Информационная повестка и режим работы средств массовой информации сегодня складывается таким образом, что новости просто сменяются в лентах изданий одна другой, и, какая бы трагедия не приключилась, сколько бы она жизней не унесла, она очень скоро становится просто очередной новостью, о которой люди быстро забывают. Смерть кота Твикса, теракт в Крокусе, прорванные дамбы на юге Урала, автобус в реке Мойка - где эти новости и результаты от их освещения сейчас? А ведь каждая трагедия - это результат действия и / или бездействия большого количества людей, которые принимают решения и от решений которых, а также от их исполнения их решений, зависят наши жизни. В этом ключе хедлайнером новостных сводок в мае стал питерский автобус, нырнувший с Поцелуева моста в реку Мойка. И что, где сейчас тот автобус, его водитель, перевозчик?
Злой иронией судьбы стал тот факт, что автобус утонул 10 мая, спустя день после того, как наши руководители дежурно отчитались о заботе и почтении перед ветеранами, которых осталось совсем немного, дежурно продекламировали лозунги о сплочении перед лицом врага. А на следующий день любой из тех, кому были адресованы эти слова, вполне мог оказаться в том злополучном автобусе. Пропасть между людьми, волею судеб оказавшимися управленцами, людьми, которые реализуют их решения и людьми, на ком реализуются эти решения, растёт с каждым днём. Разумеется, и это происшествие не преминули использовать ради собственного хайпа. Возбудились все, кто мог возбудиться: депутаты, губернатор, вице-губернатор, прокурор, полицейские и вся рать помельче. Первым, опять же разумеется, задержали водителя: он, дескать, не справился с управлением.
Отдельные одарённые исключительным разумом и по недоразумению занимающие депутатский пост господа предложили запретить мигрантам работать в России водителями общественного транспорта и преподавать в школах (как вообще одно связано с другим?). Я думаю, по риторике, уровню глупости и резкости вы догадались, что автор сего перла - Милонов. Некоторые депутаты очень стараются, чтобы их фамилии запоминались гражданам и становились мемасами. У Милонова получается.
Опять же, и похайпить на этой новости, конечно же, сочли необходимым как все городские СМИ и каналы, так и федеральные. В какой-то момент складывалось впечатление, что ничего другого в стране больше не происходит, что всё внимание привлечено к утонувшему автобусу, и что, прости господи, даже получится найти настоящих виновников этой трагедии. Ну а чтобы держать руку на пульсе горожан, многие из которых тяжело переживали трагедию и у которых этот пульс только учащался, городские “журналисты” периодически подбрасывали дровишек в виде количества погибших, которое, опять же разумеется, росло. Иначе какая же это новость? Внимание читателей - вот что важно, а как его привлечь… На войне все средства хороши.
Следственный комитет перевозбудился настолько, что открывал по этому случаю, по поводу и без повода, одно уголовное дело за другим. А уж как только стало известно, что автобусом управлял мигрант, то понеслось. И гнать-то их надо, и что от обезьяны ещё ждать, и доколе мы их терпеть будем, и так далее, и тому подобное. Внешне, кстати, этот самый мигрант 44 лет от роду, наречёный Рахматшохом и по фамилии Курбонов, не производил впечатление человека, который может вот так вот в раз потерять сознание и сознательно телепортировать автобус с моста в реку, тем более что на том мосту ещё нужно было одолеть пару серьёзных ограждений.
Постепенно картина прояснялась, и несчастный Рахматшох с каждым новым мазком становился в ней всё менее и менее важным звеном. Да, он действительно не жаловался на здоровье, но вот в чём дело: он пришёл домой в 2 часа ночи, отработав тот день за рулём с 5 часов утра. А в половине восьмого его снова разбудили телефонным звонком с работы и приказали выйти на работу. Надо понимать, что между “пришёл в 2 часа” и “лёг спать” минимум полчаса времени, даже если просто придти и свалиться на кровать. То есть спал водитель после 21-часового рабочего дня всего 5 часов. Для здорового и не уставшего человека - это уже критично, будет клонить в сон. Для водителя автобуса - фатально. Что и было доказано.
