Утилизация автомобилей.

Проводится ли в России в 2024 году процедура утилизации старых автомобилей? До недавнего времени она позволяла не только избавиться от старых машин, но и приобрести новый автомобиль со скидкой. Наши эксперты расскажут, как работала эта процедура и какие условия нужно было выполнить её участникам.

1. Главное о программе.

В 2010 году в России стартовал проект по утилизации старых автомобилей. С тех пор программу ежегодно продлевали. Её основная цель была следующей:

  • повысить безопасность дорожного движения;
  • стимулировать развитие отечественного автопрома;
  • поддержать российских автопроизводителей.

Ещё одной важной целью проекта было улучшение экологической ситуации в стране. Старые автомобили наносят серьёзный вред окружающей среде, поэтому их утилизация требует особого подхода.

Суть программы заключалась в том, что владелец автомобиля старше 10 лет мог сдать его на утилизацию и получить сертификат на сумму от 50 000 до 350 000 рублей.

2. Как менялась программа.

На протяжении всех лет существования программы утилизации автомобилей в России в неё вносились изменения. Субвенции направлялись в регионы, где субъекты федерации самостоятельно выплачивали компенсации предприятиям в зависимости от объёма продаж.

В программе могли участвовать как физические, так и юридические лица, включая лизинговые компании. Кроме легковых автомобилей, в утилизацию можно было сдать и грузовики, и автобусы.

Кроме того, расширялся перечень автомобильных заводов, участвующих в программе. В начале её запуска единственным участником была компания «Лада», затем к ней присоединились «Ниссан» и «Рено».

Позднее появился также «Трейд-ин»: владельцы транспортных средств могли сдать свои автомобили дилерам для последующей продажи, а не только для утилизации. Однако для реализации принимались только те автомобили, которые были моложе шести лет. Эти транспортные средства ремонтировались и продавались.

3. Условия покупки.

В России действовала программа утилизации, которая позволяла гражданам приобрести новый автомобиль в тех же салонах, где они сдавали свои старые транспортные средства. Также была возможность продать или купить автомобиль в других местах. Кроме того, можно было взять кредит.

Если участник программы выбирал кредит, ему необходимо было собрать дополнительный пакет документов, включая свидетельство об утилизации автомобиля.

Порядок действий при утилизации для участников программы был следующим:
1. Подготовить договор о приобретении нового автомобиля.
2. Собрать документы на утилизацию старого автомобиля: паспорт владельца и справку, полученную после снятия автомобиля с учёта в ГИБДД.
3. Сдать старый автомобиль на утилизацию и оформить соответствующие документы.
4. Направить сертификат в салон и произвести расчёт с дилером.

Скидка по сертификату вычиталась из финальной стоимости нового автомобиля.

4. Основные условия.

Чтобы сдать автомобиль в утиль и получить финансовую компенсацию, необходимо было собрать документы и выбрать подходящий формат: через «трейд-ин», то есть ремонт машины с последующей продажей, или через утилизацию старых транспортных средств.

Процедура для собственника автомобиля, желающего сдать его в утиль, выглядела следующим образом:
1. Собственник передавал автомобиль дилеру.
2. Собственник подписывал с дилером договор, оформляя установленную доверенность.
3. Владелец оплачивал услуги дилера — в зависимости от условий договора стоимость могла составлять около 10 тысяч рублей.

После этого собственники получали свидетельства о завершении утилизации транспортных средств, а также документы для оформления субсидии на покупку новых автомобилей. На последнем этапе необходимо было заключить договор на покупку нового автомобиля.

Также требовались копии паспорта машины, подтверждающие сдачу её в утиль и снятие с учёта в ГИБДД.

5. Пример из практики.

В 2010 году гражданин Иванов хотел сдать свой автомобиль по государственной программе утилизации, но дилер отказался его принять. Причиной отказа стало то, что транспортное средство не соответствовало установленным техническим нормам. Иванов не смог оспорить это решение.

6. Какие машины можно было купить.

Благодаря субсидии участники программы утилизации могли приобрести только те автомобили, которые были собраны на российских заводах. Среди них были как отечественные модели, так и иномарки.

Вот некоторые из доступных марок:

  • УАЗ Patriot;
  • Opel (Meriva, Corsa, Insignia);
  • Peugeot (Boxer, 408 и 4008);
  • Renault (Logan, Sandero, Duster, Fluence и Koleos);
  • Hyundai (Solaris, Creta);
  • Nissan (Terrano, Almera, Teana);
  • Skoda (Fabia, Rapid, Octavia, Yeti);
  • Volkswagen (Jetta, Polo);
  • Citroen C4;
  • Mitsubishi (Outlander, Pajero Sport);
  • Ford (Focus, S-Max, Galaxy, Mondeo, Kuga AWD, Ecosport AWD).

