Частная школа или государственная, индивидуальный подход или развитие в коллективе, общая система или разработанная под конкретного ребенка - всегда найдутся критики и сторонники этих вариантов, но в последние годы многие склоняются к тому, что обучение во внебюджетном образовательном учреждении имеет больше преимуществ.
В Хабаровске есть несколько работающих уже достаточно давно и зарекомендовавших себя частных школ: «Алые паруса», «Талант», «Азимут», «Ор Авнер». Важно подчеркнуть, что это те учреждения, которые имеют соответствующую лицензию, то есть государство уверено в качестве предлагаемого ими образования.
Каждое из них имеет определенную направленность. Например, основатели «Ор Авнер» указали, что это школа с этнокультурным еврейским компонентом образования и углубленным изучением отдельных предметов. У «Азимута» - туристический уклон. «Талант» своей визитной карточкой считает выездные мероприятия, а также праздники, в подготовке которых участвуют все учащиеся, что обеспечивает сплоченность коллектива, воспитывает дух сотрудничества и взаимовыручки. «Алые паруса» взяли курс на комплексное развитие личности, включающее и освоение образовательной программы, и укрепление патриотических чувств, и приверженность ЗОЖ.
Важно, что в каждом из учреждений есть строгое ограничение на количество детей в классе. Обычно это 10 - 15 человек, что дает учителю возможность уделять внимание каждому ребенку, следовательно, появляется уверенность в усвоении всех необходимых материалов.
- У родителей всегда должен быть выбор. Если в городе есть частные школы с лицензией - это здорово. Это здоровая конкуренция за качество образования. Люди по разным причинам выбирают частную школу: кому-то важно, чтобы было мало детей в классе, значит, считают они, будет индивидуальный подход; кто-то выбирает ее исходя из особенностей, в том числе здоровья, ребенка; кому-то важен сам статус. У нас в Хабаровске четыре таких учреждения, одно из них с национальной спецификой - еврейская школа «Ор Авнер», - отметила Татьяна Матвеенкова, начальник управления образования администрации Хабаровска.
В чем преимущества частных школ?
Все прекрасно понимают, что из себя представляют государственные школы. Есть и показательные во всех отношениях учреждения, где хотят учиться примерно все. Но встречаются и убитые временем здания, забытые чиновниками, где не хотят работать педагоги и заниматься дети. Частные школы по определению не имеют права быть плохими. Смысл их существования как раз и состоит в том, что люди платят за качество, индивидуальный подход и внимание к каждому ребенку. Если негосударственное учреждение не сможет обеспечить соблюдение этих условий, то оно не выживет.
Вот, например, расценки на грядущий учебный год в «Азимуте». Далеко не каждая хабаровская семья потянет такие суммы. В то же время оспаривать их размер бессмысленно - если что-то не нравится, то всегда есть альтернатива в виде государственных учреждений.
Мысль о том, что за эти деньги дети будут питаться исключительно авторскими блюдами от шеф-повара, ошибочна. Меню вполне стандартно, хотя внимание к мелочам на уровне - даже число калорий подсчитано.
Смысл обучения в частной школе: благоприятная атмосфера для ребенка, повышенное внимание со стороны учителей, которое возможно лишь в том случае, если в классе не так много ребят, а также всестороннее развитие ученика. Ждать, что он обязательно станет гением, - наивно, но при этом и ниже определенного уровня планка обучения не опустится.
- Частные образовательные учреждения должны проходить определенный контроль, поэтому государственный стандарт обучения детей гарантирован. В этом смысле родителям беспокоиться не стоит. В чем еще преимущество частного образования? Достаточно широкая диверсификация траекторий развития ребенка. За дополнительную плату можно создать условия для получения сложного сочетания или комплектации нужных, по мнению родителей, качеств, компетенций, навыков. Такой индивидуальный конструктор, - отметила Алла Кузнецова, экс-министр образования Хабаровского края.
Важно отметить, никто не даст гарантию, что само по себе нахождение ребенка в школе - это залог его будущих успехов. Учреждение дает возможность получать знания, но воспользуются ли ей дети - зависит лишь от них и от их родителей. Случаи отчислений из частных школ не редкость. Отсюда и вал негатива в соцсетях. Среди отзывов в основном критика, касающаяся слабого педагогического состава, некомпетентности руководства школы и всего прочего. Хотя встречаются и довольно логичные мнения.
- Многое из того, что пишут, не соответствует действительности. Ради объективности: детям нравится в школе. Уходят те, кто переезжает, у кого нет денег, либо, извините, с кем не продлевают договор. Кстати, именно от «обиженок» основные комментарии, как я понимаю. Если бы родителям не нравилась школа, в ней бы никто не учился - зачем тратить деньги. Значит, плюсов гораздо больше, чем тут стараются представить. Ну а проблемы есть везде, - оставила отзыв к работе «Азимута» хабаровчанка.
Говоря о государственных образовательных учреждениях, нельзя не отметить некоторую инертность в их работе. Сам факт наличия централизованной системы подразумевает, что изменить вектор развития можно только волевым решением сверху. На местах все существуют и действуют в определенных рамках.
- Предполагается, что «золотой стандарт» Минпросвещения России иногда превращается в шаблон, хотя мы стараемся удержать руководителей школ от этого, чтобы госучреждение обладало своим лицом, стратегией, подходом к контексту, в котором существует. В этом смысле частные школы имеют больше свободы. Если оценивать большинство программ развития, то у них подход более клиентоориентированный, соотносится с запросом родителей. Еще и по ходу дела вся стратегия может быть быстро пересмотрена, если это вдруг потребовалось, - подчеркнула Алла Кузнецова.
