Гостем тульской студии телеканала «Россия 24» стал председатель партии «Справедливая Россия – Патриоты – За правду», руководитель фракции «Справедливая Россия – За правду» в Государственной Думе Федерального собрания России Сергей Миронов.
Сергей Михайлович, давайте начнём с повода для посещения Тулы. Какой он, почему в этот раз приехали в июне?
Я был очень рад познакомиться с исполняющим обязанности губернатора Тульской области Дмитрием Миляевым. У нас состоялась встреча, и мы друг друга услышали и поняли. И то, что ваш исполняющий обязанности губернатора, ваш земляк, это очень здорово. Дело в том, что, к примеру, в половине регионов России губернаторы варяги, а у вас свой тульский. Я думаю, что это здорово. Ну а ещё осенью не только выборы губернатора, но и выборы в областную Думу в городскую Думу. И в этой связи я должен был проверить, как работает региональное отделение нашей партии в замечательной Тульской области. Работает хорошо.
Так называемый налог на богатство сейчас активно обсуждается в Туле. Какие предложения у вашей фракции?
Прежде всего, мы рады, что наконец то прогрессивная шкала подоходного налога будет введена в действие. Мы ещё в 2006 году в программе нашей партии записали, что это нужно сделать. Но вот прошло энное количество лет, и после того, как в своём послании Федеральному Собранию президент России Владимир Владимирович Путин сказал, что это надо делать, наконец-то все решили, что это надо делать. И вот действительно на прошедшей неделе Государственная Дума в первом чтении приняла этот закон сразу. Хочу сказать, что наша фракция голосовала «за». Мы убеждены, что это нужно делать. Но в рамках второго чтения мы будем вносить поправки. Что нас не устраивает? Мы считаем, что люди, которые получают доход менее одного минимального размера оплаты труда, могут вообще ничего не платить. Это было бы справедливо. Если, например, в этом законе правительство предлагает почему-то с 2026 года для семей, у которых доход ниже прожиточного минимума и двое детей делать налоговый вычет, то есть они будут платить не 13%, а всего лишь 6%, у нас возникает вопрос. Первое, почему только с 2026 года? Закон вступит в силу с февраля 2025 года. А во-вторых, ну, хорошо, а если семья, где один ребёнок и тоже минимальный доход, разве не надо им сделать такое облегчение в налоге? Второй вопрос касается налога на прибыль. Планируется увеличить его на 5%. И, наверное, это правильно, но давайте посмотрим. Одно дело, если эти компании, которые делают деньги из воздуха, например, банки, либо там, где ставки делаются спортивные это одно. А если предприятие, например, оборонной промышленности, коих много в замечательном городе-герое Туле? Почему бы не дать им возможность этот налог использовать в виде инвестиций в собственное производство? Вот такую поправку мы тоже будем готовить.
Сейчас в разгаре ЕГЭ. Основная часть закончилась, впереди резервные дни. Давно этот эксперимент перестал быть экспериментом, стал такой уже совершенно обыденной вещью. А ваша партия по прежнему выступает за отмену ЕГЭ. Почему?
Я абсолютно убеждён, что ЕГЭ не способствует получению знаний. Последние два года школьников натаскивают, прежде всего, на математику и на русский язык, даже в ущерб литературе. И вот я когда школу заканчивал, мы были вообще такими не побоюсь этого слова разносторонне развитыми личностями. Потому что мы могли легко переучиться, потому что мы изучали и физику, и химию, и географию, и биологию. И нам не представляло труда взять что-то новое, освоить. Сегодня, когда вот только заточка на два главных предмета это неправильно. Более того, давным-давно нужно развести экзамены. Вот выпускные экзамены в школе вообще не нужны. Я в этом абсолютно убеждён. Любой преподаватель своему ученику в классе поставит оценку, насколько он знает его предмет без всяких экзаменов. А вот вступительные экзамены, высшее учебное заведение я отдельно скажу. Сейчас же абитуриент посылает документ в пять вузов. Здесь он говорит, что хочет быть архитектором, а здесь, допустим археологом, а здесь стоматологом, а здесь инженером, а тут вообще на артиста пойду.
Но, по вашей логике, ему придётся сдавать примерно семь предметов ЕГЭ.
Дело в том, что они подбирают вузы. Ну, я утрирую, конечно, да, но они же посылают, лишь бы получить бюджетное место. И они взвешивают, где он будет учиться на бюджете, совершенно не думая о том, понравится ему или не понравится. Будет ли он работать потом по своей специальности. А государство тратит деньги. Мы понимаем, что система образования она очень инерционная. И вот так вот руль закладывать резко нельзя. Мы говорим, вот у нас примерно 800 тыс. бюджетных мест. В каждом вузе определённое количество. Делим пополам. Половина принимается на основе ЕГЭ и ЕГЭ делаем добровольно, а половина вступительные экзамены. Потому что очень многие выпускники школ хотят именно в этот институт, именно на этот факультет, они мечтают об этой профессии. А другие, которые документы подадут и не собираются работать по профессии, просто перекроют им дорогу. У нас очень скоро будут парламентские слушания, посвящённые проблематике как правильно проводить ЕГЭ. Я уже публично сказал, давайте задумаемся, а может вообще нам ЕГЭ отменить и какую-то альтернативу придумать. Но в любом случае вода камень точит. Мы будем настаивать на том, что нам нужны какие-то другие подходы к нашему образованию.
