15,5K подписчиков

Ютланд: Когда адмиралу виднее, чем уоррент-офицеру/Часть 3. "Использование опасных методов обращения с кордитом было быстро забыто"

861 прочитал
Готовясь к генеральному сражению с немецким флотом британский Королевский флот, во-первых, постарался увеличить количество снарядов и зарядов, которые могли быть загружены в боевые погреба своих линкоров и линейны крейсеров, а во-вторых, увеличить скорость стрельбы ордуий главного калибра до максимального темпа. Но как показали последующие события - до хорошего такие "инновации" не довели британцев. Именно об этом в своем исследовании рассказал Николас А.Ламберт на страницах журнала "The Journal of Military History" в 1998 году, читать ЗДЕСЬ, и ТУТ ВОТ.

Неудачная стрельба "Тайгера" несколько обескуражила и Битти и его офицеров, да и сам Джеллико вряд ли был рад данным предоставленных отчетов. В тоже время как то никто не обратил внимание на то, что сочетание желания увеличить скорость стрельбы, уменьшить забитость погребов и опасение задержек при подаче боезапаса к орудиям без сомнения заставляли расчеты перед боем открывать пеналы Кларксона, стоящие в переходах погребов, и складировать картузы кордита в рабочих отделениях прямо под башнями. Без всякой защиты от огня!!

Прием боезапаса на линейном крейсере "Лайон", 1917 год
Прием боезапаса на линейном крейсере "Лайон", 1917 год

Лучшее документальное свидетельство этому в свое время дал уоррент-офицер Александр Грант, который в 1915 году был назначен артиллерийским содержателем на линейный крей­сер «Лайн», то есть на флагман Битти. В своих мемуарах он пишет, что в день назначения был поражен хаосом, царившим в погребах.

«Кордит для башенных орудий хранился в цилиндрических пеналах, содержащих по два четверть заряда. На пенале имелись три метки, одна на нем самом и две на крышках. Поэтому два картуза и три метки должны были совпасть. Однако я обнаружил, что большое количество пеналов во всех четырех погребах имеют по пять разных серийных номеров. Я провел целый день в погребах и к вечеру был страшно возмущен. Чтобы привести дело в порядок, требовалось разгрузить погреба».

Интересно, что простой уоррент-офицер оказался более требовательным к выполнению правил. Узнав от матросов и увидев лично, что дела в совершенном беспорядке, Грант пришел в ужас, когда узнал, что ранее, в ожидании неминуемого боя, «расчет погреба, полный энтузиазма и решимости не допустить, чтобы орудия ждали кордит, снял крышки практически со всех пеналов, завалив рабочее отделение картузами. Вдобавок они также заполнили зарядами проходы всех четырех погребов». А уже после боя - заряды убрали в пеналы, но уже в какие попались под руку.

Грант вспоминал: « Я могу представить, как моряки, сделав все эти приготовления, спокойно уселись и довольные говорили друг другу: «Теперь пусть они приходят, мы зададим им от всей души». (Класть картузы обратно в положенный пенал считалось напрасным трудом).
Полузаряд кордита «MD» для 305-мм орудий
Полузаряд кордита «MD» для 305-мм орудий

Грант видел «крайнюю опасность для корабля после таких при­готовлений». Дальнейшее расследование артиллерийского содержателя показало, что командир башни, обычно юный лейтенант или старший мидшипмен, не только знал об этих опасных приготовлениях, но и поощрял их. Гранту позволили завести безопасный порядок после того, как он продемонстрировал старшему артиллеристу «Лайона», капитан-лейтенанту, что расчеты погребов вполне способны обеспечить тяжелые орудия потребным количеством зарядов без риска вызвать катастрофу, сва­лив кучи картузов внутри барбета башни.

Хотя Грант сумел подтянуть требования техники безопасности на борту «Лайона» перед началом Ютландского сражения, он не имел власти проделать это на осталь­ных кораблях, а его предупреждения никто не услышал. Вскоре после сражения старший ар­тиллерист «Инвинсибла» капитан 2 ранга Хьюберт Даннрейтер (помните, тот кто выжил после взрыва) признался Третьему морскому лорду, кроме всего прочего, что его подчиненные использовали такие же опасные методы обращения с боезапасом.

Средние башни линейного крейсера "Инвинсибл" - именно в башню Q произошло роковое попадание
Средние башни линейного крейсера "Инвинсибл" - именно в башню Q произошло роковое попадание

Другие свидетельства заставляют предположить, что большинство кораблей Фло­та линейных крейсеров в Ютландском сражении были такими же беспечными.

