Личный шофер Николая II и технический директор Императорского гаража
Родившийся в 1879 году во Франции А.Кегресс с 1904 г. был техником в моторном отделе завода фирмы «Лесснер», который поставлял царскому гаражу автомобили своей постройки. В 1905 г. когда князь В. Н. Орлов, приобретал у фирмы «Лесснер» два новых автомобиля системы «Даймлер-Луцкой» для императора, заметил 28-летнего толкового специалиста. Последовало приглашение на пост технического директора Императорского гаража в Царском Селе с 4 200 рублями годового жалованья – сумму по тем временам немалую. Кегресс дал свое согласие и стал заведующим технической частью Императорского гаража. Он же заменил князя В. Н. Орлова, который до этого сам управляла автомобилями при выездах Николая II, став его личным шофером.
Генерал-майор Свиты Его Величества В. Н. Воейков, почетный член Царскосельского автомобильно-спортивного общества, в своих мемуарах писал: «Машиной Государя управлял Кегресс, ездивший с необыкновенной быстротой. На мои замечания относительно такой быстрой езды Кегресс всегда возражал, что Государь это любит».
Какую же скорость называли большой в те времена? Самые мощные автомобили на хорошей дороге развивали скорость 120–130 км/ч. По свидетельствам того же Воейкова. Кегресс великолепно «правил» машиной при дальних поездках, поддерживая среднюю скорость от 60 до 70 верст в час (65–75 км/ч).
В функции А. Кегресса и его непосредственных подчиненных входило не только мастерки управлять автомобилем, но и уметь их ремонтировать. В особых случаях водители должны были уметь принимать экстренных меры по защите пассажиров императорской семьи от любых посягательств. Говоря современным языком, они должны быть и телохранителями.
Всему этому обучала Императорская школа шоферов, которая размещалась в Царскосельском Императорском гараже.
Изобретатель и конструктор полугусеничного автомобиля
А. Кегресс всегда совмещал основную занятость с исследовательской работой по улучшению устойчивости и проходимости автомобилей в зимнее время. С 1906 по 1916 гг. под руководством Кегресса в Императорском гараже шла постройка экспериментальных полугусеничных машин на шасси «Mercedes», «Руссо-Балт» и «Packard».
Кегресс серьезно занимался проблемой улучшения проходимости автомобиля по заснеженным трассам. Заменил передние колеса на лыжи, а задние – на мягкие гусеницы, которые сначала изготавливали из сежи, а затем из толстого верблюжьего войлока. В дальнейшем такие гусеницы стали делать из резины. Автосани Кегресса одержали победы в ряде гонок по снегу, и Кегресс постоянно усовершенствовал свое изобретение, участвуя в испытаниях и автопробегах.
С началом Первой мировой войны А. Кегрессу присвоили звание прапорщика русской армии и предоставили возможность совершенствовать свое изобретение. Было изготовлено несколько полугусеничных автомобилей, принимавших участие в военных действиях. Кегресс разработал целую серию автомобилей на полугусеничном ходу. Это были легковые и грузовые машины, «Руссо-Балт», «Renault», «Packard»; в 1916 г. в опытном порядке был переоборудован один английский броневик «Ostin».
Трудно переоценить вклад этого изобретателя в развитие внедорожного транспорта: по сути, он придумал способ повысить проходимость практически любой машины задолго до изобретения внедорожников современного типа. И, что приятно, придумал он его в России, отталкиваясь от русского опыта, решая проблему русских дорог. Впрочем, это, конечно, не делает чести русским дорогам.
После Февральской революции и последующего отречения императора Николая II от престола, 37-летний А. Кегресс сдал все имущество царского гаража представителям Временного правительства, а сам, не дожидаясь окончания революционного процесса, с женой и тремя детьми уехал на автомобиле в Финляндию, откуда вернулся к себе на родину.
Умер А, Кегресс в 1943 году в городке Круасси-сюр-Сен (Франция) известным на весь мир изобретателем. Патенты на его разработки приобрели десятки фирм, кегрессов движитель служил до середины 20 века инженерной основой для шасси внедорожников, в т.ч. массовых американских бронетранспортеров.