Найти тему
ПостПанк

Эволюция беспилотных летательных аппаратов и дронов: от первых экспериментов до современных технологий (1-я часть)

Оглавление

Дроны, или беспилотные летательные аппараты, сегодня являются неотъемлемой частью нашей жизни. Они используются в самых разных областях — от сельского хозяйства и строительства до военных операций и кинематографии. Но как начиналась история этих удивительных устройств?

Первый дрон в мире

Идея создания дрона возникла ещё в начале XX века, когда учёные и инженеры начали исследовать возможность управления летательными аппаратами на расстоянии.

Первое использование беспилотного летательного аппарата в военных целях произошло в июле 1849 года. Австрийские войска, осаждавшие Венецию, запустили около 200 зажигательных воздушных шаров с часовым механизмом, несущих 24–30-фунтовые бомбы. Большинство шаров не достигло цели из-за смены ветра после запуска.

Во время Первой мировой войны были созданы первые беспилотные летательные аппараты. Британские конструкторы использовали разработки А. М. Лоу в области теле- и радиотехнологий для создания системы радиоуправления. С её помощью можно было атаковать дирижабли Цеппелин. В работе участвовали специалисты компаний Sopwith Aviation, de Havilland и Королевского авиационного завода. Моноплан Джеффри де Хэвилленда стал первым аппаратом, совершившим управляемый полёт 21 марта 1917 года. А. М. Лоу называют отцом систем радионаведения, а Джон Тейлор считает его отцом дистанционно пилотируемого транспортного средства.

А 12 сентября 1917 года автоматический самолёт Хьюитта-Сперри, известный как «летающая бомба», совершил первый полёт. Эти беспилотники были ранней версией современных крылатых ракет и управлялись с помощью гироскопов, разработанных Элмером Сперри из Sperry Gyroscope Company.

автоматический самолёт Хьюитта-Сперри
автоматический самолёт Хьюитта-Сперри

Дальнейшие разработки

Однако настоящий прорыв в развитии дронов произошёл в середине XX века, когда появились первые управляемые ракеты. Они стали основой для создания более сложных беспилотных аппаратов, способных выполнять различные задачи.

В 1950-х годах в США начались активные разработки дронов для военных целей. Были созданы первые беспилотные самолёты, которые могли использоваться для разведки, наблюдения и нанесения ударов по целям. Эти аппараты были оснащены различными датчиками и камерами, а также имели возможность нести боезапас.

Одним из первых успешных проектов стал дрон Radioplane OQ-2, который был разработан в 1950-х годах для тренировки пилотов. Он представлял собой небольшой самолёт с дистанционным управлением, который мог выполнять различные манёвры и имитировать атаки противника.

дрон Radioplane OQ-2
дрон Radioplane OQ-2

Советские беспилотники

ЛА-17

ЛА-17 — это первый советский беспилотный самолёт-мишень, разработанный КБ Лавочкина. Он производился в СССР в нескольких модификациях с 1954 по 1992 год. Поставлялся на экспорт в Китай и Сирию.

История создания ЛА-17 связана с развитием средств ПВО в послевоенные годы. С появлением ракет «земля-воздух» возникла необходимость в создании технических средств для отработки опытных изделий и тренировки боевых расчётов.

ЛА-17
ЛА-17

Конструкция ЛА-17 максимально упрощена с целью удешевления производства. Самолёт создан по нормальной аэродинамической схеме и представляет собой цельнометаллический среднеплан с прямоугольными в плане крылом и оперением.

ЛА-17 поступил в производство в 1960 году. Следующей модификацией стал ЛА-17МА, который получил двигатель РД-9БКР и новый программно-временной автопилот.

Ту-123

Ту-123 — это советский разведывательный беспилотный летательный аппарат (БПЛА) разработки ОКБ Туполева. Он был предназначен для ведения фото- и радиотехнической разведки на дальностях до 3500 км.

Ту-123 имел необычную конструкцию: он представлял собой самолёт-снаряд с крыльями треугольной формы и реактивным двигателем. Аппарат мог развивать скорость до 2700 км/ч и подниматься на высоту до 22,8 км.

Ту-123
Ту-123

Ту-123 был принят на вооружение в 1964 году, но уже в 1979 году его сняли с вооружения. Всего было построено около 50 аппаратов.

Ту-141

Ту-141 — это советский разведывательный БПЛА разработки ОКБ Туполева. Он был предназначен для ведения фото- и инфракрасной разведки на дальностях до 1000 км.

Ту-141 имел более традиционную конструкцию, чем Ту-123. Он представлял собой самолёт с прямым крылом и турбореактивным двигателем. Аппарат мог развивать скорость до 1110 км/ч и подниматься на высоту до 600 м.

Ту-141
Ту-141

Ту-141 был принят на вооружение в 1979 году, но уже в 1989 году его сняли с вооружения. Всего было построено около 150 аппаратов.

Ту-143

Ту-143 — это советский разведывательный БПЛА разработки ОКБ Туполева. Он был предназначен для ведения фото- и телевизионной разведки на ближних дистанциях.

Ту-143 имел небольшие размеры и вес. Он мог развивать скорость до 950 км/ч и подниматься на высоту до 1000 м. Аппарат был оснащён телевизионной камерой и системой передачи информации.

Ту-143
Ту-143

Ту-143 был принят на вооружение в 1976 году и до сих пор используется в войсках.

В следующей статье мы продолжим рассматривать развитие БПЛА в мире и России.