В очередную годовщину нападения нацистской Германии на СССР в соседней Беларуси практически незаметно прошла презентация сборника документов и редких фотографий под названием «Брест. Лето 1941 г. Документы. Материалы. Фотографии». Одним из авторов-составителей книги, изданной небольшим тиражом в 1 тыс. экземпляров стал немецкий историк Кристиан Ганцер, охотно раздававший интервью российско-белорусской прессе. В самом Бресте он провел целую лекцию для любителей истории, на которой попытался опровергнуть популярные "советские мифы об обороне крепости"...
Но прежде чем перейти к мифам, а вернее, к тому, что именно докторант Лейпцигского университета Кристиан Ганцер считает "советскими мифами" (я это особенно подчёркиваю), пару слов о книге. Я уже разжился электронной версией издания, а потому имею некоторое представление о ней. Безусловно, работа добротная и интересная, особенно неизвестными ранее фактами. В ней собраны документы из немецких, советских и польских архивов, а также выдержки из дневников солдат и оицеров 45-й пехотной дивизии вермахта, штурмовавшей цитадель. При этом в книге много и фотографий, причем ранее неизвестных. Немцы, как вы знаете, поголовно имели фотоаппараты и очень любили снимать свои "геройства". Причем в книге много фотографий не только Брестской крепости, но и самого города Бреста в первые дни оккупации. В общем, как бы вас в будущем не отталкивали взгляды одного из составителей сборника, читать его стоит всем любителям истории.
Ну а теперь два "мифа" от немецкого историка Кристиана Ганцера...
1. Количество пленных красноармейцев
Это один из тех пунктов, на которые особо напирает немецкий историк. В предисловии к сборнику он написал развернутую статью под названием "Сталина длинная тень", в которой значительное место уделил "истинному числу" взятых в плен немцами. Говорил он об этом и в интервью прессе, и на лекции для читателей.
Суть претензий Ганцера в том, что советская (а также российская и белорусская) историография якобы существенно занижает число взятых в плен в крепости. По его словам, вызывает недоумение, что в мемориально-музейном комплексе "Брестская крепость-герой" якобы все устроенно так, чтобы посетители думали, будто большая часть гарнизона сопротивлялась немцам. А на самом деле, добавляет Ганцер, около 6800 красноармейцев (75%) сдались в плен в первую неделю обороны цитадели. Эти данные он подкрепляет не только "отчётом о боевых действиях по захвату Брест-Литовска" (командира 45-й дивизии вермахта генерала Фрица Шлипера), но и несколькими неизвестными ранее немецкими документами.
Надо отдать Ганцеру должное, он не злорадствует, а преподносит это в том ключе, что жертвами нацизма стали 3,3 млн. советских пленных, а взятые в крепости — самые первые из них. "Войн без плена не бывает", — заключает он, — не нужно стыдится этого". Ганцер намекает, вместо героического "официального нарратива" (его выражение в книге) нужно сконцентрировать внимание на страданиях пленных...
Из интервью Кристиана Ганцера "Комсомольской правде":
В СССР на тему плена было наложено табу, а бывших пленных воспринимали как предателей. Следы этого табу мы сегодня находим и в мемориальном комплексе «Брестская крепость-герой», и в самом музее обороны Брестской крепости. Имена пленных не выбиты на памятниках или мемориальных плитах. А в музейной экспозиции все показано так, что посетитель оттуда уходит с впечатлением, что в плен попало лишь меньшинство. А было все иначе — около 75% всех защитников попали в плен! В немецких лагерях погибло около 3,3 миллиона советских военнопленных. А пленные из Брестской крепости стали первыми советскими жертвами национал-социализма. Поэтому я считаю, что их память надо чтить не меньше, чем память тех, кто погиб в бою...
Фактически в этом отрывке из интервью "Комсомолке" в сжатом виде пересказана статья Ганцера из сборника. Только там обзор истории плена в России он начинает аж с Петра I и доводит до Сталина. Из этого, скажем прямо, весьма субъективного экскурса в историю становится понятно, что пленных на Руси всегда не очень-то и жаловали. Но по сравнению с тем, что стало при Сталине...
Как раз на репрессивной сталинской системе Ганцер строит и вторую претензию к советско-российско-белорусскому "нарративу" о боях в Брестской крепости...
2. "Никакой героики!"
Да, друзья, вы не ослышались. Ганцер искренне недоумевает, а зачем это везде и всюду выпячивается мужество и подвиг защитников Брестской крепости?
И вообще, что это за слово такое — "героизм"? Оно "ненаучное"!
Ганцер вопрошает: разве разумно представлять подрастающему поколению фактическое самоубийство защитников крепости как подвиг? Нужно отказываться от однозначных и навязываемых ответов!
При этом совершенно не смущаясь, он предлагает заменить термин "героизм"... "фанатизмом". По его словам, исключительное поведение защитников крепости можно обяснить только через призму этого термина...
Из лекции историка Кристиана Ганцера:
Есть целая наука о том, что такое героизм. И почему, и кому он нужен. В германском городе Фрайбург есть исследовательский проект по этому вопросу. Героизм можно, конечно, идеологизированно понимать – как объективное явление, ссылаясь на словарь. Sorry! Это не научно ссылаться на словарь. Героизм – это общественное явление, дискурс. Нельзя дать определение понятию «героизм» двумя словами. Это не научно. Это ерунда...
