Найти в Дзене

"Витька Чеснок" с багажом моих чувств

Замешательство, заинтересованность, неприязнь. Вот те эмоции, которые лучше всего описывают моё душевное состояние при просмотре фильма «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» и в течение нескольких дней после этого. Чем же меня этот, можно сказать, депрессивный фильм задел? Рассказываю. Сегодня я смотрела «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» в третий раз. Почему? Потому что этот фильм относится к числу тех, которые интересно разгадывать. За один просмотр всех загадок не только не разгадаешь, но даже и не увидишь. Я бы только такое кино и смотрела, но его мало, искать приходится. А если уж повезло найти, то пересматриваю до косточки. Поделюсь с вами своим способом деления фильмов на хорошие, для которых не жаль времени, эмоций и мыслей, и плохие. В хорошем кино картинка важнее слов. Если фильм достаточно слушать, лишь изредка бросая взгляд на экран, то это шлак, недостойный внимания. В кино про Витьку Чеснока и Лёху Штыря слушать нечего, разговаривают они чуть

Замешательство, заинтересованность, неприязнь. Вот те эмоции, которые лучше всего описывают моё душевное состояние при просмотре фильма «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» и в течение нескольких дней после этого. Чем же меня этот, можно сказать, депрессивный фильм задел? Рассказываю.

Сегодня я смотрела «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» в третий раз. Почему? Потому что этот фильм относится к числу тех, которые интересно разгадывать. За один просмотр всех загадок не только не разгадаешь, но даже и не увидишь. Я бы только такое кино и смотрела, но его мало, искать приходится. А если уж повезло найти, то пересматриваю до косточки.

Поделюсь с вами своим способом деления фильмов на хорошие, для которых не жаль времени, эмоций и мыслей, и плохие. В хорошем кино картинка важнее слов. Если фильм достаточно слушать, лишь изредка бросая взгляд на экран, то это шлак, недостойный внимания. В кино про Витьку Чеснока и Лёху Штыря слушать нечего, разговаривают они чуть лучше неандертальцев, а вот смотреть нужно в оба. Из чего я делаю вывод, что это отличный фильм.

Жанр: роуд-муви, то есть поездка из точки А в точку Б. Главных героев, отца, т.е. Лёху Штыря, играет мною горячо любимый Алексей Серебряков, а сына, т.е. Витьку Чеснока, талантливейший Евгений Ткачук. Фильм снят в 2017 году режиссёром Александром Хантом (настоящая фамилия Евсеев, а Хант, потому что из Ханты-Мансийска). В машине, в которой проходит значительная часть экранного времени, постоянно звучит музыка (группы «Грибы», «Хаски», «Не твоё дело», «Пика», «Негатив»). Она очень подходит и по настроению, и по сюжету.

Кадр из фильма «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов», 2017. Реж. А Хант. Фото: Кинопоиск
Кадр из фильма «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов», 2017. Реж. А Хант. Фото: Кинопоиск

О чём фильм? Буквально в двух словах. Чтобы заполучить квартиру внезапно объявившегося отца-инвалида, 27-летний Витька повёз его сдавать в богадельню. По пути они попадают в несколько историй, в которых раскрываются с новых сторон и, возможно, эволюционируют. В финале Лёха Штырь благополучно оказывается в палате дома инвалидов, а Витька отправляется в обратный путь. Но вскоре останавливает машину и задумывается. Конец фильма.

Мне очень понравился открытый финал, подсаживающий на размышления и споры о том, куда же Витька Чеснок поедет: к отцу или от отца. С первого и до последнего кадра не словами, а картинкой авторы настраивали зрителя на позитивный финал, который домысливается как возвращение Витьки в дом инвалидов и примирение с отцом. Так, в начале фильма титры идут на фоне мусороперерабатывающего завода. По конвейеру движется мусор, вызывающий отвращение, но на последнем этапе переработки он упакован в чистые аккуратные тюки, стекло измельчено в отмытые сверкающие, даже красивые, кусочки. Витька, отработав смену, принимает душ, укладывает волосы в стильный ёжик, обувает яркие модные кроссовки. Неважно, что он при этом говорит, видеоряд закладывает в нас мысль о том, что перемены к лучшему в его жизни возможны.

