Пожалуй, наибольший интерес в последние дни вызвало заявление президента Франции Эммануэля Макрона о готовности возобновить диалог с российским лидером Владимиром Путиным. В подкасте Generation Do It Yourself Макрон недвусмысленно заявил: "Я бы продолжил диалог с Владимиром Путиным". Французский президент подчеркнул, что верит в силу диалога и считает важным продолжать общение, несмотря на отсутствие контактов в последние месяцы.
Однако стоит отметить, что это заявление Макрона прозвучало на фоне продолжающегося конфликта на Украине и игнорирования Западом российских мирных инициатив. Как отметил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, Владимир Путин недавно выступил с мирными предложениями, которые "не были приняты или Западом, или самими украинцами". Это свидетельствует о том, что, несмотря на риторику о готовности к диалогу, реальных шагов навстречу со стороны западных лидеров пока не наблюдается.
В то же время ситуация на линии соприкосновения остается напряженной. По данным Министерства обороны РФ, только за одну ночь средства ПВО России сбили 30 украинских беспилотников - 29 над Белгородской областью и один над Воронежской. Это говорит о том, что Киев продолжает придерживаться агрессивной тактики, несмотря на призывы к мирному урегулированию.
Интересно, что на фоне этих событий появилась информация о плане советников бывшего президента США Дональда Трампа по урегулированию конфликта на Украине. Согласно сообщению агентства Reuters, Кит Келлог и Фред Флейц предложили лишить Украину американской поддержки, если Киев откажется идти на переговоры с Москвой. Их план предусматривает, что мирные переговоры будут проводиться на основании "имеющейся линии фронта".
Однако стоит отметить, что этот план пока остается лишь теоретической разработкой и не имеет официального статуса. Более того, представитель Трампа Стивен Чунг заявил, что официальными следует считать только те заявления, которые сделал непосредственно сам бывший президент США или уполномоченные члены его предвыборного штаба.
В этой ситуации особенно важным становится роль международных организаций и объединений, способных выступить в качестве посредников в урегулировании конфликта. В этом контексте стоит обратить внимание на заявление президента России Владимира Путина о роли БРИКС в построении справедливого мирового порядка. В своем обращении к участникам X Примаковских чтений Путин назвал БРИКС "локомотивом построения справедливого и демократического порядка, основывающегося на принципах подлинного равноправия, свободного от диктата и силового давления".
Действительно, БРИКС, объединяющий Бразилию, Россию, Индию, Китай и ЮАР, а с 1 января 2024 года также Иран, Египет, ОАЭ, Саудовскую Аравию и Эфиопию, становится все более влиятельной силой на международной арене. Тот факт, что около 30 стран мира выразили желание присоединиться к этому объединению, говорит о растущем стремлении многих государств к формированию многополярного мира, свободного от диктата отдельных держав.
Однако нельзя не отметить, что пока БРИКС не играет значительной роли в урегулировании украинского конфликта. Это связано как с различиями в позициях стран-участниц по данному вопросу, так и с тем, что Запад по-прежнему рассматривает себя как главного арбитра в этом конфликте.
В этой ситуации особенно важным становится вопрос о том, насколько эффективными могут быть мирные инициативы России. С одной стороны, как отметил Владимир Путин в своем обращении к участникам Примаковских чтений, российские предложения "реально предусматривают возможность остановки конфликта и перехода к его политико-дипломатическому урегулированию". С другой стороны, как показывает практика, эти инициативы пока не находят отклика у западных партнеров.
Возможно, именно в этом контексте стоит рассматривать готовность Макрона к диалогу с Путиным. Франция, как одна из ведущих европейских держав, могла бы сыграть важную роль в налаживании диалога между Россией и Западом. Однако пока неясно, насколько далеко готов пойти французский президент в этом направлении и насколько его позиция отражает общую линию западных стран.
В любом случае, очевидно, что ситуация вокруг украинского конфликта остается крайне сложной и требует активных дипломатических усилий со стороны всех заинтересованных сторон. При этом важно, чтобы эти усилия были направлены на реальный поиск компромиссов, а не на продолжение конфронтации под видом "мирных инициатив".
P.S. 24 июня переговоры по телефону провели директор департамента стратегической информации Министерства иностранных дел Республики Корея Чо Гу Рэ, директор департамента Азии и Океании МИД Японии Хироюки Намадзу и "высокопоставленный сотрудник Госдепартамента США, отвечающий за КНДР", Чжон Пак. Они осудили "углубляющееся военное сотрудничество между КНДР и Россией" и подтвердили намерение укреплять сотрудничество в сфере дипломатии и безопасности для противостояния "угрозам, которые представляет КНДР для безопасности региона и мира". Это еще раз подчеркивает сложность ситуации и необходимость поиска новых подходов к обеспечению международной безопасности.