Найти в Дзене

СОФИЯ ГУБАЙДУЛИНА - МАСТЕР ЗЛА И ХАОСА

София (Сания) Асгатовна Губайдулина (род. 1931) - советский и российский композитор XX - XXI веков. Жизнь Софии Асгатовны с детства шла не самым легким путем. В семье Софии отец был инженером, мать - педагог, дедушка - мулла. Музыкальные начинания родители не поддерживали, но тяга к музыке у Софии была еще с детства. По словам Губайдулиной преподаватель по ф-но приучал к любви к классической, барочной и романтической музыке. Но молодая композитор считала, что такая музыка очень сильно загнана в рамки, Губайдулина хотела расширить границы звучания музыки и потенциальные возможности музыкальных инструментов (и в будущем она сделает это). В 1949 году София Асгатовна поступает в Московскую консерваторию в класс композиции Юрия Шапорина, затем в класс Николая Пейко. Но творческий путь был тернист и сложен. Музыкальный язык не понимали и не принимали. Губайдулиной запрещали публиковать свои сочинения, её не признавали как автора. Но несмотря на это, она продолжала писать и следовать своим ц

София (Сания) Асгатовна Губайдулина (род. 1931) - советский и российский композитор XX - XXI веков.

София Губайдулина
София Губайдулина

Жизнь Софии Асгатовны с детства шла не самым легким путем. В семье Софии отец был инженером, мать - педагог, дедушка - мулла. Музыкальные начинания родители не поддерживали, но тяга к музыке у Софии была еще с детства. По словам Губайдулиной преподаватель по ф-но приучал к любви к классической, барочной и романтической музыке. Но молодая композитор считала, что такая музыка очень сильно загнана в рамки, Губайдулина хотела расширить границы звучания музыки и потенциальные возможности музыкальных инструментов (и в будущем она сделает это).

С. Губайдулина
С. Губайдулина

В 1949 году София Асгатовна поступает в Московскую консерваторию в класс композиции Юрия Шапорина, затем в класс Николая Пейко. Но творческий путь был тернист и сложен. Музыкальный язык не понимали и не принимали. Губайдулиной запрещали публиковать свои сочинения, её не признавали как автора. Но несмотря на это, она продолжала писать и следовать своим целям! Одним из важнейших в жизни композиторши стало обращение к ней Дмитрия Шостаковича:

«Я вам желаю идти вашим „неправильным“ путём»

Д. Шостакович
Д. Шостакович

Одним из исполняемых сочинений в наше время стала пьеса «Allegro rustico» для флейты и фортепиано. В переводе с итальянского Allegro rustico - Деревенское аллегро. Пьеса была написана в 1963 году. На мой взгляд, несмотря на то, что пьеса была написана уже после всех событий, связанных с Великой Отечественной войной, отношение к ней она имеет.

Движение партизан
Движение партизан

Сюжет: веселый деревенский - простой деревенский человек, партизан, попавший на поле сражения и прошедший все муки войны. Боль и страдания проходят через него на протяжении всей пьесы. Несмотря на трёхдольность (3/4), фактура бассо остинато напоминает маршевый шаг.

Бассо-остинато в партии левой руки
Бассо-остинато в партии левой руки

Финал пьесы - восходящая гамма в до мажоре. Семантика данной тональности говорит нам об освобождении души «бедного» партизана от мук и страданий.

Финал в До-мажоре
Финал в До-мажоре

Другое сочинение - «De profundis» (с лат. «Из глубин») - было написано для баяна. Вдохновившись симфониями и сонатами для баяна Владислава Золотарёва (одного из первых композиторов, кто стал причислять баян к академическим инструментам), Губайдулина посмотрела на баян с другой стороны.

Сюжет: некая нечистая сила преследует людей, внушает страх и ужас. Такой эффект создается благодаря многочисленным кластерам, нижнему регистру, смены мажорных трезвучий на диссонирующие кластеры.

Кроме этого, София использовала новые технические приемы: нетемперированные глиссандо, спуск меха через разные регистры и т.д. Каждые из приёмов создаёт свой образ и обозначает свое действие (например, спуск меха - сгоревшее до тла тело выпускает пар; смены мажорных трезвучий на кластеры - чёрт кажется милым, но как только снимает «маску», сразу становится понятно его истинное пугающее лицо). В совокупности это даёт ту самую картину ада, «глубин» и объясняет название сочинения. Впервые пьеса была исполнена известным русским баянистом Фридрихом Липсом.

Фридрих Липс
Фридрих Липс

Благодаря Губайдулиной баян с каждым годом становился все более и более употребимым в академической музыке. Кроме этого, для многих композиторов, писавших для баяна, новые технические приёмы стали открытием, и в дальнейшем молодые музыканты-композиторы использовали их уже в собственных сочинениях!

Хаос и зло - не единственные темы в творчестве Софии Асгатовны. Эти темы лишь частичка в море её творений.

Из глубин
Из глубин

«Вот, наконец-то, чистое зло!

Как несказанно нам повезло!

В скользкой щетине, плоское зло

Словно из ада выползло.

Бейте, хватайте грабли! Кинжал!

Этого монстра точно не жаль!

Ядом сочится чёрная плоть -

В комья компоста его измолоть!

Цельное зло - как чистый алмаз.

Холодом ката веет из глаз.

В печь! Пусть пылает синим огнём!

...Хоть помечтать-то можно о нём?..»

Ирина Гольцова

-9

На данный момент, С. Губайдулина одна живет в Германии, играет на рояле, подаренном ей Ростроповичем, и продолжает творить новую музыку, абсолютную музыку, в которой каждая нота справедлива и честна!

С.А.Губайдулина
С.А.Губайдулина