В чем недостатки частных школ?
Стоимость - главный минус обучения в негосударственных образовательных учреждениях. Но даже для тех родителей, которые могут всерьез говорить «цена не имеет значения», существует опасность. Во-первых, отдавая деньги, многие сознательно перекладывают всю ответственность за результат на педагогов, что по обозначенным выше причинам неправильно. Во-вторых, есть и другой риск - забыть о потребностях ребенка и пытаться его научить всему на свете.
Еще один минус обнаруживается, когда ребенок переходит из частной школы в государственную и наоборот. Такое нередко происходит и связано, например, с переездом родителей в другое место, где нет альтернативы обучения.
- Переход в любой другой детский коллектив — это всегда трудности. Здесь еще и смена условий, педагогических подходов, поэтому с точки зрения психологии ребенку будет трудно привыкать ко всему новому, - указала Алла Кузнецова.
Почему частных школ так мало?
В Хабаровске новые частные образовательные учреждения появляются регулярно - например, не так давно открылся «Отличник». Сам факт его открытия подразумевает, что спрос на знания в городе существует. Отзывы об этом центре образования почти сплошь положительные, но пока там предлагается обучение лишь в начальной школе и в 10 классе. Директор Кирилл Басов подчеркивал, что хочет поступательного развития, дабы не терять в качестве. Чтобы процесс ускорился - требуется большое помещение. Это государственный стандарт, без которого учреждение не может называться школой. Более того, Басов признавал, что юридически его заведение школой называться не может.
Для предпринимателей, которые хотят развиваться в этой нише, вопрос финансирования стоит очень остро.
- Это не только наличие учебников, учителей и стен, но и определенного оборудования, площадей — это достаточно сложно. Нужен инвестор, готовый вложиться в серьезную материальную базу. «Золотой стандарт» Минпросвещения — это и качественное оборудование, и развивающая среда. Нельзя собрать сначала деньги, а потом заниматься всем остальным. Поэтому в основном все частные школы сосредоточены в Москве, потом идет Санкт-Петербург, Казань, а далее все это несет более точечный характер. На Дальнем Востоке бизнесменов, готовых вложиться в образование, не так много, - констатировала Алла Кузнецова.
Стоит отметить, что даже без лицензии, удостоверяющей, что школа в общем понимании является школой юридически, такие образовательные учреждения выглядят достаточно современно и инновационно.
К слову, дети в частной школе не только учатся, но и ходят вместе на каток, в кино и театры - то, чего не хватает в государственных учреждениях.
Что лучше?
Объективной шкалы для сравнения не существует. Есть плюсы и минусы у любого учреждения.
- Сравнить частные школы и государственные мы не сможем — нет для этого данных. Можно только предполагать, а это уже несерьезный разговор. Не припоминаю, например, чтобы учителя из частных учреждений принимали участие в конкурсах профессионального мастерства. Единственное, можно сказать, что у директора негосударственного заведения больше возможностей, чтобы пригласить к себе конкретного педагога. При этом работнику частной школы не гарантируется бесплатное повышение мастерства раз в три года - это ложится на плечи руководителей учреждения, - объяснила Алла Кузнецова.
Также нельзя точно сказать, насколько высок уровень образования в частных школах. Там больше внимания уделяется ученикам, но все же очень многое зависит от конкретного ребенка. Поэтому быть уверенным в том, что обучающиеся в негосударственных учреждениях дети сдадут ЕГЭ лучше тех, что занимаются в бюджетных, невозможно.
Нужны ли Хабаровску новые частные школы?
Вот здесь есть однозначный ответ - безусловно, нужны. В этом мнении сходятся практически все профессионалы отрасли образования. Бизнес иначе смотрит на привычные вещи и во главу угла ставит потребности своих клиентов. На этом пути он способен подтягивать за собой и государственные учреждения, которые в какой-то степени неповоротливы.
- Но, на мой взгляд, самое главное, чтобы частное учреждение осуществляло деятельность без нарушения закона: деятельность должна быть легальной с обоснованием целей и тарифов, перечисления во все фонды должны осуществляться регулярно, программа - соответствовать ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт), учителя - иметь соответствующий ценз и образование. Тогда можно доверять частной школе. Это как в медицине. Когда выбираете клинику - убедитесь, что она работает легально и профессионально. У каждой частной школы есть свой сайт, где можно узнать об особенностях и требованиях. Есть в России такие учреждения, которые дают уникальные знания, возможности и результаты. А если учиться в частной школе просто потому, что она частная - не знаю, это не мой выбор, - отметила Татьяна Матвеенкова, начальник управления образования администрации Хабаровска.
Солидарна с этим мнением и Алла Кузнецова. Экс-министр образования Хабаровского края подчеркнула, что частные школы многое могут дать в плане новых взглядов на привычные вещи.
- Обязательно нужно увеличивать число частных школ. Если учреждение не конкурирует за учеников и их родителей, то оно закостеневает. Бизнес-взгляд — он более клиентоориентирован: как ребенок себя чувствует, какие у него есть потребности, как отследить динамику его развития. С ростом количества частных школ, как мне кажется, улучшится и образование во всем государстве, - заключила Алла Кузнецова.
Отметим, что в последнее время многие задумываются о повышении качества среднего образования в стране. Например, недавно было объявлено, что законопроект об отмене ЕГЭ внесут в Госдуму. Авторы уверены, что в результате введения единого государственного экзамена расходы родителей переместились на рынок репетиторов, «а коррупционная составляющая - из сферы приемных комиссий в сферу олимпиад».
Игорь Скуловец, новости Хабаровска на DVHAB.ru