Размер скидки зависел от модели автомобиля, который сдавался на утилизацию.

7. Размер скидки на покупку нового автомобиля при сдаче в утиль старого.

  • Легковой автомобиль - От 50 000 до 175 000 рублей.
  • Среднетоннажные грузовики - От 90 000 до 350 000 рублей.
  • Автобусы - От 100 000 до 300 000 рублей.
  • Внедорожники - От 90 000 до 140 000 рублей.
  • Специальная техника - От 100000 до 350000 рублей.

За все без исключения автомобили, изготовленные на предприятиях концерна АвтоВАЗ, давали скидку в 50 000 рублей.

8. Способы утилизации.

В России утилизацией автомобилей занимались несколько крупных предприятий и десятки небольших заводов.

Владельцы транспортных средств могли выбрать удобный для себя вариант утилизации:

  • обратиться в государственный пункт приёма автомобилей бесплатно;
  • обратиться в частную компанию, стоимость услуг которой составляла около 10 000 рублей.

Важно отметить, что частные компании не оформляли сертификаты на скидку по государственной программе утилизации. Её могли получить только те владельцы автомобилей, которые сдавали их в государственные пункты приёма. Таким образом, процедура утилизации была понятной и прозрачной.

Также существовала возможность сдать в утилизацию старые автомобили в любой расположенный рядом пункт приёма металлолома. Однако, как показала практика, это приносило владельцам транспортных средств относительно небольшую прибыль.

Ещё один вариант
— самостоятельная утилизация автомобиля или его разборка с продажей запасных частей. Это можно было сделать довольно просто: разобрать транспортное средство, а затем выставить отдельные компоненты на продажу на специализированных сайтах. Такая практика утилизации автомобилей актуальна и сегодня.

9. Утилизация сегодня.

В России до сих пор действует определённая процедура утилизации старых и неисправных автомобилей. Чтобы правильно её провести, необходимо следовать всем этапам.

После того как владелец получает справку о сдаче транспортного средства в утиль, ему нужно посетить МРЭО ГИБДД и зарегистрировать этот факт. Важно, чтобы автомобиль не был оформлен как «вечный учёт».

Согласно Федеральному закону № 283 от 2018 года, после утилизации автомобиль можно снять с учёта. Если не поставить соответствующую отметку вовремя, то даже после утилизации автомобиль будет числиться за владельцем. Это означает, что ему придётся платить налоги за фактически не существующий старый и утилизированный автомобиль. В таком случае решить вопрос можно только через суд.

10. Судебная практика: незаконное снятие ТС с учета.

Гражданин Иванов приобрёл автомобиль, но не смог зарегистрировать его в ГИБДД, так как по документам транспортное средство было утилизировано. В результате он обратился в суд с требованием признать действия ГИБДД по снятию автомобиля с учёта из-за его утилизации незаконными.

Изучив материалы дела, суд признал, что права Иванова как собственника транспортного средства были нарушены. Было вынесено решение о признании действий, совершённых МРЭО ГИБДД по снятию автомобиля с учёта из-за его утилизации, незаконными.

11. Частые вопросы.

Какой размер сертификата можно было получить при сдаче автомобиля в утиль по государственной программе?
Сумма варьировалась от 50 тысяч до 350 тысяч рублей.

В каком году в России запустили проект по утилизации автомобилей?
Программа стартовала в 2010 году.

Можно ли сейчас получить скидку при сдаче старого автомобиля в утиль, чтобы купить новый?
К сожалению, программа больше не действует. Сдать автомобиль на утилизацию можно только на общих основаниях.

12. Заключение эксперта.

В 2024 году в России проводится утилизация автомобилей. К этой процедуре обращаются владельцы старых транспортных средств, которые не подлежат ремонту, и за которые они не хотят платить транспортный налог.

После сдачи автомобиля в утиль необходимо не забыть снять его с учёта в ГИБДД. В противном случае транспортное средство будет числиться за прежним владельцем со всеми вытекающими из этого последствиями.

Проводится ли в России в 2024 году процедура утилизации старых автомобилей? До недавнего времени она позволяла не только избавиться от старых машин, но и приобрести новый автомобиль со скидкой.

Если у вас остались вопросы, пишите на https://myjus.ru и наши специалисты ответят на все ваши вопросы. Консультация бесплатная!