И прежде чем вы наброситесь с очередной порцией обвинений на водителя, дескать о чём он думал и должен был свои права отстаивать, хочу сказать несколько слов. Мигранты появились у нас не вчера, и изучить традиции, поведение и обычаи народов, времени у нас было предостаточно. И если вам кажется, что вся преступность от мигрантов, потому что они мигранты, то вы почти правы и неправы одновременно. Не важно, из какой страны прибыл мигрант. Важно то, что наше государство продолжает по отношению к ним политику на грани ксенофобии. Последний закон, который в этом отношении приняла госдума, фактически узаконил полицейские рейды. Важно, что мигранты, за очень редким исключением (например, репатрианты, которые уехали в ту же Среднюю Азию ещё в советские времена и сейчас возвращаются) вообще никак не интегрируются в общество. Это отсутствие интеграции заставляет их формировать диаспоры, которые становятся государством в государстве и часто действуют вне поля закона, потому что в законном поле они практически бесправны.
Вообще, миграционная политика - это не декларации и популистские лозунги. Это долгая и кропотливая работа с тем, чтобы человек, приехавший сюда на заработки, реально хотел бы здесь остаться, работать, приобрести гражданство и, возможно, либо создать семью, либо перевезти своих. В таком случае как плоды его труда, так и доходы от этого труда и плодов, остаются в принявшей стране, а человек не чувствует себя чужим. И ещё. Об отстаивании прав. Азиатские, восточные общества - другие. Мы с вами, жители России, в гораздо большей степени европейцы: уровень образования, начитанности, владения знанием о законах, своих собственных правах и умение их отстаивать нам присущи в гораздо большей степени. Хоть и любят иногда говорить, что менталитета не существует, но работник из условного Узбекистана будет в среднем более исполнительным и неконфликтным, чем работник из условного Саратова.
Это не значит, что мигранты - это овцы на заклание и они все белые (что редко) и пушистые (что чаще). Это лишь наблюдение за характерами этих людей: они более смиренны, более принимающие волю вышестоящего по служебной иерархии человека, более фаталистичны. Среднестатистический узбек-водитель не встанет на дыбы в половине восьмого утра. Он встанет с кровати, выпьет чаю и пойдёт работать. И руководитель это знает. И пользуется этой безотказностью, чтобы заткнуть дырку в графике, совершенно не думая о последствиях. А можно ещё и премию прижать, и где-нибудь чего-нибудь не выплатить, а в ответ - минимум конфликтов. Удобно? Конечно удобно. Думаю, что водитель этого злосчастного автобуса №262 из ООО “Такси” - именно такой. И именно такое там начальство.
Для того, чтобы понять, кто же во всём этом виноват, кроме водителя, городским властям и правоохранительным органам понадобилось 3 дня: автобус упал 10 мая, а 13 мая задержали начальника автоколонны ООО “Такси”. Опять же, обратите внимание, что вешать всё начали на исполнителей: сначала виноватым оказался не справившийся с управлением водитель (трудно справиться с неуправляемым автобусом, м?), затем - начальник автоколонны. Суд, кстати, уже в тот же день, 13 мая, отправил водителя за решётку на 2 месяца. А кроме уголовки за ДТП, в котором погибли люди, ему ещё и уголовка за нарушения миграционного законодательства прилетела. Работяге, который просто хотел работать и кормить свою семью.
Следственный комитет после этого задержания распространил видео и заявление, что начальник автоколонны умышленно, из корыстных побуждений, с целью извлечения прибыли, достоверно зная, что водитель отработал более 12 часов за рулём, не предоставив ему положенного по правилам отдыха длиной в 11 часов, допустил (ну-да, по просьбе водителя, видимо) его к управлению автобусом. Вот это неожиданность! Из корыстных побуждений, заметьте. Начальник автоколонны. Не директор, не собственник, который, кстати, и является конечным выгодоприобретателям от работы своего предприятия, а начальник колонны. Тот свою вину признал частично, что вообще-то вполне нормально, в такой ситуации так заявил бы каждый: понятное дело, что по факту отрицать свой приказ ему смысла нет, но так-то и действовал он в интересах собственника ООО “Такси”. Как и просил СК, Джахангира Халилова, начальника колонны, поместили под арест до 10 июля.
