Здравствуйте Уважаемые читатели! Страна советов благодаря грамотной системе образования и социальных лифтов к началу войны уже не отставала в разработках от передовых стран. Как пример, радиолокационные системы по обнаружению воздушных целей. В СССР первой РЛС стал комплекс РУС-1 с дальностью поиска самолётов в 35 км, год спустя, в 1940, появился РУС-2 с дальностью в 150 км, и в это время появляется желание разработать подобный девайс для самолётов, что требовало отдельных решений, но при этом было возможно, и за работу берутся в Ленинграде под руководством Андрея Борисовича Слепушкина. В результате появляется БРЛС Гнейс-1 массой 500 килограмм и работающий на волнах длиной 15-16 см. К слову, первый образец был сделан в начале 1941 года. Машиной, которая была способна его использовать, становится Пе-2. Но далее следует нападение немцев, эвакуация, появление приобретенных направлений в науке и технике для армии, и движение в развитие БРЛС замедляется. Тем не менее, команда под руководством Александра Абрамовича Фина и Виктора Васильевича Тихомирова, разработчиков РУС-2 на основе своего детища, конструируют Гнейс-2, использующий длину волн 1.5 метра.
Причем в июле 1942 года проходят испытания данной разработки, в ходе которых БРЛС засекла самолёт противника в диапазоне 0.3-3.5 километра при высоте полета в 2 км., а далее и вовсе серая зона не превышала 100 метров. Изменение было внесено и в сам самолет Пе-2. Так, орган управления находился на месте штурмана, при этом часть оборудования находилась на месте радиста стрелка, как итог, экипаж самолёта оставлял два человека. 16 июля 1943 года Гнейс-2 был принят на вооружение, хотя в боях с врагом засветился гораздо раньше, так же в это время за счёт замены антенн создаётся версия БРЛС, способная видеть и надводные цели. И раз я сказал о применении, отмечу, первым было Московское направление в 1942 году и, конечно, Сталинград, где советские "пешки" отслеживали транспортную авиацию врага, нанося ей урон. Затем применение ПВО Ленинграда. В феврале 1943 года Гнейс-2 устанавливают на американские самолёты Дуглас А-20, а уже летом создаётся 56 ГВ ИАД, состоящая из двух полков, в которых числилось 32 самолёта, 39 экипажей и одна станция РУС-2. Как правило, авиация с БРЛС применялась для охраны важных транспортных узлов от удара противника, а так же для поиска надводных целей в море, если мы говорим о комплексе Гнейс-2М. Поставлялось подобное оборудование в СССР и по ленд лизу из США. А у меня на этом все. Спасибо за внимание. До свидания!