Искусство театральных декораций

Джованни Паоло Паннини, Праздник в театре Аржентина в Риме по случаю свадьбы Дофина, 1747
Джованни Паоло Паннини, Праздник в театре Аржентина в Риме по случаю свадьбы Дофина, 1747

Искусство изготовления театральных декораций, в котором сочетаются живопись и архитектура, получило широкое распространение в XVII в. и стало неотъемлемым элементом спектакля, поскольку позволяло воссоздать обстановку, в которой происходило действие. Несмотря на то, что речь шла об искусстве эфемерном и недолговечном, рождавшемся и умиравшем вместе с театральной постановкой, декорации эпохи барокко отличались пышностью, величественной роскошью. С увлечения чудесными сценическими эффектами, достигавшимися использованием специальной техники и сложных механизмов, акцент постепенно переместился на декорации, которые имитировали грандиозные архитектурные конструкции и путем искусного оптического обмана создавали иллюзию правдоподобия. Прежде перспектива строилась на основе линий, сходившихся в центральной точке нарисованного воображаемого пространства; теперь же на первый план помещался какой-либо реальный объект или фрагмент интерьера, который служил основой для развертывания композиции и ее главной осью.

Новое течение в искусстве театральных декораций зародилось в Италии и получило мощный импульс к развитию благодаря семейству художников по фамилии Галли да Бибиена. Именно они разработали так называемую итальянскую модель, ориентировавшуюся на приемы фресковой живописи по созданию перспективы и приданию пространству воображаемой глубины. В эпоху Просвещения эта модель распространилась по всей Европе. Другой итальянский мастер, флорентинец Джованни Николо Сервандони, в 1738–1742 гг. привнес важное изменение в принцип организации театральной постановки: в Машинном зале парижского дворца Тюильри он подготовил серию спектаклей со сменой декораций; по сцене же двигались актеры, которые не произносили ни одного слова и сохраняли молчание на протяжении всего действия. В 1753–1758 гг. прошел следующий цикл спектаклей — на этот раз было добавлено музыкальное сопровождение и включены элементы пантомимы. Вслед за Галли да Бибиена Сервандони перенес центр декораций на передний край сцены, сместив тем самым фокус и оттеснив линии перспективы на задний план; всю композицию он выстроил вокруг единственной диагональной оси. В конце 30-х гг. XVIII в. в парижском театре Опера´ Франсуа Буше стал использовать в качестве декораций сельские пасторальные пейзажи, тяготевшие к живописи. Вскоре Буше начали подражать во всех европейских театрах — так сформировался новый стиль, который продолжал господствовать вплоть до XIX в.

Труппа «Джелози», фламандский художник конца XVI века
Труппа «Джелози», фламандский художник конца XVI века

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ДЕКОРАЦИИ ВИТТОРИО БИГАРИ

Витторио Бигари родился в 1692 г. в Болонье. Он дебютировал как мастер лепных украшений и театральный художник-декоратор. В формировании его творческой индивидуальности и в становлении живописной манеры определяющую роль сыграл Донато Крети, писавший картины в русле классицистической традиции. Кроме того, Бигари был лично знаком с Джамбаттистой Тьеполо: в 1731 г. они вместе работали над росписью залов дворца Аркинто в Милане.

Бигари занимался в основном фресками и снискал славу одного из крупнейших болонских мастеров XVIII столетия. Сохранилось лишь несколько его полотен, но все они отличаются оригинальностью и смелостью композиции, легкостью мазка. Самым значительным произведением Бигари, без сомнения, является фреска, выполненная в 1722 г. для дворца Альдрованди (ныне — Монтанари) в Болонье. Бигари расписывал парадную лестницу, галерею, где проходили семейные торжества и праздники, и еще одну галерею: он изобразил эпизоды, взятые из древнеримской истории. Затем для гостиной того же дворца он создал великолепную фреску под названием Аллегория Славы и Добродетели рода Альдрованди. Бигари принадлежат настенные росписи в болонском дворце Трибунала, во дворце Фаэнца, на вилле Альбергати в Дзола Предоза — пригороде Болоньи, во дворце Рената и в резиденции архиепископа Феррарского.

Бигари часто приглашали ко двору герцогов Савойских в Турине, где он работал с 1738 по 1740 г., расписывая фресками стены герцогских покоев. К этому периоду относится увлечение художника искусством рококо, которое оказало сильное влияние на его манеру письма и послужило важным эстетическим ориентиром в процессе перехода к новому художественному языку — изысканному и замысловатому. Витторио Бигари считался признанным главой эмилианской школы декоративной живописи, которая в течение XVIII в. достигла необычайно высокого уровня мастерства и совершенства технических приемов. Произведения последователей эмилианской школы распространялись по крупнейшим городам Италии и Европы и использовались в качестве образцов для подражания в среде театральных художников-декораторов. Благодаря богатству творческого воображения и безукоризненно отточенным навыкам рисунка Бигари стал ключевой фигурой в истории болонской живописи той эпохи. Огромный интерес представляют картины и этюды, которые он писал прежде, чем приступал к воплощению масштабных замыслов, отразившихся в циклах талантливых фресок.

Большая история искусства
Большая история искусства

Узнать больше об истории искусства разных эпох и стран возможно с собранием издательства СЛОВО/SLOVO в 16 томах.

Подробней ЗДЕСЬ