Следующим аккордом этой трагедии, в которой аресты шли по нарастающей, стало задержание генерального директора ООО “Такси”. И вы не поверите! Этот “гендиректор” оказался самым обычным зиц-председателем! Ильфа и Петрова уж скоро век, как нет, а идеи Остапа Ибрагима Бендер Бея до сих пор цветут и пахнут. Этот формальный гендиректор, имя и фамилию которого городской телеграмм-канал “Молния Питер” почему-то упоминать в новости не стал, получал, по версии следствия, за своё зиц-председательство 13 000 рублей (МРОТ), а в МИФНС предоставил липовые сведения о себе, как об учредителе ООО! ИФНС, конечно, мягко говоря не оперативная структура, но уж с налогами и учредительными документами, и вообще с ведением всякого рода электронных реестров там полный порядок. Если уж не идеальный, то не такой бардак, чтобы не увидеть такую нестыковку. И эти люди отвечают за жизнь пассажиров и качество перевозок. Проследить цепочку, кому что принадлежит, в Следкоме смогли как-то очень не сразу. В “Фонтанке” смогли, а в Следкоме нет.
“Порадовала” и медсестра предприятия, которая с утра отправила этого водителя в рейс. По её словам, оказывается, недосып не является основанием для невыхода на работу! Понимаете? Она, видимо, была не в курсе (в чём мы в редакции очень сомневаемся), что сотрудник уже отработал свыше норматива и что ему светит второй “овернорматив”. Медсестра пояснила, что водителей проверяют на алкотестере, и что Курбонов был трезв, а также заявила, что проверить, насколько он выспался, нельзя. У неё, дескать нет таких полномочий! “Ах, если бы он мне сказал!”. А на что ты там вообще сидишь? У тебя нет языка? Ты не видишь документы? Ты не можешь спросить, сколько человек спал и когда вернулся с предыдущей смены? Какие только словеса не изобретают люди, когда под определёнными точками организма начинает полыхать и дело начинает пахнуть стоялым воздухом камеры.
Вслед за этим логично встаёт вопрос, а почему, собственно, за рулём автобуса оказался Рахматшох, а не Иван, куда делись все “Иваны” и почему они туда работать не идут? Я думаю, все ещё помнят очереди на границе после объявленной “частичной мобилизации”. Если вы думаете, что всё это несерьёзно, что убежали мерзавцы и предатели, что бежали только либеральные айтишники и вот это вот всё, то вы жестоко ошибаетесь. Эмиграция из страны вкупе с призывом по мобилизации выскребла из сусеков значительную часть рабочей силы, оставшуюся подобрали раздувшийся ВПК и контрактные вооруженные формирования, которые предлагают такие зарплаты, рядом с которыми любая другая просто неконкурентна. Уровень зарплат, условия труда и отдыха в разного рода ПАТП и до этого уже успели стать притчей во языцех, вне зависимости от города, а тут дефицит стал тотальным и невосполнимым. Исход квалифицированной рабочей силы и пылесос ВПК - это не шутки, и нам этим проблемы ещё как-то нужно будет решать.
