один цвет, а также его оттенки. В основном это черно-белый либо коричнево-белый цвет. За счет умелого использования тени, цвета, света мастера этой техники добивались реалистичного, объемного изображения, выражаясь современным языком - 3D изображения.
Специалисты склоняются к версии, что роспись интерьеров Екатерининского корпуса выполнял итальянский художник-декоратор Карло Скотти. В первой трети XIX столетия вместе с двумя своими сыновьями, Доменико и Иоанном принимал активное участие в отделке многих дворцов в Санкт-Петербурге. Живописная отделка Зеленой приемной с военными мотивами (венки, доспехи, знамена) гармонирует с лепниной, выполненной в виде цветов и плодов.
Украшением Зеленой приемной является белоснежный камин, построенный по проекту Джакомо Кваренги из белого итальянского мрамора. Во время войны камин был уничтожен. После реставрации по довоенной фотографии был восстановлен. На нем вы видите великолепные каминные часы. Изготовлен хронометр французским художником декоративно-прикладного искусства, мастером литья и чеканки изделий из бронзы Пьером-Филиппом Томиром. Другие предметы из художественной бронзы (бра, канделябры, люстры) также работы французских мастеров. Не уступает по своей красоте и мебель, выполненная в одном из самых ярких стилей мебели XVIII и XIX веков - стиле Жакоб. Мебельный гарнитур из карельской березы изготовлен по эскизам Карло Росси.
Главным предметом и действующим лицом следующей гостиной является рояль, изготовленный в 1835 году на петербургской фабрике Тишнера. Инструменты, изготовленные на фабрике купца Иогана Августа Тишнера славились своим профессиональным уровнем звучания. Один из таких роялей, с юношеских лет принадлежавший композитору Михаилу Ивановичу Глинке, до сих пор используется по назначению и хранится в Фонтанном доме - одном из дворцов графов Шереметевых. Вся обстановка Синей гостиной, а именно о ней сейчас идет речь, представлена как великосветский музыкальный салон. Да, в стенах этого зала в XVIII — XIX веках давались концерты для императорской семьи и ее гостей.
При входе в гостиную, конечно, сразу бросается в глаза насыщенный кобальт, известный как синий цвет. Падуга, образующая переход от стен к плоскости потолка, расписана на сюжеты из "Илиады". Роспись выполнена все в той манере, что и Зеленой приемной - гризайль. Практически на всех элементах мебели и обстановки гостиной присутствует мотив лиры, струнного музыкального инструмента. Его форма в виде хомута с двумя изогнутыми стойками читается на стульях, подсвечниках, светильниках-бра. А стоящая рядом с роялем нотница и подставка для педалей инструмента и вовсе выполнены в виде античной лиры. Здесь всюду царит музыкальное настроение!
Предметы мебели и интерьера Синей гостиной впечатляют своим изяществом форм и отделкой. Столы и комоды из красного дерева датируются началом XIX века. Комоды уникальные, расписанных в технике гризайль на сюжеты из произведения "Энеида" одного из лучших поэтов Древнего Рима Публия Вергилия Марона. Кстати, именно при Екатерине II, удостоившейся в исторической памяти эпитета "Великая", был сделан первый перевод эпического произведения Вергилия.
Помимо мебели украшением гостиной являются бронзовые хронометры с парными вазами, установленными на каждом историческом комоде. На одном часы швейцарский производитель"Прощание Гектора с Андромахой", на другом с фигурой Авроры, с сюжетом, где амур пытается остановить утреннюю зарю. Фарфоровые вазы работы русских мастеров, изготовлены на Санкт-Петербургском фарфоровом заводе Филиппа Батенина. После получения в 1829 году за свою продукцию золотой медали на 1-й Всероссийской выставке мануфактурных изделий фирма стала именоваться "Наследники Батенина".
Еще одними элементами изобразительного искусства, представленными в музыкальной гостиной, являются живописные картины видного итальянского художника XVII века Рутилио Манетти (1571-1639) и скульптурный бюст императора Александра I с орденом Андрея Первозванного. На нижнем снимке вы можете видеть бюст внука Екатерины II. Справа от скульптуры, в простенке, вы можете видеть еще один экземпляр исторической мебели стол с одной массивной опорой с изящно выполненной резьбой по дереву.
