16,3K подписчиков

В 45 сотрудник «ягодка» опять: как работодатели реагируют на возрастных новичков

712 прочитали

Тридцать лет работал сантехником и вдруг стал стилистом — это не начало анекдота, а новый тренд. Людей, которые резко меняют профессию в зрелом возрасте, называют свитчерами. Мы пообщались с работодателями и выяснили, что они думают о таких карьерных виражах.

Тридцать лет работал сантехником и вдруг стал стилистом — это не начало анекдота, а новый тренд. Людей, которые резко меняют профессию в зрелом возрасте, называют свитчерами.

Свитчеры — признак времени

Возрастные новички органичны в мире, полном перемен и неопределенности. Многие проекты рождаются на стыке дисциплин, поэтому интеграция профессий неизбежна. При этом смена деятельности не всегда означает смену компетенций. Новые задачи и контекст могут еще больше раскрыть таланты сотрудника, считает Мария Клочко, руководитель консалтинговой группы «Технологии влияния», бизнес-тренер, консультант.

К примеру, в 90-е самыми успешными риелторами оказались бывшие военные и медики. Дисциплина, умение общаться и управлять процессами помогли им зарабатывать в новых условиях.

Если говорить о свитчерах, то на мой взгляд самая важная для них компетенция — Learning Agility, то есть умение быстро учиться и сразу применять знания на практике. Если у человека развит этот навык, он в любом возрасте может смело переключаться на новые сферы и создавать уникальные решения.

Мы в промышленности позитивно относимся к таким сотрудникам в условиях дефицита кадров. Всегда рады специалистам, которые открыты новым технологиям и готовы постоянно развиваться. Важно только, чтобы специалист, который кардинально решил сменить сферу, адекватно оценил возможности и перспективы. Ведь он не станет мастером или экспертом за пять минут — перед этим его ждут долгое обучение и адаптация, — говорит Михаил Ольчев, директор завода «Лоджикруф» компании ТЕХНОНИКОЛЬ.

«Новички» старше 50-ти остро реагируют на обратную связь

Тридцать лет работал сантехником и вдруг стал стилистом — это не начало анекдота, а новый тренд. Людей, которые резко меняют профессию в зрелом возрасте, называют свитчерами.-2

Рассказывает Ольга Шалдыбина, руководитель корпоративного университета MBA МГУ.

К сожалению, у меня был негативный опыт со свитчерами. Три раза сталкивалась с сотрудницами старше 50 лет, которые по своему желанию сменили сферу внутри компании. Все они медленно учились и остро реагировали на обратную связь.

Даже после адаптации женщины не работали самостоятельно и срывали сроки по задачам, либо не присылали их вообще, либо спрашивали: «А как мне это сделать?».

Материал по теме: Только привык и сразу ушёл: частая смена работы

Часто манипулировали в ситуациях, когда были не правы. Например, в ответ на замечания говорили: «видимо, я совсем глупая», «похоже мне не хватает компетенций», «вижу, что вам со мной неудобно». Или начинали спорить, рассказывая, что корректно выполнили работу, хотя это было не так.

Хочу отметить, что сотрудники старше 50 лет, которые не меняли сферу, по моему опыту обладают глубокой экспертизой, согласны, что могут ошибаться, и готовы обсуждать спорные моменты работы.

Свитчеры — сильные и смелые сотрудники

Константин Митин, управляющий партнер «ИТ-координата» оценивает кандидатов не только по опыту и образованию, но и по тому, насколько человеку интересна предстоящая работа.

Многие работодатели боятся вкладываться в свитчеров, мол, те могут уйти. Но это иррациональный страх: уволиться может любой сотрудник, даже тот, кто проработал с вами многие годы. Некоторые считают, что люди, которые легко меняют свою жизнь — ненадежны. Это не так: во-первых, легкость не равна легкомыслию. Во-вторых, человек, который в зрелом возрасте изучает новую профессию, обладает колоссальной силой воли и смелостью. Это сильный человек, с которым точно можно взаимодействовать.

Материал по теме: Работаем по-своему: человек X, миллениал и зумер

Ищу кандидатов с горящими глазами и не смотрю на их возраст

Мария Сидорова, руководитель отдела подбора ГК Эксцельсиор считает, главное — чтобы у человека «глаза горели» от работы. И у свитчеров она замечает это чаще, чем у состоявшихся, но «уставших» профессионалов.

К примеру, на собеседование пришла женщина пятидесяти лет, бывший учитель географии, очень позитивная и увлеченная. Прошла обучение и стажировку на проджект-менеджера IT-проекта. Я заметила, как у нее горят глаза, когда она рассказывает о составлении туристических маршрутов. Предложила ей вакансию по продвижению IT-сервиса туристических услуг. И оказалась права — сейчас человек работает с максимальной самоотдачей и показывает отличные результаты.

Учиться никогда не поздно

Меня зовут Ирина Орлова и я — свитчер. А еще — маркетолог, продюсер, основатель онлайн-школы UniversItalia. И всего этого я добилась, когда мне было 50 лет. Много лет проработала главным бухгалтером, а когда дети выросли и на горизонте замаячила пенсия, вдруг подумала — неужели ничего нового со мной уже не произойдет? А, может, взять и изменить свою жизнь?

Первые полгода просто смотрела мотивационные видео и читала книги по маркетингу, продажам и продвижению в социальных сетях. А потом появилась уверенность, что я все смогу. С этой мыслью выучилась на педагога дополнительного образования и преподавателя итальянского языка, а потом — на интернет-маркетолога.

Материал по теме: Зумеры на работе: как молодое поколение меняет рынок труда

Так я получила все знания и навыки, чтобы открыть свою онлайн-школу. Финансовых расчетов не боялась, а вот вести соцсети для меня было серьезным испытанием…. Преодолела трудности, открыла ИП, наняла сотрудников, купила патент на образовательные услуги, записала несколько курсов итальянского языка.

И я не хочу останавливаться! Точно знаю, что учиться никогда не поздно! Активно выступаю на конференциях, планирую продюсировать других экспертов и запустить собственный журнал.