Найти тему

В ЮГУ прошла встреча с известным баскетболистом-комментатором Никитой Моргуновым

В ЮГУ прошла встреча с Никитой Моргуновым – российским баскетболистом-комментатором, четырехкратным чемпионом России, обладателем Кубка России по баскетболу, чемпионом Европы, серебряным призером чемпионата мира по баскетболу, заслуженным мастером спорта России.

У студентов появилась прекрасная возможность пообщаться с легендарным спортсменом, задать ему интересующие вопросы.

- Когда уже все перепробовал, прогресса нет, опускаются руки и хочется все бросить. Что вас мотивирует в спорте?

- Быть лучше. Баскетбол – это все-таки командная игра. Общий результат зависит не только от тебя, но и от твоих товарищей. Этот процесс очень сложен. Именно поэтому за рубежом в плане развития личности предпочитают именно командные виды спорта. Потому что каждый должен уметь работать в коллективе. И необходимо уметь выстроить работу таким образом, чтобы достичь лучших результатов. В легкой атлетике все гораздо проще. Ты соревнуешься в основном сам с собой, с секундомером, линейкой и так далее. Дальше прыгнул, чем обычно, и ты стал лучшим. В какой-то момент я смог перенести это на баскетбол. Мне важно быть лучшим в том месте, где я в моменте нахожусь. Вот в этом и заключается для меня мотивация. Стараюсь находить мотивацию в маленьких моментах, например, не упустить спортивную форму, чтобы соответствовать молодежи. Если сегодня смог себя заставить пойти на тренировку и там у меня все хорошо получается – значит уже день прожит не зря. А если ты работаешь, то результат не даст себя долго ждать. Мотивация также ставить самому себе цели. Сложно, но как только научитесь, этому будете получать кайф.

- Как справиться с тем, когда тренер не выводит тебя на площадку, а оставляет на кризисный момент, когда многое от тебя зависит?

- Если бы я знал ответ на этот вопрос, я бы уже диссертацию защитил. А вообще считаю, что каждый спортсмен должен стремится к тому, чтобы доказать свою необходимость. Сделать так, чтобы команда не представляла свое участие в соревнованиях без тебя. В какой-то момент надо уделить внимание своей сильной стороне, если это бросок, значит, забивай больше всех, если это бег, то бегай больше всех и так далее.

- Кого можете назвать лучшим тренером за свою спортивную карьеру, а каким не очень?

- Не буду называть фамилий, просто объясню. Осуждающе отношусь к тем тренерам, которые ставят неразрешимые задачи. Я пытаюсь как-то аргументировано донести, как лучше сделать, потому что бывает даже по закону физики расстояние, пока я буду всех оббегать, я потеряю намного больше времени чем тот, кто побежит напрямую. Предлагаю варианты комбинаций, а тренер отвечает: «Ты должен делать так, как я сказал!» Работать с такими тренерами тяжело. Ругаться не хочется, потому что есть понимание того, что именно тренер определяет основной состав команды, кто будет играть, а кто будет на скамейке запасных.

- Кто был вашим первым тренером?

- Владимир Михайлович Степанов – заслуженный тренер России. Он подготовил не одно поколение. Более того, он настолько давно в баскетболе, что был эпизод, когда моим тренером был человек, который обучался у него.

- Почему Вы выбрали именно баскетбол?

- Наверное, так сложилась судьба. В школьные годы я отдавал предпочтение легкой атлетике. Бегал, прыгал, метал. Медали не брал, но меня это вполне все устраивало. Зато троюродный брат становился чемпионом города, двоюродный брат – чемпион СССР. Думал, что и я должен как-то «выстрелить» в спорте. Как-то поехал в спортивный лагерь. Там оказалось, что я выше всех ребят – баскетболистов. На меня их тренер смотрит и говорит: «А ты точно заявленного возраста?». Говорю: «Да, точно!» С того момента года 2-3 он зазывал меня на баскетбол. Мама испугалась и сразу не отпустила. Говорит: «В баскетбол не отдам! Он и так высокий и проблематично на него подбирать одежду, а вдруг с баскетболом еще вытянется». В итоге после долгих уговоров мама сдалась. И все равно вырос до 210 см. А для себя я решил уйти в баскетбол, когда услышал фразу, которую сам неоднократно говорил своему брату. Он тренировался, выступал на соревнованиях, выигрывал. Потом полгода мог не заниматься и снова участвовать в соревнованиях. Я говорил ему: «Мне бы твой талант, я бы тренировался каждый день и стал чемпионом». Как-то раз кто-то и в мой адрес обронил такую фразу: «Мне бы его рост, стал бы чемпионом баскетбола». Я задумался. Ведь действительно, у меня есть то, что не у всех есть – высокий рост. Надо это использовать со смыслом. Попробовал заниматься баскетбол, сразу не все получалось, потихоньку дошел до своего высшего уровня.

- Вам пришлось переехать, сменить одну часть страны на другую. Каково это было?