Есть вопросы и к качеству самих автобусов марки Volgabus. И эти вопросы возникли не на пустом месте. Несмотря на истошные вопли городских властей после происшествия о том, что виноват водитель, видео из кабины как бы намекает, что водитель как минимум осознавал, что машина его не слушается, и если и пребывал в шоке, то не от того, что с ним что-то стряслось, а от осознания того, что техника вышла из под контроля, а внутри - люди. В реку упал газомоторный автобус Volgabus 4298 G4. Зарегистрирован был автобус в “Автотранспортной компании”, однако обслуживался ООО “Такси”, которая за 2022 год была 23 раза привлечена к административной ответственности. Кроме того, ООО “Такси” и ООО “Вест-Сервис” имеют общую диспетчеризацию, входят в холдинг “Питеравто” и в конгломерат Леонида Бондаренко - владельца “Питеравто” и совладельца конторы, владеющей заводом, на котором и производится VolgaBus. Офисы всех трёх фирм - “Вест-Сервис”, “Питеравто”, “Такси” - находятся в Петергофе в одном здании, на Гостилицком шоссе.
Volgabus-4298 - это полунизкопольный автобус малого класса, работающий на некоторых маршрутах в Питере, на которых пассажиропотоки недостаточно высоки для автобусов большей вместимости. Разработан этот автобус был специально для Питера, заказчиком разработки выступил холдинг “Питеравто”, который и заказал партию из 545 машин. От разработки до конвейерной сборки и начала работы на маршрутах прошёл год. По планам, эта модель для этого заказчика должна была быть выпущена в количестве 900 экземпляров, а общий производственный план составил 1500 штук (почти годовой объём выпуска завода во Владимире, открытый компанией Volgabus относительно недавно). С точки зрения пассажира - автобус как автобус. Зимой тёплый, летом без работающего кондиционера душно, если кондей включен, то вполне комфортно. Салон вместительный, спроектирован довольно хорошо, есть большая накопительная площадка в центре, большая часть салона и обе двери с низким полом, большая площадь остекления. Ехать в нём довольно приятно. Если, конечно, автобус не набит “в мясо”, что с питерскими автобусами регулярно случается в часы пик.
О конкретном утонувшем автобусе есть немного технической информации. Оказывается, машина только 7 мая прошла техосмотр. Вопрос, как она его прошла, коли через 3 дня тормоза автобуса приказали долго жить? К маю 2024 года автобус накатал без малого 160 тысяч километров, но пробегом измерять сроки жизни и состоянии автобуса на городских маршрутах не совсем корректно. Тут важны своевременные сервисные мероприятия: если всё вовремя и качественно, то машины могут ходить очень долго. А вот по номеру и марке числятся 4 неоплаченных штрафа - дважды за игнорирование знаков приоритета (водители не уступали дорогу), по одному за расположение автобуса на проезжей части и невключенный указатель поворота. Как говорится, есть над чем подумать.
Что касается автобусов этого производителя вообще, а в городе работают и автобусы Volgabus очень большой вместимости, то они начали поступать в Петербург ещё в начале 10-х годов, тогда ещё под брендом “Волжанин”. Чуть позже в Петербурге началась транспортная реформа, результат которой мы наблюдаем сегодня. В городе отказались от маршрутных такси (осталось буквально несколько самых стойких маршрутов), сформировали разветвлённую автобусную сеть, интегрировав в единое билетное меню и автобусы, и трамваи, и троллейбусы, и метро. У этой реформы есть и минусы, но они не предмет данной статьи. И вот именно во время реализации этой реформы в город и стали массово поступать автобусы Volgabus. Только в 2021-2022 годах в Питер поступило около 1100 автобусов этого производителя разных классов.
Автобусы Питера окрашены в лазурный цвет, и своё прозвище, “лазурные”, получили именно из-за него. И во многом из-за Волгобасов это прозвище приобрело негативную коннотацию. В июле 2023 года власти Питера вынуждены были настоять на прекращении эксплуатации Волгабасов, потому что те часто горели. Причём горели автобусы из партии, пришедшей в город в 2022 году. Если верить вице-губернатору Санкт-Петербурга Кириллу Полякову, то горели автобусы этой партии 12 раз. Причём выгорали до состояния “списания из инвентаря”. Надо отметить, что кроме 12 полных выгораний случались пожары, после которых автобусы восстанавливали и возвращали в работу. После серии пожаров издание “Собака.Ру” пообщалось с водителями, которые жаловались на проблемы с тормозами и АБС. Как видим, жаловались не просто так.