На столе еще одни часы в стиле ампир французского мастера часовщика Шарля Удэна. И не просто мастера, а представителя известной династии часовщиков. Компания Charles Oudin на постоянной основе принимала участие в выставках продукции французской промышленности и Международных выставках. Среди клиентов формы числятся императрица Жозефина, Наполеон III, королевские семьи Европы. Не остались в стороне и российские цари... А завершающим штрихом отделки интерьера стали огромные, практически на всю высоту стен зеркала на стенах и между оконными проемами. Великолепное убранство Синей гостиной отражаясь в зеркалах создает дополнительный эффект от всех представленных исторических артефактов.
И в завершении сегодняшней экскурсии по залам Екатерининского корпуса заглянем в очередную "цветную" гостиную Екатерининского корпуса - Желтый зал. Данное помещение является самым большим из всех, его площадь около 170 м2. Сегодня, после всех реставраций мы видим зал таким, каким его создал Франческо Бартоломео Растрелли.
Уже по снимкам можно понять, что главным действующим лицом и гордостью экспозиции Желтого зала является парадный Гурьевский сервиз. Этот знаменитый сервиз был изготовлен на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге в 1809-1816 годах под руководством известного скульптора и модельмейстера Степана Пименова. Главная идея живописного оформления сервиза - национальная тема, прославление русского народа и России. Практически на всех предметах сервиза изображены сцены из жизни русского общества. Первоначально этот набор именовался "Русским" и был заказан Главным дворцовым управлением Зимнего дворца.
Основная часть сервиза экспонируется здесь, в Екатерининском корпусе Петергофа. По одним сведениям сервиз в свое время насчитывал 4500 предметов, по другим - 5000, был расчитан на 50 персон. На сегодня, сохранилось около 820 экземпляров посуды. В любом случае, со второй половине XIX столетия по начало XX сервиз постоянно пополнялся новыми экземплярами или на замену пришедшим в негодность. "Гурьевским" же сервиз был назван по имени графа Дмитрия Александровича Гурьева. В правление Александра I Гурьев был управляющим Кабинетом Его Императорского Величества и заведовал Императорским фарфоровым заводом.
На одной из стен Желтого зала висит еще одна историческая реликвия - гoбeлeн, где мы видим сцену cпaceния pыбaкoв нa Лaдoгe Пeтpoм I. Гобелен выткан по мотивам живописной картины Карла Штейбена (1788–1856). И к картине, и к гобелену непосредственное отношение имеет Наполеон I Бонапарт. Дело в том, что работу художника Штейбена "Петр Великий в бурю на Ладожском озере", выставленную в парижском салоне 1812 года, приобрел именно Наполеон, он же закал на Парижской мануфактуре гобелен с сюжетом этой самой картины. Однако, он не дождался готовности - гобелен был закончен при короле Людовике XVIII, который в свою очередь, подарил Александру I этот предмет искусства ручной работы. Такая вот история...
В отделке зала привлекают внимание парные пилястры с отделкой из рельефной лепнины, изящно исполненная объемная, она заполняет весь зал, потолок и стены. Падуга зала декорирована лепными гирляндами, в которых чередуются маскароны и розетки. Даже над дверьми, а их четыре, можно наблюдать рельефные гипсовые панно, так называемые, десюдепорты. Над их изготовлением тогда поработал Жан Доминик Рашет, русский скульптор французского происхождения. Сюжеты панно взяты из античности и имеют аллегорическое содержание. Все они имеют свое название: "История и География", "Музыка и Трагедия", "Комедия и Скульптура" и "Мудрость, венчающая Архитектуру". Впечатляют и полуциркулярные окна с большими зеркалами в межоконных простенках.
На сегодня всё, не прощаюсь! В последующих публикациях мы продолжим осмотр других залов Екатерининского корпуса и побываем в кабинете русского императора Александра I. Надеюсь, вам было интересно и познавательно. С вами был Михаил, смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации! Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось - ставьте лайки, пишите отзывы и не судите строго!