Найти тему

Как говорить о себе, чтобы вас запомнили. Искусство самопрезентации.

Оглавление

Если на просьбу "Расскажите о себе" вы задумчиво протягиваете что-то вроде "Ну, мне 28 лет, зовут Маша...", то эта статья для вас.

Кажется, что мы все умеем себя презентовать. Но умеете ли вы говорить о себе так, чтобы вас захотели нанять на работу? Чтобы купили ваш продукт? Хотя бы узнать цену ваших услуг?

Самопрезентация — это впечатление, которое вы хотите создать о себе. Она должна рассказать о вас как о личности и профессионале.

Частые ошибки

  1. Называть возраст.
    Начинать презентацию с фраз вроде: “Я Маша, мне 29 лет”. Сразу хочется спросить: и что? А еще возраст - скользкая тема. Не все любят о нем говорить, а собеседник подсознательно может решить, что обязан представиться в ответ.
    Если вы специалист, возраст не имеет значения. Если хотите упомянуть возраст, делайте это в контексте достижений, например: “Мне 29 лет, я заместитель директора крупной компании” или “Мне 22 года, и я уже открыл свой бизнес”.
  2. Говорить о детях.
    В идеале, семейное положение и количество детей не должно звучать в деловой беседе. Но если дети — ваше достижение, подавайте это через призму навыков, например: “Я мама двоих детей и уже имею 80 уровень по тайм-менеджменту” или “Я мама 4 дочек. Могу успеть сделать все, что угодно в сжатые сроки, будь то поделка за час или отчет за ночь”
  3. Скучно говорить об образовании и дипломах.
    Образование — это не навык, поэтому подавайте его в контексте приобретенных знаний, например: “Я разбираюсь в юриспруденции и экономике, так как окончила МФЮА”.
  4. Говорить только о профессиональном.
    Все ваши факты будут выглядеть сухо без личного контента.
    Но важно
    - соблюдать баланс и не углубляться в длинные рассказы о семье, отношениях, исключительных фактах о себе.
    - помнить, что личное само по себе значения не имеет.
    Личное должно подчеркивать ваши навыки или качества, например: “Я рисковый человек. Умею принимать сложные решения в жизни и бизнесе. Одно из последних — прыжок с парашютом”.

Боевые приемы

  1. Заметили закономерность в предыдущих примерах?
    Даже самые обычные навыки, личные качества и факты подавайте с позиции компетенции. Как в примере с мамочками — наличие детей через навык управления временем.
  2. Подача должна совпадать с вашим интонированием и позиционированием. Если неуверенно говорите об уверенности в проекте, это звучит слабо.
  3. Избегайте сложных терминов. Они могут быть понятны вам, но не другим.
  4. Меньше описаний и больше цифр, но важно не переусердствовать и предоставлять только достоверные данные. Когда цифры округляют, это вызывает подозрения и ощущение обмана. Поэтому лучше говорить максимально конкретно, как это было на самом деле. Например, «пять лет работал в продажах» звучит хорошо, но «четыре с половиной года» или «осенью будет пять лет, как я…» — честнее и вызывает больше доверия.
  5. Чаще используйте глаголы совершенного вида — “сделал, придумал, внедрил” вместо “делал, придумывал, внедрял”.
  6. Упоминайте коллективные успехи. Это показывает, что умеете работать в команде.
  7. Говорите не только о прошлом. Добавьте 1-2 цели на будущее — так покажете мотивацию и перспективы развития.
  8. Используйте приемы захвата внимания — комплимент, риторический вопрос, важная мысль.

Пошаговая инструкция

  1. Идентификация.
    Представьтесь, назовите свою профессию и обязательно поясните, в чем заключается ваша работа. Это даст слушателям точку опоры и объяснит род вашей деятельности. Например, «Я – парикмахер-колорист, умею придать вашим волосам восхитительный оттенок, не нанося вреда их здоровью и длине».
  2. Демонстрация выгоды.
    Люди поняли, с кем имеют дело, но пока не до конца осознают, какую выгоду приносит знакомство с вами. Важно рассказать, как вы можете помочь или изменить их жизнь. Например, «Я знаю, как покрасить волосы так, чтобы освежить цвет лица и визуально сделать вас моложе на 5 лет».
  3. Метод работы.
    Чем наша работа отличается от действий конкурентов? Какие особенности и детали процесса? Как именно я крашу волосы, какие использую красители и почему этот способ максимально щадящий для шевелюры клиента? Аудитория видит нашу заботу, запоминает её и начинает притягиваться к мастеру, который действительно переживает за состояние волос своих клиентов.
  4. Доказательства.
    Они могут выражаться в цифрах. Например: запись ко мне идет за два месяца вперед, и на свои доходы я уже открыл три новых салона, специализирующихся на покраске волос. Другой вариант — рассказ о своих достижениях, вызвавший у аудитории искренние возгласы: «Супер! Я тоже так хочу!»
  5. Биография.
    В нашем прошлом всегда есть события, которыми мы гордимся или выделяемся из общей массы. Такие детали всегда привлекают внимание других людей. Поэтому не ленимся и вспоминаем о себе пять необычных фактов, которые помогут вам стать ближе к аудитории. Периодически их можно менять, ориентируясь на интересы публики. Кому-то интересны наши путешествия, кто-то заинтересуется деталями обучения.

Пара «НЕ» напоследок

❌ Не давите на жалость.

❌ Не приукрашивайте свои достоинства.

❌ Не говорите, что волнуетесь.

❌ Не отзывайтесь плохо о бывших коллегах и начальнике.

❌ Не забывайте улыбаться.