Найти в Дзене

UX-исследования: как изучение пользовательского опыта сохраняет «здоровье» сервисов?

Оглавление

Почему UX-исследования нужны продукту так же, как человеку регулярные чекапы у врачей? Что входит в процесс исследований, почему важно проводить их вовремя и когда именно наступает это «вовремя»? Обо всем этом в данном материале.

В заказной разработке этап исследований часто пропускают, поскольку его ценность не видна в моменте. Зачем изучать пользователей, если мы и так примерно представляем, кто они? Какая разница, что они ожидают от продукта, если есть конкретная цель? У конкурентов это работает, значит и у нас получится! Результат подобных рассуждений — работа дизайнера вслепую. А главный помощник — старое доброе «авось». Авось угадали паттерн поведения пользователя. Авось страница будет удобной, а конверсия не просядет.

Такой подход к разработке продукта не устраивает ни заказчика, ни исполнителя. Обе стороны хотят быть уверенными в результате. Именно для этого и нужны UX-исследования. Они, как медицинские чекапы, помогают выявить проблемы на ранних стадиях и оперативно предпринять меры. Меня зовут Ася Михайловская, я дизайнер MobileUp. В статье расскажу, как выстроен процесс исследований в нашей компании.

Скрининг первого триместра: анализируем ЦА будущего продукта

Как во время первого скрининга доктор узнает, как проходит беременность и развивается ребенок, так на этапе создания нового продукта мы выявляем проблемы и потребности пользователей, на которых ориентируемся.

Какие вопросы закрывают исследования на этом этапе

  1. На какого конкретно пользователя выгоднее ориентироваться при разработке продукта?
  2. Как сейчас пользователь удовлетворяет потребность, которую мы хотим закрыть продуктом?
  3. Насколько идея продукта валидна, стоит ли ее корректировать и как именно ее можно модифицировать?

Исследования бывают двух типов — качественные и количественные. Качественные отвечают на вопрос «как» и позволяют понять поведение пользователя. Например, объяснить, почему пользователи не покупают наш продукт. Количественные исследования отвечают на вопрос «сколько» и анализируют числовые оценки различных аспектов опыта пользователей. В этом случае мы сможем понять, сколько именно пользователей не покупает наш продукт.

В зависимости от целей и задач мы составляем план проведения исследований. В процессе какие-то методы могут отпасть как лишние или избыточные, а какие-то, наоборот, добавиться. На этапе создания нового продукта обычно прводим:

  • Кабинетное исследование. Идет первым пунктом и предполагает сбор информации из всех доступных источников относительно самого продукта и сферы бизнеса. Анализируется официальную государственную статистику, публикации в СМИ, справочники, базы данных и другие открытые и закрытые источники. Кабинетное исследование помогает оценить текущий и потенциальный объем рынка. Это подготовительный этап, который погружает дизайнера или аналитика в сферу и помогает составить гипотезы для дальнейших исследований.
  • Глубинные интервью с представителями бизнеса. Их проводят после построения первичных гипотез и изучения рынка. Сотрудники компании или эксперты в сфере смотрят на продукт изнутри. Именно они знают его слабые и сильные стороны. На основе их слов мы корректируем гипотезы или добавляем новые.
  • Глубинные интервью с пользователями. Если мы исследуем продукт, у которого есть пользователи, то общаемся с ними. Если продукт новый — подбираем пользователей аналогичных сервисов. В ходе бесед с респондентами изучаем их поведение, мысли и эмоции. В результате получаем большой документ с инсайтами и артефактами, которые лягут в основу стратегии развития продукта.
  • Опрос целевой аудитории. Его проводят для подтверждения данных, полученных в результате выполнения предыдущих пунктов. Опрос в цифрах показывает, насколько результаты релевантны и годны для дальнейшего использования.

Когда можно пропустить этап исследований. Если создаем продукт в сфере, где бизнес традиционен и имеет большое количество обкатанных историй. В этом случае исследования могут оказаться излишними или даже навредить — дизайнер начнет изобретать велосипед. Например, при создании маркетплейса мы можем опираться на уже сформированные паттерны пользователя, которые прослеживаются из приложения в приложение.

Также этап исследований можно пропустить, если бизнес имеет большие ресурсы и готов к рискам и вероятным потерям. Порой в результате творческих порывов и креативных инноваций рождаются фичи, которые захватывают рынок.

Обследование перед ...

Подробнее на it-world.ru