86,4K подписчиков

Как получилось, что «Я помню чудное мгновенье» оказалось посвящено матери и дочери

А вы же знаете, что знаменитые строки «Я помню чудное мгновенье, Передо мной явилась ты…» в итоге оказались посвящены сразу двум женщинам. Причем близким родственницам, прямо вот ближе не бывает – матери и дочери. Только Анне Петровне Керн Пушкин посвятил стихотворение, а ее дочери Екатерине Ермолаевне, Михаил Глинка посвятил романс. И обоим это счастья не принесло.

А вы же знаете, что знаменитые строки «Я помню чудное мгновенье, Передо мной явилась ты…» в итоге оказались посвящены сразу двум женщинам.

И если у Анны Керн с Пушкиным, как мне кажется, в любом случае не могло случиться ничего больше коротких интрижек и, в общем-то, свою жизнь Анна Петровна сломала сама (или наоборот устроила все так, как ей больше нравилось), то с романсом все получилось намного грустнее.

Предполагаемый портрет Анны Керн. А. Арефов-Багаев. 1840-е гг
Предполагаемый портрет Анны Керн. А. Арефов-Багаев. 1840-е гг

Ведь Екатерина Ермолаевна, наверное, очень рассчитывала на то, что Михаил Глинка не просто увлечен ей, а обязательно на ней женится, как только разведется с первой женой. Тем более, что с разводом все было почти что очевидно: первая жена Глинки тайно венчалась с другим мужчиной, а значит, консистория имела все основания дать композитору развод, наложив епитимью на его бывшую супругу. Но дело затянулось, а ребенок уже стучал ножками в животе у Екатерины Ермолаевны и ждать, сколько там еще будут думать чиновники Святейшего Синода он никак не мог.

Екатерина Ермолаевна Керн (1818 — 1904)
Екатерина Ермолаевна Керн (1818 — 1904)

Оказалось, что романсы – это все очень здорово, красиво, кружит голову, кажется неземным и таким возвышенным. Но на деле все заканчивается деньгами на прерывание беременности, потому что жениться пока нет никакой возможности (ее и правда не было, дело с разводом затянулось на целых семь лет). А потом, когда Екатерина Керн вернулась в Петербург после тайно прерванной беременности, то неожиданно оказалось, что

«… уже не было прежней поэзии и прежнего увлечения…»

В результате у Пушкина с Анной Керн все закончилось ничем. Более того, в дальнейшем Александр Сергеевич еще и отзывался об Анне Петровне не самым лестным образом.

И у Глинки с Екатериной Керн тоже все закончилось печально. Она ждала еще восемь лет после того, как композитор стал свободен, но Михаил Иванович уже давно забыл о былом увлечении.

Кстати, стоит отметить, что Екатерина Ермолаевна вообще оказалась молодцом.

Юлий Михайлович Шокальский, сын Екатерины Шокальской, в девичестве Керн
Юлий Михайлович Шокальский, сын Екатерины Шокальской, в девичестве Керн

Когда стало понятно, что с Глинкой ничего не светит, она по настоянию родственников вышла замуж и родила сына. Потом овдовела и осталась без средств к существованию настолько, что пошла работать гувернанткой, лишь бы сын смог получить образование. И Юлий Михайлович Шокальский матушку не подвел: стал генералом и председателем Русского географического общества при царе. И при большевиках не затерялся, став Героем Труда и уважаемым человеком, чье имя увековечено на географических картах в названиях островов, проливов и ледников.

------------

Не ленитесь, ставьте лайки :) Они поднимают настроение и вместе с вашей подпиской помогают развитию канала.