838 подписчиков

Тема произведения, как необходимая структурная часть текста

102 прочитали
Как я уже говорила в видео о критериях отбора лит.произведений, тема произведения как структурная часть текста, нынче внезапно исчезла из структуры. Редко у кого встречается.

Как я уже говорила в видео о критериях отбора лит.произведений, тема произведения как структурная часть текста, нынче внезапно исчезла из структуры. Редко у кого встречается. Тема – это та структурная часть, которая позволяет не только выразить содержание (мысль и эмоцию), но довольно четко работает на общую конструкцию текста. Если автор сформулировал тему произведения, это означает, 1) что у него почти автоматом появляется внутренний конфликт главного героя (еще одна редкость в современной литературе), это означает, 2) что становится ясно, какая проблема будет показана в завязке и 3) в какой сюжетной ситуации она будет проявлена. Даже уже заранее (но далеко не всегда) 4) можно предположить кульминацию, исходя из сформулированной темы.

Что не является формулировкой темы?
Общие фразы, вроде «люди злы», «любовь все победит», «свобода важнее всего». Эти фразы означают, что автор над темой не думал, это означает, что мысль, которая будет выражена сюжетом, настолько общая, пустая, что даже при интересном, увлекательном сюжете, общее впечатление будет слабеньким. «Свобода важнее всего» - а что автор вообще понимает под свободой? Для одного человека свобода – это ныть на публику о своих бедах, для другого свобода – это трудом и волей годами добиваться результата, для третьего свобода – это унижать, уничтожать других, и т.д. Что автор подразумевает под «своей свободой»?

Формулировка темы.
1.Сформулировать тему, означает, вывести некое утверждение, мысль, которая автору интересна для рассмотрения в сюжете. Сюжет (события книги, конфликты героев) тему иллюстрируют. «Большинство людей свободу воспринимает, как отсутствие ограничений, как снятие социальных запретов, моральных и психологических норм. Получив свободу, они пользуются ею лишь для самоудовлетворения, называя подобную жизнь счастьем. И только редкие люди используют свободу для того, чтобы сковать себя трудом, волей, целью, моральным и духовным кодексом, чтобы достичь небывалых высот в развитии».

- Из этой формулировки уже понятно, что главный герой пройдет/не пройдет путь становления: из человека без моральных принципов к попытке стать человеком, который нашел свое призвание/не нашел и умер ничтожеством.
- Очевидно, что второстепенные персонажи и конфликты с ними будут каким-то образом иллюстрировать эту же тему. К примеру, может, там будет противоположный главному герою персонаж, который трудится, идет к своей цели, а герой развлекается, деградирует.
- В каких жанрах может быть осуществлена тема? – в любых.

2.В любых жанрах потому, что тема может быть связана с:
- индивидуальной и типической психологией человека;
- моралью;
- социальными явлениями;
- философскими категориями;
- духовными вопросами.

3.Тема может быть сформулирована намеренно спорно, она будет состоять из двух противоречивых утверждений. 1) «Свобода людям не нужна, так как большинство людей она разлагает. Обществу необходима жесткая система. Лишь единицы будут ей сопротивляться, станут певцами и героями свободы». 2) «Свобода выбора делает человека высшим существом на земле. Без свободы каждый человек обречен быть не более, чем винтиком в системе, что уничтожает лучшее в человеке, а значит, в целом ведет к упадку все человечество».

4.Тема может уточняться, меняться в процессе написания.

5.Чтобы формулировать тему, нужно хоть сколько-нибудь рассуждать о мире, о том, что движет людьми, не боятся выносить собственные суждения, давать своим героям рассуждать, причем таким образом, чтобы их рассуждения вели к поступкам, к событиям (вот когда в пустоту рассуждают герои – это болтовня). Или если не мыслить, то, как минимум, быть очень наблюдательным: вокруг типажи, есть типическое, очень точно видны мысли, чувства других людей, общественных групп.
Мнение:
Отсутствие темы в книгах, рассказах влияет на глубину произведения. Это отсюда мы имеем пустые книги, слабые и отсутствующие конфликты, повторяющиеся из года в год «шаблоны трендовых тем». Я думаю, знаете, почему сатиру (великолепнейший жанр) никто не может написать? Потому что для сатиры нужна мысль, утверждение, нечто вполне себе сформулированное о людях, о мире, об обществе, чтобы это высмеять. Еще заметила, что порой в жанровой литературе авторы куда серьезнее относятся к формулировке темы произведения. Да и ладно уже с современной прозой, великими целями литературы и прочим громким, да ведь вам проще будет написать текст, если подумаете как следует над темой, подумаете над формулировкой собственной мысли, это же техника создания текстов.
____________________

Анна Гутиева, писатель, литературный редактор