Кстати, то же самое творилось на линкорах Джеллико. Конструктор лейтенант Виктор Шеферд (начальник Отдела кораблестроения с 1951-го по 1958 год), который участвовал в Ютландском сражении, видел нечто подобное на борту линкора «Азинкур», который сумел выпустить 144 снаряда во время короткой стычки линейных флотов. Во вре­мя боя Шеферд вместе с аварийной партией обходил корабль. Он сообщил, что был встревожен большим количеством зарядов, лежащих в рабочих отделениях башен, вынутых из пеналов и совершенно незащищенных. Интересно, что некоторые башни были хуже остальных. Шеферд отметил, что особенно плохи были башни, укомплек­тованные морскими пехотинцами.

Британский линкор "Азенкур"
Британский линкор "Азенкур"

Интересно, что два из трех линейных крейсеров, взорвавшихся в сражении после попаданий в башни, «Инвинсибл» и «Куин Мэри», считались лучшими артиллерий­скими кораблями Королевского флота. Даже немцы были поражены «замечательной быстротой», с которой давал залпы «Куин Мэри», хотя они всегда ложились перелетами или недолетами. «Дерфлингер» дважды попадал под этот адский шквал, но каждый раз в него попало всего по одному снаряду. Несомненно, что Битти во время сражения требовал от кораблей стрелять быстрее. Через 7 минут после начала боя линейных крейсеров (на предельной дистанции) Битти передал сигналом общий приказ уве­личить скорость стрельбы.

Носовые башни главного калибра линейного крейсера "Куин Мери" - его орудия показали чудеса скорострельности при Ютланде
Носовые башни главного калибра линейного крейсера "Куин Мери" - его орудия показали чудеса скорострельности при Ютланде

На линейном крейсере «Нью Зиленд» его истолковали буквально. Хотя его 305-мм орудия имели меньшую дальность стрельбы и времена­ми не доставали до противника, да еще с учетом устаревшей и ненадежной системы управления огнем, этот линейный крейсер выпустил рекордное среди всех кораблей Битти количество снарядов - 420. И это при том, что временами мог стрелять только тремя башнями из четырех. Ни один другой корабль не приблизился к его скорострельности. Шедший перед ним «Тайгер» со своими дальнобойными 343-мм орудиями выпустил 300 снарядов. В ре­зультате «Нью Зиленд» добился рекордного количества промахов, из его 420 снарядов в противника попали всего 2, может быть 3, то есть меткость составила 0,7 %. Это счастье, что в ответ «Нью Зиленд» получил всего одно попадание. Как говорится - "заклятие шаманов Новой Зеландии и юбочка командира" помогли, )).

Делая промежуточный итог, можно сказать, что высокая скорость стрельбы не особо помогла британским линейным крейсерам, да и линкорам тоже, потери оказались более значительны, чем достижения. Поэтому не удивительно, что уже через день после возвращения Гранд-флита на стоянку в Скапа-Флоу, как пишет Н.Ламберт, Джеллико приказал контр-адмиралу Артуру Левесону создать комиссию и изучить письменные рапорты о бое всех командиров. Эти рапорты "по горячим следам" требовались для расследования причин гибели линейных крейсеров. Надо сказать - разумное и оперативное решение, которое могло бы открыть много тайн, но этого не случилось, как мы увидим дальше.

В Розайте, где базировался Флот линейных крейсеров, то же самое сделал Битти, назначив свою комиссию. Он назначил своего флаг-капитана капитана 1 ранга Э.Е.Четфилда (командира линейного крейсера "Лайон"?)председателем комиссии офицеров, собранных с линейных крейсеров и линкоров 5-й эскадры. Они должны были изучить уроки стрельбы боя 31 мая и подготовить заключение, что меры предосторожности против вспышек в башнях «неэффективны, если пробита броня башни». Одновременно контр-адмирал У.К.Пакенхэм (командир 2-й эскадры линейных крейсеров) получил задание изучить возможные усовершенствования существующих и будущих кораблей в свете выводов артиллерийских комитетов.

Контр-адмирал У.К.Пакенхэм на борту линейного крейсера "Лайон"
Контр-адмирал У.К.Пакенхэм на борту линейного крейсера "Лайон"

Судя по всему, первой реакцией Флота линейных крейсеров стало ужесточение правил обращения с кордитом. После беседы со спасшимся старшим артиллеристом «Инвинсибла» Хьюбертом Даннрейтером Битти узнал, что некоторые его корабли используют "опасные методы работы в погребах".

3 июня он отправил письмо в Адмиралтейство, рассказав, что некоторые линейные крейсера, прежде всего «Инвинсибл», погибли в бою потому, что держали двери погребов открытыми, и предложил впредь запретить это. В тот же день Битти отправил Джеллико крити­ческую телеграмму с пометкой «Срочно», где указывал на опасность «открытых дверей погребов в башнях».

