Китай в мае экспортировал в Россию легковых автомобилей на рекордную с прошлого ноября сумму — 1,3 млрд долларов. Эксперты aif.ru объяснили, почему при этом львиную часть поставок составляют кроссоверы, а вовсе не «бюджетники».
Бьем рекорды
Россия оказалась мировым лидером еще и по количеству ввезенных с начала этого года китайских автомобилей — свыше 370 тыс. штук, по данным Китайской ассоциации легковых автомобилей (CPCA). Всего же в мае Китай продал за рубеж легковых авто более чем на 8 млрд долларов, причем более 16% от этой суммы пришлось на Россию, сообщило РИА Новости со ссылкой на данные взаимной торговли. Причем экспорт легкового транспорта из Китая в Россию растет уже четвертый месяц подряд: по сравнению с апрелем объемы в денежном выражении подросли на 11,7%, а по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — сразу на 65%.
«Рост ввоза легковых автомобилей, произведенных в КНР, возможно, обусловлен сокращением их запасов на складах дилеров, хотя еще шесть месяцев тому назад они были переполнены — на них скопилось порядка 175 тыс. машин, — поясняет промышленный эксперт Леонид Хазанов. — Также свою роль могло сыграть разнообразие китайских брендов, с которым пока не могут соперничать российские производители».
По мнению доцента Финансового университета при Правительстве РФ Петра Щербаченко, рост поставок китайских автомобилей в Россию будет зависеть от многих факторов. «Таких, в частности, как экономическая ситуация и курсы валют, политические отношения между странами, а также спрос потребителей на определенные модели и типы автомобилей», — отмечает эксперт.
Вне бюджета
Эксперты и отраслевые аналитики уже неоднократно отмечали, что в поставках из Китая львиную часть составляют автомобили среднего ценового уровня и выше. Тогда как в России остается неудовлетворенным спрос на более бюджетные автомобили.
По мнению президента Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексея Подщеколдина, этот факт можно объяснить несколькими причинами. Главная из которых — снижение курса национальной валюты. «Вспомним, что, когда китайцы только начинали приходить на наш рынок, валютный курс был около 50 руб. за доллар, тогда как сейчас — около 90, юань стоил 7-8 руб., стал — 12-13, — напоминает он — Рост утилизационного сбора, который начинался в свое время с суммы менее 100 тыс., а сейчас достигает почти 400 тыс. руб.».
Кроме того, по его словам, ухудшилась логистика: если раньше китайские автомобили везли морем до Новороссийска, то теперь этот маршрут по известным причинам не работает. Везти машины автовозами дорого, железная дорога с Дальнего Востока с нагрузкой не справляется. «Так что логистика стала дороже, а времени занимает больше. — констатирует глава автодилеров. — И потом — производителю выгоднее везти более дорогую модель, так как затраты на перевозку одинаковые — что для бюджетного, что для среднего по цене или премиального авто. В результате возникла ситуация, что любой автомобиль, который в Китае стоит 1 млн руб., у нас за счет расходов на логистику и утилизационный сбор будет около 2 млн руб. Это без дилерской наценки, которая далеко не заоблачная, а реально составляет 6-7%».
Напомним, что по данным Китайской ассоциации легковых автомобилей (CPCA) среди государств, в которые КНР отправляет свои машины, по итогам января-мая на первом месте оказалась Россия (372 542 штуки), затем идут Мексика (190 897 шт.), Бразилия (159 612 шт.), Бельгия (124 081 шт.) и ОАЭ (114 530 шт.).
Ранее сообщалось о том, какие противоугонные системы популярны среди российских автовладельцев.
Больше срочных и эксклюзивных новостей — в телеграм-канале АиФ