Найти тему
over a cup of coffee

Как техно музыка объединила Германию на танцполе

После сноса Берлинской стены в ноябре 1989 года произошло нечто странное и удивительное. Молодежь как из Восточной, так и из Западной Германии съехалась на расчищенное пространство на месте стены на вечеринку — и их любимым саундтреком была техно музыка.

How Techno Music United Germany on the Dance Floor
How Techno Music United Germany on the Dance Floor

Уже много написано о роли техно в Берлине и о силе музыки в создании или укреплении социальной сплоченности. В Берлине 1989 года для того, чтобы музыка взяла на себя эту роль, требовалось три условия: молодые люди, которые хотели танцевать и не боялись новых впечатлений, социальные предприниматели, готовые организовать рейвы и свободные места для установки танцплощадок.

В середине 1980-х годов, когда перестройка и гласность отразились в Восточной Германии, церкви начали играть все более важную роль в Восточном Берлине. Хотя церкви продолжали действовать в ГДР, людям требовалось мужество, чтобы показать свою оппозицию коммунистическому режиму. Церкви продолжали обеспечивать безопасные места для мирных собраний людей. Но они также рассматривались как альтернативные площадки для концертов.

Blues-messen (церковные службы с музыкой для молодежи) становились все более популярными, так как эти мероприятия не регулировались законом ГДР и не подвергались государственной цензуре.

Западногерманская панк-группа Die Toten Hosen, например, отыграла два нелегальных концерта в 1983 и в 1988 годах в церквях Восточного Берлина. Необходимость производить и потреблять нонконформистскую музыку была очевидна задолго до того, как рухнула стена.

Но то, что, возможно, было необходимо, это новый вид музыки — что-то не такое культурно или политически загруженное, как, например, панк. И тогда пришло техно.

How Techno Music United Germany on the Dance Floor
How Techno Music United Germany on the Dance Floor

В 1989 году на танцполе встретились две разные молодежные культуры. Западный Берлин был известен как место, где молодые люди из Западной Германии могли избежать военной службы из-за ее демилитаризации после Второй мировой войны. Это отсутствие обязательной военной службы, как правило, привлекало особый тип молодых людей, который помог определить очень альтернативную, творческую и художественную сцену в Западном Берлине.

На эту сцену вышли предприниматели, которые привыкли организовывать вечеринки и продолжали делать это в частях города, ставших доступными, когда стена была разрушена. Заброшенные здания на бывшей полосе смерти, которая ранее разделяла город, вскоре стали танцевальными площадками. Новоизбранный Берлинский Сенат протестовал, но несмотря на это многие такие помещения использовались незаконно.

Именно здесь социальные предприниматели Западного Берлина встречали молодых людей из Восточного Берлина, которые хотели выразить себя. Танцевальный акт помог связать людей до такого уровня, которого до сих пор пытается добиться политика в Германии. Многие восточные немцы продолжают чувствовать себя неполноценными и рассматривают объединение Германии как аннексию своего бывшего государства, теряя свою валюту (и свои сбережения), свою систему образования, защиту занятости и даже свои названия улиц. Никто никогда не говорил им, что означает свободная рыночная экономика.

Танцы стали для молодых людей способом общения через тела, а не через слова, а техно в Берлине предоставило молодым людям чистое полотно для того, чтобы они чувствовали себя частью общества.

Энтузиазм и самоотверженность некоторых социальных предпринимателей из 1980-х и 1990-х годов привели к яркой музыкальной сцене в Берлине сегодня. На самом деле Берлинская техно сцена стала настолько известной, что туристы посещают Берлин не только для удовлетворения своих исторических интересов, но и чтобы попасть в клуб The Easyjetset.

Это развитие позволило Берлину позиционировать себя как «столицу техно», демонстрируя ценность, которую туристы и Сенат Берлина придают электронной музыке в городе. Это также подтверждается тем, что город пытается спасти некоторые из своих уникальных субкультурных пространств за счет субсидий.