Он предупреждал, что «совершенно необходимо держать маленький запас кордита в рабочих отделениях погребов, а двери закрывать на одну задрайку и открывать только для пополнения запаса в рабочем отделении».

Битти советовал не держать там более четырех или пяти полных зарядов.

Продольный разрез 343-мм орудийной башенной установки британских линкоров
Продольный разрез 343-мм орудийной башенной установки британских линкоров

Офицеры Адмиралтейства, которые уже провели свое собственное расследование и также опросили Даннрейтера, решили, что предложения Битти по повышению безопасности погребов не идут достаточно далеко. 5 июня Совет адресовал всем адмиралам меморандум, который требовал отныне не держать за пределами по­гребов более четырех полных зарядов (не считая два в орудиях) одновременно. Более того, он советовал «не накапливать заряды в рабочих отделениях», как бы этого не хотелось. Флот линейных крейсеров неохотно согласился, и циркуляр был распространен по всем кораблям.

Казалось бы была найдена и, главное, осознана основная причина, которая привела к гибели кораблей и их экипажей, и значит будут приняты продуманные меры по недопущения подобных нарушений. И тут начинается самое интересное!

Британский линейный крейсер "Индефатигебл", погибший при Ютланде
Британский линейный крейсер "Индефатигебл", погибший при Ютланде

В июне мнения о причинах гибели линейных крейсеров начали меняться, как отметил Н.Ламберт. Офицеры флота, начиная с командующего, стали настаивали, что «тяжелые потери линейных крей­серов объясняются неадекватной защитой», а не опасными методами обращения с кордитом.

Ламберт писал: "...Некоторые верили, что снаряд, пройдя через тонкую броневую палубу, по­падал прямо в погреб. Другие считали, что снаряд может пробить и бортовую броню перед погребом. Это была позиция Джеллико...".

В своих мемуарах Джеллико утверждает, что еще до войны настаивал, чтобы Адмиралтейство улучшило броневую защиту линейных кораблей.

В частном письме Первому морскому лорду он утверждал: «Германские линейные крейсера по защите - это линкоры, тог­да как наши - броненосные крейсера. В этом суть, и люди обязаны знать это ради репутации ваших офицеров и матросов».

Однако документы того времени показывают, что его опасения относительно тонкой брони, в особенности башен, считались (до войны) преувеличенными.

Схема бронирования линейных крейсеров типа "Инвинсибл"
Схема бронирования линейных крейсеров типа "Инвинсибл"

К третьей неделе июня 1916 года мысль, что личный состав линейных крейсеров использовал опасные методы обращения с боезапасом, была практически забыта офицерами, по крайней мере официально. На совещании в Адмиралтействе с участием чиновников и старших офицеров 25 июня обсуждалась гибель линейных крейсеров. Джеллико и Битти подчеркнули дефекты броневой защиты. Флотские командиры, прежде всего Битти, оправдывали это изменение взглядов результатами расследования обоих флотских комиссий. В своих рапортах обе ко­миссии не написали ни одного слова о халатности обращения с кордитом в рабочих отделениях башен.

В действительности эти комиссии, составленные из офицеров на действительной службе, отбросили все свидетельства, которые могли служить обви­нениями в адрес экипажей кораблей. Например, комиссия Левесона не была уверена, что пламя в башне было главной причиной взрыва погребов. Хотя в своем первом ра­порте он признавал, что «опасность огня существует», и согласился, что огнеупорные захлопки «были сняты на некоторых кораблях, чтобы ускорить подачу боеприпасов».

Левесон рассуждал, что линейные крейсера погибли от снарядов, пробивших тонкую горизонтальную броню и взорвавшихся прямо в погребе. Хотя через несколько дней Левесон был уже не так в этом уверен, тем не менее, он убеждал Джеллико утвердить установку на башнях более толстых крыш и уложить «мозаику» броневых плит непо­средственно над погребами.

Элемент конструкции "Инвинсибла"
Элемент конструкции "Инвинсибла"

Четфилд в своем предварительном рапорте от 22 июня твердо приписал гибель трех линейных крейсеров ошибкам при проектировании. Неспособность противопожарных устройств предотвратить распространение огня из башни вниз по элеватору и далее в погреб, по мнению его комитета, и стало главной причиной взрывов. Разумеется, артиллерийские расчеты в этом не виноваты. Для исправления дефекта Четфилд рекомендовал несколько улучшений этих устройств, подчеркивая особенную необходимость замены дверей между башней и погребом на герметичные люки.

Проблемы с кордитом стали быстро забываться, или их решили намеренно забыть?

Окончание следует.

По материалам "The Journal of Military History"