- Я поехал учиться в Ставропольское училище олимпийского резерва. 9,10,11 класс учился по обычной программе общеобразовательной школе. Оно было образовано в 1983 году. В училище были стадионы, футбольные поля для метания, огромное количество тренажёрных залов.

- Вы видели, как спортсмены тренируются в разные годы. Существует ли разница в подготовке между «тогда» и «сейчас»?

- Проблема в том, что тренера сейчас совершенно не хотят учиться. Есть молодые ребята, которые любят все новое и при этом почему-то не хотят ничего брать из старого. А есть старая закалка, которая считает, что ничего нового не надо брать. Необходимо на постоянной основе обучаться, каждую минуту друг у друга. Сравнивая 70-е, 90-е года и нынешнее время, сейчас намного больше условий, возможностей, современного оборудования и программы подготовки. Сегодня больше упора делается на развитие индивидуальной техники. Я считаю, что мне повезло: нас тренер заставлял стараться понять игру в первую очередь, быть хитрее, а не действовать механически. Сейчас этого не хватает. Баскетбол, прежде всего, игра и мы должны играть. Работа – работой, работать тоже нужно, базовая подготовка необходима, а вот то, что мы отучили ребят быть хитрыми – это плохо!

- Вы не задумывались стать тренером?

- На самом деле я уже пытался перейти на тренерскую работу и мне даже была предоставлена возможность подготавливать одну команду к соревнованиям. Тогда я приобрел богатый опыт. Есть ли желание работать тренером? Есть! Есть ли возможность? Есть! Есть ли предложения? Были пять лет назад. Сейчас считаю я «врос» в комментаторство. Для того, чтобы уйти в тренерскую работу, нужно «прыгнуть» в эту профессию, а я пока не знаю, готов ли я изменить свою жизнь.

- Кто для вас выступал главной поддержкой?

- Отец. До сих поражаюсь, насколько он был скромен. Ранее я уже рассказывал, что у меня спортивная семья, кроме отца. Я думал, что он к спорту безразличен. Но при этом всегда давал очень умные, дельные советы. Умел успокоить в нужные моменты, когда ты очень напряжен. Когда отца не стало, при разговоре с братом я случайно узнал, что оказывается он занимался спортом, просто потом забросил. Жалею, что ранее не разговаривал с ним об этом. Отец был человеком, который через свой опыт, никак не «выпячивая» себя, поддерживал меня и давал советы. Он и сейчас, хоть его уже среди нас, продолжает меня учить тому, что детям нужно давать возможность развиваться самим. Направлять их, но не мешать быть самими собой. Это очень тяжело на самом деле.

- Что для вас значит ваша команда?

- Мы командой поняли, что без поддержки друг друга в современном спорте ловить практически нечего. Мы всегда переживали друг за друга. До сих пор дружим, общаемся.

- Когда играли с испанцами в финале, вы забросили решающий мяч. Что вы в тот момент чувствовали?

- Считайте это мистикой, но этот бросок мне снился с детства. Я не знал, где он произойдет, но знал, что он будет важным. На тренировках таких бросков было много, просто в данном случае мяч сработал в финальной игре, и от него многое зависело.

- Расскажите про парное комментаторство?

- Это подобно игре в баскетбол: требует командной работы. Комментаторы должны не только знать все о баскетболе, но и уметь чувствовать игру. Работая в паре, необходимо уметь подхватить коллегу в нужный момент, развить мысль и подстроиться, чтобы избежать неловких пауз. Именно таким образом получаются более живые и интересные репортажи.

- С какими трудностями вы столкнулись в своей профессиональной спортивной деятельности как спортсмен?

- В профессиональной спортивной деятельности как спортсмен я столкнулся с различными трудностями. Одной из них было научиться правильно питаться. Когда-то, во время тренировок, мы выявили, что во время тренировок я сжигаю около 9-10 тысяч килокалорий. Чтобы не уйти в минус и поддерживать массу тела, мне всегда нужно поддерживать баланс. Но при этом необходимо было следить за тем, чтобы они не были быстрыми углеводами. Это было сложно.

- Какова ваша физическая активность в настоящее время?

- Я работаю инструктором в спортивной школе олимпийского резерва «Динамо». У меня под кураторством сразу четыре возрастных группы. Первенства, различные соревнования, беготня, где-то что-то показать надо, где-то и поиграть с молодежью. Ребята у нас перспективные, а это значит, что и ты как инструктор должен им соответствовать. Если ты не показываешь больше, чем спортсмены, то тебя уже перестают слушать.

- Болели ли Вы звездной болезнью?

- На самом деле, звездная болезнь время от времени присутствует у каждого спортсмена. Важно понимать, как быстро и эффективно справиться с этим недугом. Ведь если кто-то другой будет пытаться указать на наши ошибки, мы можем воспринять это как критику и придирки. Здесь важно мастерство тренера, который должен правильно донести до спортсмена, что он страдает от звездной болезни. Даже психологи говорят, что не могут помочь человеку, пока он сам не осознает проблему. Когда спортсмен поймет, что страдает от звездной болезни, тогда и тренер, и психолог, и друзья смогут помочь ему справиться с этим и вернуться на прежний уровень.