На съёмках фильма «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» актёры Алексей Серебряков и Евгений Ткачук  , 2017. Реж. А Хант. Фото: Кинопоиск
На съёмках фильма «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» актёры Алексей Серебряков и Евгений Ткачук , 2017. Реж. А Хант. Фото: Кинопоиск

Я же считаю, что у этой истории не может быть позитивного конца, он был бы нелогичен, в жизни так не бывает. Наоборот, история Витьки Чеснока и Лёхи Штыря иллюстрирует народную мудрость «От осинки не родятся апельсинки». Ничего хорошего Витька в своей жизни не видел. Единственное его детское воспоминание об отце как тот избивает мать черенком от лопаты. Не только отец, но и друзья-товарищи, жена, любовница «Лариска-пиписка», которых, как известно, «каждый выбирает по себе», не дадут Витьке выбраться из болота, он просто не знает, как жить по-другому, вокруг него все так живут.

Размышляя о главном герое, я вспомнила знакомого мальчика 14-ти лет, который учился в 7 классе вечерней школы, потому что из обычной его отчислили за неуспеваемость и плохое поведение. Как-то мы с ним разговорились о жизни, я рассказывала о своих интересных выходных с посещением художественной выставки и театра, поделилась планами свозить его класс в музей. Он, помню, на меня уставился удивленно-раздраженно, и стал на повышенных тонах мне говорить, что это всё враки и так люди не живут. «Всё вы сочиняете, -сказал он, - я не знаю ни одного человека, который бы бывал в театре, а уж тем более на художественной выставке». Я опешила. Так явно мысль о том, что мы можем с кем-то жить по соседству, общаться, но при этом существовать в разных реальностях, меня раньше не поражала. Этот подросток жил в окружении таких как Лёха Штырь. Помню, он как-то похвалился, что его отец знаком со смотрящим, я даже не поняла о ком это он. А в 8 класс в сентябре он не пришёл, оказалась, посадили, причём за участие в убийстве.

Думаю, что Витьке Чесноку уготована судьба отца. Поэтому для меня фильм депрессивный, о тёмной стороне общества, с которой лучше никогда не встречаться, даже в кино. Я не почувствовала изменение отношения Витьки к отцу. Прослезился он, когда отец вспоминал «хлеба с маслом, салом и сахалом», на мой взгляд, не от проснувшейся тоски по отцу, а от горькой обиды на него. Взялся за пистолет не для того, чтобы отца спасти, а для того, чтобы утвердиться в собственных глазах, стать «реальным пацаном», который «право имеет».

Кадр из фильма «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов», 2017. Реж. А Хант. Фото: Кинопоиск
Кадр из фильма «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов», 2017. Реж. А Хант. Фото: Кинопоиск

Думаю, если кто и эволюционировал в этой истории, так это Лёха Штырь. Я поняла так, что он специально попросил заехать к корешу, так как знал, что тот выдаст его бандитам, потому и настаивал, чтобы Витька уезжал скорее домой. Лёха не хотел в богодельню, как и провоцировать сына на преступление, вот и выбрал смерь от ножа вора в законе Платона (Андрей Смирнов).

В одном из отзывов на этот фильм есть такие слова: «Я очень люблю кино о простых людях, без толики пафоса или прочей мишуры, так как они - основа нашей страны и её большинство, да, никто не идеален, каждый со своими изъянами, но почти в каждом из них можно найти частичку чего-то душевного и позитивного». Автор отзыва считает, что Витька и Лёха в совокупности с их друзьями-корешами составляют большинство населения России, что в них можно найти что-то хорошее. Я удивлена такой оценке, не согласна с ней, и обижена за наше общество. Вот и ещё одна эмоция - обида.

К слову, дебют режиссёра в полнометражном кино был по достоинству оценён рядом наград, например, Гран-при кинофестиваля в Карловых Варах в секции «К востоку от запада», наградой за лучшую режиссуру на кинофестивале стран БРИКС. За прошедшие годы Хант снял короткометражную комедию с Ириной Пеговой «Карантин» и криминальную мелодраму про двух юных влюблённых «Межсезонье». О крайнем его фильме «777» известно, что он ещё в производстве, что это трагикомедия, события в которой происходят в 2011 году во Владивостоке, а главные роли исполняют Максим Стоянов и Ирина Пегова. Пожелаем новому кинофильму не меньшего успеха, чем у дебюта.

Благодарю за прочтение. Комментируйте, делитесь своими мыслями об этом фильме, актёрах и режиссёре, звучащей в нём музыке. Ставьте лайки. Подписывайтесь. Хозяйка багажа Татьяна.