Вообще, эта авария вскрыла очень большой комплекс проблем в городских пассажирских перевозках. О проблеме нехватки водителей мы уже сказали. Их нехватка и приводит к злоупотреблению графиками и рабочим временем, к снижению требований к уже работающим и ко вновь поступающим на работу водителям. Вторая проблема - это сервисное обслуживание. Тут две составляющих: персонал и техника. То есть, с персоналом та же проблема - высококвалифицированные технари сами знаете, что обслуживают. А запчасти нынче во-первых дороги, а во-вторых, некоторые из них становится достать невозможно, даже с параллельным импортом. А если можно, то долго и дорого. Вот и ездят неисправные машины, потому что рискнуть жизнью пассажиров - это лотерея, в которой можно как проиграть, так и выиграть. А поставить автобус под забор - это гарантированно недополучить прибыль. Кстати, в питерских автобусах нет тахографов. Комтранс тратит деньги куда угодно и на что угодно, но только не автоматизированный учёт рабочего времени водителей.
Авария с нырнувшим автобусом стала ещё и самой смертоносной за последние 20 лет точно. По крайней мере, к такому выводу пришли журналисты “Фонтанки” и “Коммерсанта”, покопавшись в своих архивах. К сожалению, выживших в том автобусе оказалось немного. Последнее крупное ДТП, в котором количество пострадавших, в том числе и погибших, перевалило за десяток, произошло в 2014 году, когда автобус маршрута №181 компании “Питеравто” врезался в столб. Тогда пострадало 26 человек, один автобус и один столб, но не было погибших.
Пожалуй, единственная служба, к которой вопросов в этом происшествии нет, это МЧС. И к двум дагестанцам, которые просто оказались рядом, и заметив всё происходящее, бросились в реку - спасать людей (их, кстати, впоследствии представили к государственным наградам и выдали им весомую денежную премию). Но что может сделать человек без спецподготовки и специнструмента в ледяной воде канала? МЧС тоже на место подоспело довольно быстро, спасателям удалось оперативно извлечь из автобуса тела 9 человек, но увы, трое из них были уже мертвы, четыре человека находились в состоянии клинической смерти, и ещё двое в тяжёлом состоянии. Итог происшествия: всего двое выживших. Оин пассажир и водитель. Хотелось бы, конечно, чтобы и у профессиональных спасателей, и у обычных человеков было как можно меньше поводов для проявления столь экстремального героизма.
Случились уже даже ставшие практически ритуальными выплатами. С одной стороны, это хорошо, когда власть понимает свою моральную ответственность и пытается её компенсировать материально. Но с другой стороны, что-то уж слишком много поводов в последнее время стало у власти для компенсации. В случае с питерским автобусом выплаты будет осуществлять ООО “Ингосстрах”, который страхует пассажиров городского общественного транспорта. Размер выплаты в случае гибели пассажира составляет чуть более 2 млн руб. Итогом всего происшествия, в которое угодили 10 пассажиров автобуса и водитель, стала смерть девятерых пассажиров.
И кстати да, если вы думаете, что после шумихи вокруг автобуса в Мойке в Питере что-то изменилось, то хочу вам рассказать, 13 дней спустя в городском автобусе 11-летнему парнишке пришибло голову дверью - она, дверь, просто свалилась на него. А помните красные молоточки, которые в случае чего, могут вам пригодиться для битья стёкол автобуса в экстренной ситуации? Как вы думаете, что с ними? Правильно, намертво привязаны и прикручены, так, что их не оторвать. Воспользоваться ими невозможно. А водители утверждают, что если их не привязывают, то их воруют. Так что же, господа воришки? Собственные жизни воруем? Как говорится, делайте выводы.
Напоминаем вам, что вы можете поддержать наш канад на Бусти
Дорогие друзья! Наш канал проводит исследование по средствам индивидуальной мобильности, которые стали новой транспортной реальностью наших городов. Мнения о них порой полярны, поэтому мы просим вас помочь нам и пройти опрос