Признаться, даже я, достаточно повидавший на этой ниве, очень удивился. Нет, я как раз понимаю, чего добивается немецкий историк. Но столь откровенная развязность несколько смутила и обескуражила. Я даже на секунду подумал, что неплохо было бы подойти к нему и, как говАривал старый Тарас Бульба, "проверить какой он в кулаке".
При этом претензии Ганцера на двух этих "мифах" отнюдь не исчерпываются. Судя по его выступлению, недоволен он и тем, что в Бресте слишком сильный акцент делается на обороне крепости, из-за чего в тени якобы остается трагедия жителей самого города. Например, тот же Холокост. Пользуясь случаем, немецкий историк рассказывает, как в середине июля 1941 года части немецкой полиции при поддержке частей 162-й пехотной дивизии вермахта провели в Бресте облаву на евреев и на партийных деятелей (а также членов их семей). Всех схваченных вывезли за город и расстреляли (примерно 4000 евреев и около 400 всех остальных — 10% от всего населения города!). "Почему об этом практически нигде и никогда не говорится?" — вопрошает он...
Работники мемориально-музейного комплекса Бретской крепости, присутствовавшие на лекции, парировали тем, что у них вообще-то музей военной истории конкретного события, а не оккупации целого города.
И на этом месте мне бы хотелось вставить свои пять копеек...
Мне кажется, что немецкий историк в данном случае сильно перегибает палку, даже если в некоторых моментах он и прав. Судя по всему, у него напрочь отсутствует чувство такта. Все-таки Ганцеру следовало бы понимать, чей он потомок и в какой стране находится. Нет, я уверен, что он хочет только добра и искренне болеет этой темой. Но чувство такта все-таки должно присутствовать. Негоже тоном представителя "высшей расы" поучать народ, который всего 80 лет назад с огромными потерями отбил свое право на существование у представителей нации Ганцера.
Также удивляет, что Ганцер, как дипломированный специалист, не понимает, что он представитель совсем другой историко-философской школы. Он потомок проигравших, которым уже с 1946 года на уровне нации буквально ввинчивалось в голову, что гордиться национальной принадлежностью — не есть хорошо, а военными подвигами — тем паче! Это в Германии со школьной скамьи внедряются установки, что никакого "героизма" нет и не бывает в помине (даже если его через край в немецкой истории). Именно тотальный и беспрецедентный проигрыш в мировой войне вынудил германскую нацию пойти по этому пути. Но с укреплением роли ФРГ в Европе немцы начали разносить эти установки за пределы своей страны. И если в снова подчиненной им Европе это удалось проделать с зависимыми полукарликовыми государствами "ради евроединства", остальным это не только не нужно, а и неприемлемо.
Что, американцу, англичанину или русскому не гордиться собой и собственной историей?
А вот что касается пленных в Брестской крепости... Честно говоря, документы, на которые опирается немецкий историк, реальны. Поэтому, думаю, он прав. Но лично меня это абсолютно не удивляет. Также как проигравшая Германия десятилетиями всеми силами доказывала себе, что нет ни геройства, ни чувства нацгордости, победивший СССР отталкивался от обратного. И нет ничего удивительного, что весь фокус советской историографии был направлен исключительно на подвиги и высокие поступки. Само собой, в ущерб другим "неприглядностям" (другая крайность, да).
Лично меня, современного человека 21 века, столь значительное количество пленных лишний раз убеждает в сверхчеловеческом поступке героев Бресткой крепости. Подвиг их начинает светить вдвое, втрое ярче, чем прежде. И раньше-то он затмевал все легенды о спартанцах, македонцах и всех прочих —антично-хрестоматийных. А сейчас и в помине. Более того, я убежден, что даже столь любимое Ганцером слово "фанатизм" вполне здесь уместно. Вдумайтесь, защитники крепости, невзирая на безысходность и тысячи сдающихся из-за нее в плен сослуживцев, фанатично встают на защиту Родины и собственного человеческого достоинства, и ломают нацистским оккупантам все их планы. Пафосно и патетично? Но сам подвиг располагает к такому тону. Поэтому я совершенно спокойно отношусь к новым данным немецкого историка (новым ли?).
В завершении одна короткая мысль... Пару недель назад на строительстве нового микрорайона в Воронеже была случайно обнаружена очередная братская могила на многие сотни, а скорее и тысячи человек. Среди них и дети (смотрите сюжет дневных новостей НТВ от 24.06.2024). На немецких аэрофотоснимках времен войны на этом месте отчетливо видны бараки и классическая конфигурация концлагеря. То есть очевидно, что здесь стоял неизвестный историкам немецкий концлагерь с неизвестным количеством узников и жертв. Даже ЧГК, которая кропотливо работала после освобождения города, не смогла выявить это место (немудренно, когда Красная армия вошла в город, Воронеж был разрушен и пустынен). К чему я это... Может Кристиану Ганцеру приехать на это место и написать для немцев статью о том, как их предки умудрились "замылить" существование целого концлагеря прямо в черте древнего русского города?
Не, серьезно, хоть бы одного Ганцера увидеть в подобном месте...