Теперь давайте о пенсионерах поговорим. Тоже обсуждаемая тема индексация пенсии для работающих пенсионеров. Знаем, что вы давно озвучивали подобные инициативы. Как считаете, в чем важность, и какие ещё может быть есть инициативы, которые касаются пенсионеров?
Я напомню, что в 2020 году, когда принимались поправки в Конституцию, именно наша фракция внесла поправку, по которой в Конституции сегодня написано – пенсии в Российской Федерации индексируются не реже одного раза в год. Точка. И там не говорится, о каких пенсиях идёт речь. Для работающих пенсионеров, для неработающих пенсионеров. И мы не понимали, почему работающие пенсионеры обделены. Более того, мы произвели расчёты. Вот на тот момент, когда прекратили индексацию пенсий для работающих пенсионеров, работало 15 млн. пенсионеров, а сегодня работает только 7 млн. Где 8 млн.? А они на самом деле все ушли в тень. Они не платят налогов, хотя они прекрасно работают. Более того, многие специально увольняются, получают пенсию с индексацией, а потом по-тихому восстанавливаются, и работодатель закрывает на это глаза. И мы посчитали, что цена дополнительных налогов, если все 15 млн. работающих пенсионеров будут работать – примерно 2,5 триллионов рублей. А цена индексации пенсии всего лишь 500 миллиардов рублей. Выгода прямая. И нас, в конце концов, услышали, и президент об этом сказал. Вот сейчас внесён законопроект. Похоже, на следующей неделе Госдума будет его рассматривать и примет. И это абсолютно правильно. Ну а, отвечая на ваш вопрос, что же дальше делать? С нашей точки зрения, все-таки вернуться к повышению пенсионного возраста? Это было несправедливо, и сегодня многие не понимают, почему давным-давно они должны были выйти на пенсию, а сейчас они должны ещё работать. Тем более работодатель не очень то их привлекает и хочет от них избавиться. И люди не получают ни пенсию, ни заработную плату. Им очень тяжело. Поэтому, я думаю, было бы правильно, хотя бы поэтапно. И у нас такие предложения. Пересмотр пенсионной реформы, я думаю, что это следующий этап. И что-то мне подсказывает рано или поздно для каких-то категорий граждан, для каких-то условий труда надо пересматривать. Я думаю, что к этому мы обязательно придём.
Давайте в специфику региона. У нас оборонные предприятия – это основа нашей промышленности. А кадровый вопрос все-таки стоит. Как его можно решить?
Ну, мы уже с вами затронули проблему ЕГЭ. Сегодня наши выпускники школ не хотят сдавать математику, а для того, чтобы на инженерную специальность поступить, нужна математика. Почему? Ну, во-первых, потому что они прекрасно знают, что в заданиях по ЕГЭ будут вопросы, которых нет в программе школы. И они уходят куда угодно, лишь бы математику сдавать. Это неправильно. Во-вторых, сегодня у нас очень необходимы рабочие специальности. Но сегодня, если вы обратите внимание, практически все факультеты и все специальности в колледжах платные. То есть дети должны или родители должны за это платить. Если нам нужны кадры, давайте, наверное, сделаем бесплатно. Давайте сделаем так, чтобы как можно больше было выпускников колледжей, грамотных рабочих, грамотных мастеров, чтобы они приходили на производство.
Но стоит отметить, что в Тульской области достаточно много бюджетных мест в колледжах.
Я изучал эту систему. Как только директор колледжа понимает, что какая-то специальность очень востребована, он тут же делает одно маленькое отделение бюджетное и два-три открывает платных. И дети вынуждены идти туда и родители платить за обучение. Это неправильно.
В последнее время довольно много внимания уделяется миграционной политике у нас в Тульской области. Не знаю, в курсе вы или нет, довольно-таки крупное уголовное дело, связанное с незаконной миграцией. И плюс ко всему вводятся ограничения по работе мигрантов в регионах. Как вы считаете, нужно ли вводить какие-то подобные запреты на федеральном уровне и как эту ситуацию контролировать?
Обязательно нужно вводить. И на сегодняшний день, кроме Тульской области, ещё 17 регионов внесло региональные законы. Я к своим коллегам из «Единой России» в Государственной Думе обращался. Говорю коллеги, обратите внимание, 18 регионов приняли региональные законы, ограничивающие где-то во всей экономике, где-то в такси, где-то в здравоохранении, где-то в образовании, где-то в розничной торговле на работу мигрантов. Значит, ваши коллеги в регионах это поддерживают. Это веление времени. Нам обязательно нужно наводить здесь порядок. Но начинать нужно знаете с чего? У нас абсолютно неправильно, и недавно публично президент с этим согласился, что миграционная служба находится в структуре МВД. Это коррупционная составляющая. Пример, о котором вы сказали в Тульской области. В моём родном городе Санкт-Петербурге такая же история. Там несколько десятков тысяч мигрантов получили гражданство, не зная русского языка, не сдавая никакие экзамены. Вот по этой коррупционной схеме. И там тоже человек сейчас находится под следствием, и это абсолютно правильно. Поэтому, конечно, нужно наводить порядок и то, что делают регионы, в частности Тульская область, абсолютно правильно. Это нужно делать на федеральном уровне.
Ну и напоследок такой вопрос блиц. Если бы вам можно было изменить три вещи вообще во всем мироустройстве нашего государства, то что бы вы изменили?
Перове, я бы отменил Единый государственный экзамен. Второе, я вернул бы пенсионный возраст к совестливому результату – мужчины 60, женщины 55. Ну и третье, так как я по первому образованию горный инженер, геофизик геолог, то я бы обязательно ввёл бы министерство геологии в нашей стране.