Нигерия - одна из самых богатых нефтью стран Африки. Нефть дает 90 процентов экспортных доходов страны. Но в то же время нефть - это и главное проклятье страны. Потому что сама страна не обладает ни технологиями, ни кадрами для ее добычи. И вынужденно прибегает у к услугам иностранных операторов. Которые производят добычу по соглашениям о разделе продукции, которые являются явно кабальными. Кроме того, Нигер - это типичная Африка. То, что все же достается стране, оседает в карманах элиты. Старый добрый неоколониализм.
Во-вторых, компании мало заинтересованы в соблюдении экологического законодательства. Это не Европе, не Америка, можно на это закрыть глаза. В результате дельта реки Нигер является одним из самых загрязненных нефтью мест нашей планеты.
Но даже на фоне всеафриканского разгильдяйства и расслабленности, катастрофа, которая произошла с судном Trinity Spirit, выделяется по образцово-показательному бардаку, который творится в нефтяной отрасли Нигерии
Судно Trinity Spirit сошло со стапелей в 1976 году. Его почему то в большинстве статей относят к нефтяным танкерам. Но это не совсем так. Оно изначально было построено как нефтяной танкер. Но позже его переоборудовали в судно FPSO (Floating Production, Storage и Offloading) - плавучая установка для добычи, хранения и отгрузки нефти и газа.
В ходе работы FPSO нефть и газ добываются самостоятельно, либо поступают с близлежащих морских платформ (МП) и хранятся до отгрузки в нефтеналивной танкер или отправки по нефтепроводу. Нефть накапливается в FPSO нефти до тех пор, пока не накопится достаточного количества для наполнения нефтеналивного танкера. На FPSO также производят подготовку нефти.
Подобные суда используются на шельфовых проектах. Бурение и добыча происходит на плавучих платформах. Добытая нефть передается на FPSO, откуда может перегружаться либо на нефтеналивные танкеры, либо прямиком подаваться на сушу.
Судно было привязано к месторождению Укпокити, которое было открыто в 1993 г., лицензия на добычу нефти получена в 1996 г. Его оператором была изначально американская компания ConocoPhillips, которая владела 40% акций. Еще 60% акций владела Express Petroleum и Camac Limited, которые являются американскими компаниями. Все они так или иначе связаны с Шелл, первая компания дистрибьютор их нефтехимической продукции в Африке, а Camac Limited занимается разведкой и добычей сырой нефти в Южной Америке и Африке.
В 2004 г. SEPCOL приобрела все 40% акций ConocoPhillips, благодаря чему стала техническим оператором блока. Это нигерийская компания, но тоже связанная с американской Эксон.
Она эксплуатировала месторождение свыше десяти лет, на его балансе числились 5 добывающих и одна нагнетательная скважина. У компании были серьезные проблемы с финансами, а в результате хронического недофинансирования объемы добычи стабильно падали, а согласно данным министерства нефти Нигерии добыча вот уже два года как не велась. Лицензия была отозвана у SEPCOL еще в 2019 году. , Shebah находится под конкурсным управлением.
Но тем не менее 3 февраля 2022 года утром на судне грянул мощный взрыв. На борту находилось 10 человек, члены экипажа и сотрудники SEPCOL. В результате спасательной операции удалось спасти трех человек, другие, судя по всему, погибли.
Комиссия по регулированию добычи нефти Нигерии опровергла любые предположения о крупном инциденте с загрязнением нефтью. Однако снимки со спутника Европейского космического агентства Copernicus Sentinel-2, сделанные через 48 часов после взрыва, показали 20-километровое масляное пятно, растянувшееся от дымящихся останков FPSO. По предварительным расчетам в океан вылилось порядка 2 миллионов баррелей нефти, именно на такой объем было рассчитано это судно.
Встал вопрос, откуда на судне вообще есть нефть. И вообще, что оно там делало. Проверка показала, что судно было снято с учета еще десять лет назад. Оно не имело никаких записей в реестре и последняя страховка судна была произведена в далеком 2009 году!!! Но судя по всему, добыча нефти нелегально велась до самого последнего времени, иначе невозможно объяснить такого большого количества нефти на борту.
Встал вопрос - а кто же будет оплачивать компенсацию за загрязнение побережья и моря? Express Petroleum и Camac Limited сразу отказались это делать, так как официально ни не работали.
Тогда нигерийские власти сделали изящный ход - все повесили на SEPCOL. Хотя она итак уже была компания-банкрот. Фирма предложила свои активы Корпорации по управлению активами Нигерии или AMCON, государственному агентству по взысканию долгов, для погашения части своего долга.
Только вот это никак не помогло ни убрать розливы нефти, ни компенсировать потери местным жителям, для которых воды реки Нигер и Гвинейского залива источники пищи насущной в виде рыбы. Дело спустили на тормозах, впрочем этим никого в те местах не удивить. 22 апреля того же года в этих же местах, только на побережье, взорвался незаконный нефтезавод, в результате которого погибло 110 негров. И ничего, никто ничего никому не компенсировал, эака невидаль, черные бабы еще нарожают.
Впрочем кое-какие выводы правительство Нигерии сделало и начало бороться с незаконной добычей не просто жестко, но и жестоко. Так в июле 2023 года власти Нигерии захватили и уничтожили небольшой танкер по подозрению в краже нефти из морской скважины в штате Ондо. По данным NNPC, танкер, идентифицированный как Tura II (бывшее имя Ali Riza Bey, IMO 6620462), был захвачен подрядчиком Tantita Security Services в прибрежной зоне. После захвата судна и задержания экипажа судно было уничтожено нигерийским военным вертолетом без судебного разбирательства.
«На момент ареста на борту не было действующей документации ни на судно, ни на груз сырой нефти», — заявил официальный представитель Нигерийской национальной нефтяной компании Гарба Мухаммад.
«Дальнейшее расследование деятельности судна в Центре управления и контроля NNPC Ltd. также показало, что судно работало в скрытом режиме в течение последних 12 лет. Последнее местонахождение судна, о котором сообщалось, был порт Tin Can в июле 2011 года».
Танкер просто сгорел и затонул. Экология по-африкански - это просто трэш.