По ряду причин, но главная состоит в том, что турки в Османской империи всегда являлись незначительным меньшинством, хотя и правили ей. Их просто было слишком мало, чтобы турецкий язык и идентичность приняла значительная часть населения. Поэтому тюркизация даже Малой Азии, являющейся основной частью современной Турции, стала делом относительно недавнего времени. А именно – результатом Балканских войн, когда территорию полуострова покинули мусульмане, а христиане Анатолии проследовали в обратном направлении. И даже после этого правительству Турецкой республики пришлось предпринять значительные усилия с целью ассимилировать многочисленных эмигрантов, которые, хоть и предпочитали ислам, не были турками в культурном смысле.
Вообще, как была тюркизирована Анатолия? Даже после прихода сельджуков здесь оставалось немало полуавтономных христианских княжеств, а западная часть региона по-прежнему принадлежала Византии. Но постоянные войны, вторжения монголов и Тамерлана разрушили здесь систему власти и привели к неконтролируемой миграции кочевых тюркских племен. Так как земли оседлых народов были опустошены, это ускорило распространение тюркского языка и культуры – отчасти на это повлияла эпидемия чумы середины 14-го века, которая в меньшей степени затронула кочевников.
Напротив, процесс завоевания Балканского полуострова протекал в более быстром и организованном порядке. Расположенные здесь государства были поглощены без разрушения их социальных структур, которые были интегрированы и получили признание в Османской империи. Так как ее система управления предусматривала опору на региональные элиты, то они и подчиненные им православные жители имели определенную правовую защиту. Поэтому здешние народы сохранили свое этническое ядро и не были тюркизированы.
Вообще, ни одно исламское государство изначально не использовало принуждение в крупных масштабах, чтобы обратить подчиненное христианское население в свою веру и тем более язык. Главными причинами была невысокая степень централизации и, соответственно, административная невозможность осуществления этого решения, а также заинтересованность в уплате дополнительных налогов, которые взимались с немусульман. Лишь в эпоху крестовых походов Ирак, Левант и Египет стали преимущественно арабскими и исламскими, когда мамлюки развернули репрессии против своих христиан из-за военной опасности.
Такой же политики придерживались и турки – как сельджуки, так и Османская империя. Но Анатолия стала преимущественно турецкой из-за долгой серии войн и вторжений, а на ассимиляцию еще и Балканского полуострова у государства не хватило времени и сил.
За исключением незначительных меньшинств, говоривших на турецком языке и ассоциировавших себя с империей, здесь было не так много этнических тюрок. Сюда переселялись небольшие кочевые племена, которых называли йоруками. Но для их массового расселения было недостаточно территории, пригодной для скотоводства. Как правило, они были мятежниками против центрального правительства и исповедовали неортодоксальные версии ислама. Поэтому отношение империи к ним было даже хуже, чем к подданным христианского вероисповедания.
Многие вспомнят, что тюркизация велась через янычар и систему девширме, но влияние этих факторов принято переоценивать. Численность янычарского корпуса составляла 120 тысяч человек в лучшие времена, а до 16-го века и еще меньше. Таким же незначительным было количество администраторов, прошедших через систему дворцовых школ. По крайней мере, по сравнению с миллионами христианского населения.
По этой причине даже исламизация албанцев, боснийцев и части сербов и болгар не привела к тюркизации по анатолийскому образцу. Для смены языка здесь было просто слишком мало турок.
Тем не менее, восточная часть полуострова все же была тюркизирована. До распада империи тут проживало огромное количество тюркоговорящих мусульман. Восточная Фракия, Македония, часть Греции и Болгарии не были разделены горами и представляли из себя одну большую территорию, ставшую оплотом османской культуры и экономики. Например, Селяник, ныне греческий город, до 20-го века был еврейско-турецким – там родился Мустафа Кемаль, основоположник современной Турции.
Эти люди были вынуждены покинуть свою родину в результате серии войн Османской империи против своих бывших вассалов. Но и сейчас численность турок в Болгарии оценивается в сотни тысяч человек. Согласно данным переписи 2011-го года, их было 588 тысяч или 8,5 % от общего населения.