Многие из тех, кто организовывал вечеринки и концерты в то время, стали важными социальными и культурными деятелями и внесли большой вклад в культуру города и за его пределами. Например, Марк Ридер, который организовывал нелегальные концерты Die Toten Hosen в 1980-х годах, позволившие молодым людям в Восточном Берлине собираться и выражать свои мысли, сейчас является владельца лейбла (MfS) и культурным комментатором.

How Techno Music United Germany on the Dance Floor
How Techno Music United Germany on the Dance Floor

Дмитрий Гегеманн подарил нам знаменитый ночной клуб «Трезор». Техно музыка, которую отстаивал «Трезор», теперь считается саундтреком для объединения Германии. Гегеманн — влиятельный международный культурный деятель и предприниматель, который продолжает развивать интересные проекты, приносящие пользу городу, а также сельской Германии.

По материалам статьи «Berlin Wall: how techno music united Germany on the dance floor» The Conversation

——

After the Berlin Wall came down in November 1989, something strange and wonderful happened. Young people from both East and West Germany came to the cleared space where the wall had been to party – and their favourite soundtrack was techno music.

Much has been written about the role of techno in Berlin and the power of music to create or strengthen social cohesion. In Berlin in 1989, three things were needed for music to take on this role: young people who wanted to dance and were not afraid of new experiences, social entrepreneurs willing to organise raves and free spaces to set up dance floors.

In the mid-1980s, as perestroika and glasnost reverberated across East Germany, churches began to play an increasingly important role in East Berlin. Although churches continued to operate in the GDR, it took courage for people to show their opposition to the communist regime. Churches continued to provide safe places for people to gather peacefully. But they were also seen as alternative venues for concerts.

Blues-messen (church services with music for young people) became increasingly popular, as these events were not regulated by GDR law and were not subject to state censorship.

The West German punk band Die Toten Hosen, for example, played two illegal concerts in 1983 and 1988 in churches in East Berlin. The need to produce and consume non-conformist music was evident long before the Wall came down.

But what was perhaps needed was a new kind of music – something not as culturally or politically charged as, for example, punk. And then techno arrived.

In 1989, two different youth cultures met on the dance floor. West Berlin was known as a place where young people from West Germany could avoid military service due to its demilitarization after World War II. This lack of compulsory military service tended to attract a particular type of young people who helped define a very alternative, creative and artistic scene in West Berlin.

Entrepreneurs who had become accustomed to organizing parties and continued to do so in the parts of the city that became accessible when the wall came down entered this scene. Abandoned buildings on the former death strip that had previously divided the city soon became dance venues. The newly elected Berlin Senate protested, but despite this, many of these spaces were used illegally.

It was here that social entrepreneurs from West Berlin met young people from East Berlin who wanted to express themselves. The act of dancing helped connect people to a level that politics in Germany still struggles to achieve. Many East Germans continue to feel inferior and view German reunification as an annexation of their former state, losing their currency (and their savings), their education system, job security, and even their street names. No one ever told them what a free market economy meant.

Dancing became a way for young people to communicate through their bodies rather than through words, and techno in Berlin provided a blank canvas for young people to feel part of society.

The enthusiasm and dedication of some social entrepreneurs in the 1980s and 1990s led to the vibrant music scene in Berlin today. In fact, the Berlin techno scene has become so well known that tourists visit Berlin not only to satisfy their historical interests, but also to go to The Easyjetset.

This development has allowed Berlin to position itself as the “capital of techno,” demonstrating the value that tourists and the Berlin Senate place on electronic music in the city. This is also confirmed by the fact that the city is trying to save some of its unique subcultural spaces through subsidies.

Many of those who organized parties and concerts at that time became important social and cultural figures and contributed greatly to the culture of the city and beyond. For example, Mark Rieder, who organized the illegal Die Toten Hosen concerts in the 1980s, which allowed young people in East Berlin to gather and express themselves, is now a label owner (MfS) and a cultural commentator.

Dimitri Gegemann gave us the famous Tresor nightclub. The techno music that Tresor championed is now considered the soundtrack for German unification. Gegemann is an influential international cultural figure and entrepreneur who continues to develop interesting projects that benefit the city as well as rural Germany.

Based on the article "Berlin Wall: how techno music united Germany on the dance floor" by The Conversation