Северная Венеция: Итальянские архитекторы в Санкт-Петербурге

Арка Главного Штаба, архитектор Карл Росси
Арка Главного Штаба, архитектор Карл Росси

Архитектурный облик Санкт-Петербурга создавался благодаря талантливой работе итальянских мастеров, продолжавшейся с начала XVIII в. — эпохи, когда основывался город, — вплоть до середины последующего столетия.

В 1703 г. Петр I отдал распоряжение о строительстве города на берегу Невы, около Финского залива, в честь побед, одержанных русскими войсками над поляками и шведами. С 1713 по 1918 г. Петербург оставался столицей огромной Российской империи. Сначала была возведена Петропавловская крепость — по проекту военного архитектора Доменико Трезини, приехавшего из Ломбардии. Затем Петр пригласил Пьера Ламбера, который разрабатывал планы цитаделей и оборонительных сооружений для Людовика XIV. Столица начала расти от Петропавловской крепости, и возглавить строительство города поручили Трезини; в 1716 г. ко двору был приглашен инженер Жан Батист Леблон, член Королевской Академии художеств в Париже. Уже в период активной работы Трезини в Петербург приехали и другие итальянские мастера, а также французские, немецкие и голландские архитекторы, что свидетельствовало о стремлении Петра I приобщить русскую культуру к современной европейской.

Сведения о некоторых мастерах крайне скупы и отрывочны — как, например, в случае с Себастьяно Чиприани, Джакомо Гаспарри, Никколо Микетти. Чуть больше известно о Гаэтано Киавери: он родился в Риме в 1689 г. и в возрасте 28 лет отправился в Россию. Среди прочего Киавери принадлежит проект Зоологического музея. После смерти Петра строительство города продолжалось медленно — вплоть до восшествия на престол Елизаветы Петровны в 1741 г. Императрица обладала тонким вкусом, прекрасно разбиралась в западном искусстве и сумела оценить талант Франческо Бартоломео Растрелли, разработавшего планы петербургских улиц и дворцов. Растрелли приехал в Петербург в 1716 г. вслед за своим отцом Карло — скульптором и специалистом по садово-парковой архитектуре. Пройдя обучение за границей, он вернулся в российскую столицу и в 1730 г. получил заказ на строительство Зимнего дворца, который вскоре приказали снести, чтобы построить новое здание — также по проекту Растрелли. Затем появились еще два дворца — Строгановский и Аничков, которые служат великолепными образцами петербургского архитектурного стиля. Итак, имя Растрелли теснейшим образом связано с царствованием Елизаветы.

Эпоху Екатерины II прославит бергамский мастер Джакомо Кваренги, работавший в России с 1780 г. Именно ему поручили отделку Зимнего дворца и позже составление плана художественной галереи Эрмитажа. За Растрелли последовали Антонио Ринальди и Винченцо Бренна: их усилиями был создан характерный, ни с чем не сравнимый стиль, в котором переплетаются элементы европейского искусства и традиция русского зодчества, — стиль самобытный и оригинальный, основанный на необычных визуальных эффектах.

Вид на Дворцовую набережную у Зимнего дворца со Стрелки Васильевского острова.                   Б. Патерсен, 1799 г.
Вид на Дворцовую набережную у Зимнего дворца со Стрелки Васильевского острова. Б. Патерсен, 1799 г.

ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ

История Зимнего дворца неотделима от истории Петербурга. Несколько лет спустя после основания города Петр I решил построить там царскую резиденцию. Первоначальный вариант — скромное по размерам здание без всяких архитектурных излишеств — был заменен в 1721 г. роскошным Зимним дворцом, возведенным по проекту Доменико Трезини. В 1732 г. дочь Петра императрица Елизавета, наследовавшая русский трон, отдала распоряжение о строительстве нового дворца на месте созданного Трезини, поручив это важное задание Бартоломео Франческо Растрелли — самому знаменитому и авторитетному в России мастеру. Так возникло нынешнее здание Зимнего дворца, расположенного в центре города на берегу Невы.

В 1754 г. был снесен дворец Трезини со всеми примыкавшими к нему постройками. Новый проект потребовал колоссальных финансовых затрат и огромных человеческих усилий. Свыше двух тысяч рабочих принимало участие в строительстве, которое длилось вплоть до 1762 г., когда весь императорский двор переехал в Зимний. Среди самых величественных памятников Петербурга дворец выделяется грандиозными размерами и пышностью убранства. В проекте фасада Растрелли удалось избежать монотонного однообразия: он нашел блестящее архитектурное решение в ритмичном чередовании ионических и дорических колонн, разнообразии форм окон и украшении аттика бронзовыми статуями и урнами в классическом стиле. После смерти Елизаветы Петровны Зимний дворец на протяжении более тридцати лет оставался резиденцией Екатерины II: здесь происходили все официальные государственные церемонии и приемы иностранных послов; в роскошных гостиных устраивались праздники и торжественные обеды.

Когда умерла Екатерина, императорские покои занял ее сын и наследник трона Павел I, однако вскоре он предпочел переехать в Михайловский замок, построенный специально для него. В течение нескольких лет Зимний дворец пустовал, но затем русская императорская династия прочно обосновалась там до революции 1917 г. Прихоти моды, пожары, революции и бомбардировки почти не изменили облика здания, где жили две тысячи человек — и вдвое больше, когда приезжал царь. Сейчас в Зимнем дворце, перестроенном в конце XVIII в. по проекту Джакомо Кваренги и Ивана Старова, а в 1830-е гг. отреставрированном Карло Росси и Огюстом Монферраном, находится Государственный Эрмитаж.

Великие музеи мира, Эрмитаж
Великие музеи мира, Эрмитаж

Познакомиться с богатейшей коллекцией Эрмитажа поможет альбом серии "Великие музеи мира". В Эрмитаже хранятся работы Тициана и Рембрандта, Караваджо и Джорджоне, Симоне Мартини и Беато Анджелико, Тьеполо, Рубенса, Ван Дейка, Снейдерса и многих других. Широко и полно представлено в собрании искусство ХIX – XX веков: Сезанн, Ван Гог, Гоген, Матисс, Буден, Вламинк, Пикассо, Кандинский и Малевич.

Книга построена по хронологическому принципу, и каждому периоду истории живописи предшествует емкая, но познавательная характеристика.