12 июня Минфин США ввёл новый пакет санкций против 300 российских компаний и частных лиц. Среди этих компаний оказалась Московская биржа и её структуры: Национальный клиринговый центр (НКЦ) и Национальный расчётный депозитарий (НРД). В этот же день биржа объявила о прекращении торгов долларом и евро из-за санкций. Позднее Центробанк решил прекратить торги и гонконгским долларом.
Ситуация из ряда вон выходящая. Мосбиржа - это главный финансовый центр страны, позволяющий формировать единый курс валют, служащий ориентиром для Центробанка и всех игроков финансового рынка. И вот экономика лишилась этого. Но, Банк России пояснил, что курс останется единым и рыночным, изменится лишь перечень данных для его расчёта. Формировать официальные курсы доллара и евро предполагается на основе котировок банков и цифровых платформ.
Санкции означают попадание Мосбиржи в SDN-лист, в который вносятся те компании и частные лица, для которых установлен запрет на работу для физических или юридических лиц, из США. Это резиденты США, которые находятся/живут в США и платят там налоги. Для них полностью запрещено взаимодействие с людьми и компаниями из этого спика. Нарушитель запрета из США рискует понести суровые денежные траты, т.к. штрафы за такое нарушение порой огромные, нарушитель не из США рискует присоединиться к фигурантам этого спика. Фигурантам SDN-листа, запрещена работа с долларом.
Формально Московскую биржу и её структуры вроде НКЦ и НРД отрезают от международной долларовой системы и блокируют работу цепочек, в которых присутствует хотя бы один резидент США. Фактически Московскую биржу просто вычёркивают из мировой экономики. Ранее с аналогичными проблемами столкнулась другая крупная российская площадка - Санкт-Петербургская биржа. Тогда зависло немалое количество денег клиентов.
Сделки с долларом и евро, на которые ранее приходилось более половины общего объёма торгов, уйдут в гораздо менее ликвидный и куда менее прозрачный внебиржевой рынок. Это чревато волатильностью, чревато злоупотреблениями со стороны отдельных игроков. Но, не бывает худа без добра - исчезнет монополия биржи, появится надежда на рыночную конкуренцию, если не будет курсовых сговоров по аналогии с ценовыми. Импульс к развитию получат финансовые маркетплейсы, на которых по аналогии с товаропроизводителями или импортёрами будут вести торговлю валютой банки. Банки будут продавать валюту желающим её купить и друг другу. Кто-то считает, что российский финансовый рынок вернётся к практикам ранних 90-х, что курсы будут разительно отличаться. Вряд ли кто-то или что-то вернётся к практикам 90-х. Та эпоха безвозвратно канула в историю. Жизнь прошлым - бесполезная практика чуть более чем полностью. Современные явления, такие как маркетплейсы и агрегаторы курсов, будут способствовать прозрачности образовавшегося рынка.
Панические настроения, как обычно, возникли. Люди побежали скупать валюту, стали образовываться очереди к обменникам и толчеи. В некоторых обменниках Москвы доллар уже вечером 12 июня продавался по 200 рублей (!). Такой курс вызван большим спросом при ограниченном предложении в отдельно взятых обменниках. Имеет место и значительный рост спредов по валюте (разницей между курсами покупки и продажи валюты). ЦБ заверяет, что с валютой на счетах граждан ничего не произойдёт, и что нет повода для паники. Только вот народ это не остановило. Вопрос только в том: зачем людям эти доллары? Их есть смысл покупать тем, кто планирует эмигрировать или поехать отдыхать за рубеж. Тем более, что есть вероятность снижения курса доллара, т.к. импорт в Россию падает из-за санкций. Импортировать товары по серой схеме - параллельному импорту становится всё менее рентабельным, т.к. изрядно растут издержки. Тенденция к сокращению импорта уже наметилась. И наметилась она ещё до введения санкций против Мосбиржи, об этом свидетельствовало снижение курса доллара до значений ниже отметки 90 рублей за доллар в дни, предшествующие введению санкций.
Набравшие долларов/евро и стоявшие в очередях паникёры рискуют столкнуться с потерями, т.к. продавать они будут свои доллары по менее выгодному курсу, нежели покупали. Помним про рост спредов. Стоит только заметить намёк на снижение курса доллара, то, скупавшие доллары лица, ринутся их продавать. Нечто подобное бывало и ранее, это чёрный вторник 2014 года, это начало СВО в феврале 2022 года. Курсы по Мосбирже и ЦБ сначала резко пошли вверх, но стабилизировались. В обменниках и банках этот процесс шёл с задержкой. А сейчас, когда биржи как ключевого звена, больше нет процесс курсоообразования будет ещё более напоминающим чехарду. Толкаться в обменниках в надежде купить доллары есть смысл только тем, кому доллару или евро нужны именно как доллары или евро, а не как средство защиты своих накоплений от чего-то там нехорошего. Т.е. тем, кто просто купит доллары/евро и вряд ли будет их потом продавать, не используя их в качестве краткосрочного актива или инструмента для спекуляций.
Что касается импортёров, то им придётся, как говорится, пообзванивать финансовые организации в поисках валюты в нужном объёме и по максимально выгодному курсу. На всех может не хватить, поэтому объёмы импорта в Россию могут снижаться. На этом фоне как раз и может образоваться p2p валютный рынок между финансовыми учреждениями. К примеру: Газпромбанк, получивший евро сможет их продать условному Сберу или Совкомбанку, которые смогут их продать всем желающим своим клиентам. ЦБ, разумеется, будет следить за этими процессами и вести свою статистику. Система будет децентрализована, но не бесконтрольна.
Розничные клиенты без валюты не останутся точно. В банках по-прежнему будут привычные людям валюты в наличии. Только стоит помнить, что курс для наличной валюты всегда будет выше, чем курс конвертации по счетам.
В целом включение Московской биржи в SDN-лист больно, но не смертельно для экономики. Это не повод для паники и не повод хвататься за голову. Запас прочности у российской экономики ещё есть, есть и обширные внебиржевые рынки.
Лилия Лунина
https://www.9111.ru/questions/77777777723982043/