Если на просьбу "Расскажите о себе" вы задумчиво протягиваете что-то вроде "Ну, мне 28 лет, зовут Маша...", то эта статья для вас.
Кажется, что мы все умеем себя презентовать. Но умеете ли вы говорить о себе так, чтобы вас захотели нанять на работу? Чтобы купили ваш продукт? Хотя бы узнать цену ваших услуг?
Самопрезентация — это впечатление, которое вы хотите создать о себе. Она должна рассказать о вас как о личности и профессионале.
Частые ошибки
- Называть возраст.
Начинать презентацию с фраз вроде: “Я Маша, мне 29 лет”. Сразу хочется спросить: и что? А еще возраст - скользкая тема. Не все любят о нем говорить, а собеседник подсознательно может решить, что обязан представиться в ответ.
Если вы специалист, возраст не имеет значения. Если хотите упомянуть возраст, делайте это в контексте достижений, например: “Мне 29 лет, я заместитель директора крупной компании” или “Мне 22 года, и я уже открыл свой бизнес”. - Говорить о детях.
В идеале, семейное положение и количество детей не должно звучать в деловой беседе. Но если дети — ваше достижение, подавайте это через призму навыков, например: “Я мама двоих детей и уже имею 80 уровень по тайм-менеджменту” или “Я мама 4 дочек. Могу успеть сделать все, что угодно в сжатые сроки, будь то поделка за час или отчет за ночь” - Скучно говорить об образовании и дипломах.
Образование — это не навык, поэтому подавайте его в контексте приобретенных знаний, например: “Я разбираюсь в юриспруденции и экономике, так как окончила МФЮА”. - Говорить только о профессиональном.
Все ваши факты будут выглядеть сухо без личного контента.
Но важно
- соблюдать баланс и не углубляться в длинные рассказы о семье, отношениях, исключительных фактах о себе.
- помнить, что личное само по себе значения не имеет.
Личное должно подчеркивать ваши навыки или качества, например: “Я рисковый человек. Умею принимать сложные решения в жизни и бизнесе. Одно из последних — прыжок с парашютом”.
Боевые приемы
- Заметили закономерность в предыдущих примерах?
Даже самые обычные навыки, личные качества и факты подавайте с позиции компетенции. Как в примере с мамочками — наличие детей через навык управления временем. - Подача должна совпадать с вашим интонированием и позиционированием. Если неуверенно говорите об уверенности в проекте, это звучит слабо.
- Избегайте сложных терминов. Они могут быть понятны вам, но не другим.
- Меньше описаний и больше цифр, но важно не переусердствовать и предоставлять только достоверные данные. Когда цифры округляют, это вызывает подозрения и ощущение обмана. Поэтому лучше говорить максимально конкретно, как это было на самом деле. Например, «пять лет работал в продажах» звучит хорошо, но «четыре с половиной года» или «осенью будет пять лет, как я…» — честнее и вызывает больше доверия.
- Чаще используйте глаголы совершенного вида — “сделал, придумал, внедрил” вместо “делал, придумывал, внедрял”.
- Упоминайте коллективные успехи. Это показывает, что умеете работать в команде.
- Говорите не только о прошлом. Добавьте 1-2 цели на будущее — так покажете мотивацию и перспективы развития.
- Используйте приемы захвата внимания — комплимент, риторический вопрос, важная мысль.
Пошаговая инструкция
- Идентификация.
Представьтесь, назовите свою профессию и обязательно поясните, в чем заключается ваша работа. Это даст слушателям точку опоры и объяснит род вашей деятельности. Например, «Я – парикмахер-колорист, умею придать вашим волосам восхитительный оттенок, не нанося вреда их здоровью и длине». - Демонстрация выгоды.
Люди поняли, с кем имеют дело, но пока не до конца осознают, какую выгоду приносит знакомство с вами. Важно рассказать, как вы можете помочь или изменить их жизнь. Например, «Я знаю, как покрасить волосы так, чтобы освежить цвет лица и визуально сделать вас моложе на 5 лет». - Метод работы.
Чем наша работа отличается от действий конкурентов? Какие особенности и детали процесса? Как именно я крашу волосы, какие использую красители и почему этот способ максимально щадящий для шевелюры клиента? Аудитория видит нашу заботу, запоминает её и начинает притягиваться к мастеру, который действительно переживает за состояние волос своих клиентов. - Доказательства.
Они могут выражаться в цифрах. Например: запись ко мне идет за два месяца вперед, и на свои доходы я уже открыл три новых салона, специализирующихся на покраске волос. Другой вариант — рассказ о своих достижениях, вызвавший у аудитории искренние возгласы: «Супер! Я тоже так хочу!» - Биография.
В нашем прошлом всегда есть события, которыми мы гордимся или выделяемся из общей массы. Такие детали всегда привлекают внимание других людей. Поэтому не ленимся и вспоминаем о себе пять необычных фактов, которые помогут вам стать ближе к аудитории. Периодически их можно менять, ориентируясь на интересы публики. Кому-то интересны наши путешествия, кто-то заинтересуется деталями обучения.
Пара «НЕ» напоследок
❌ Не давите на жалость.
❌ Не приукрашивайте свои достоинства.
❌ Не говорите, что волнуетесь.
❌ Не отзывайтесь плохо о бывших коллегах и начальнике.
❌ Не забывайте улыбаться.