Найти тему
Маша Б-С

Разновозрастные дети. Младшему развитие, а старшему что?

Фото с просторов Интернета
Фото с просторов Интернета

Хочу сегодня обсудить тему, которая меня, как маму двоих детей, начала волновать. А именно: общение детей разного возраста и что им это общение даёт.

У нас в семье примерно как на фото выше: сыну Саше 4,4г, дочке Кате 11 месяцев. Отношения у них хорошие. Не могу сказать, что идеальные, ибо ревность всё равно присутствует, но и не плохие, не холодные.

Они много играют вместе, я уже могу оставить их в комнате одних на какое-то время. Саша сам просит дать ему Катю, т.е принести её к нему, чтобы они поиграли. Катюша всегда радостно ползает за Сашей и с восхищением следит за всем, что он делает.

Ну так радоваться надо да ловить момент, казалось бы, да? Но я же буду не я, если не начну выискивать проблемы.

И вот что меня беспокоит.

Ещё когда Саша был маленьким, а Кати не было и в помине, мне часто попадалась информация о пользе разновозрастного общения для детей. Что нужно специально искать такие компании или детские сады с разновозрастными группами.

И в качестве аргументов всегда приводится одно и то же: как полезно МЛАДШИМ общаться со старшими, как они смотрят, учатся, запоминают и развиваются семимильными шагами через одно лишь подражание большим детям и перенимая их жизненный и игровой опыт.

И да, это звучит абсолютно логично, спорить я не собираюсь. Но! Всегда во время чтения таких статей у меня возникал вопрос: с младшими всё понятно, но что насчёт старших? Им-то какой интерес и какая польза от возни с малышнёй? Если старшие как бы тянут младших вверх, не будут ли младшие тянуть старших вниз? И чёткого, а главное, убедительного ответа на этот вопрос мне не попадалось никогда.

И вот сейчас у меня двое детей с разницей в 3,5 года. Для их возраста разница колоссальная. Саня на фоне Кати - просто умудрённый жизнью профессор, с которым можно обо всём поговорить, задания ему давать, дела поручать и т.д.

Наблюдая за их играми, я вижу огромную пользу для Кати. Она внимательно смотрит на то, что делает Саша, запоминает и старается повторить. Саша сел и достаёт машинки из коробки - Катя села и достаёт машинки из коробки. Вид у неё в этот момент настолько серьёзный, будто она хирургическую операцию проводит))) Саша кричит ля-ля-ля - Катя повторяет ля-ля-ля.

Признаюсь честно, глядя на это, я надеюсь, что смогу в Катино развитие на этапе 1-3 лет вложить чуть меньше сил, чем в Сашино, что многие вещи она выучит сама, просто общаясь с братом. Да-да, такая хитроопая и ленивая я мать.

Но одновременно с этим я смотрю на Сашу, и мне кажется, что он стремительно деградирует, находясь рядом с Катей. Мчится со скоростью света куда-то вниз, на уровень годовалого ребёнка.

Во-первых, какие-то сложные игры и игрушки при Кате не достанешь, потому что там мелкие детали или есть что-то острое, или бумажно-картонное. Соответственно, если Санька хочет в такое поиграть, когда Катя не спит, приходится закрывать дверь в его комнату, чтобы Катя ничего этого не съела. Просто положить повыше уже не помогает - малышань достаёт и до кровати, и до тумбочки, и до стола, и до балкона. Других, более высоких поверхностей, где можно что-то удобно разложить для игры, в комнате нет.

Кстати, интересно, как эта проблема решается в семьях, где детская комната общая для двоих и более детей, один из которых ещё всё тащит в рот, а второй уже нет. Если вы знаете какие-то лайфхаки, поделитесь, пожалуйста, в комментариях! Мне очень актуально!!!

Во-вторых, если Саше хочется играть не одному, а с Катей, то он должен выбирать что-то безопасное для неё, с крупными деталями. И он уже дорос до полноценных сюжетных игр, но она-то в свои 11 месяцев, естественно, нет. Так же как и по правилам она играть не может. И получается, что в начале Саша искренне пытается объяснить, что надо делать так-то так-то, играем вот так и вот так. Катя, само собой, ничего этого не соблюдает, предметы все берёт, машет ими, стучит, бросает. Ну т.е делает то, что и должна делать в своём возрасте.

Саня расстраивается. Приходится объяснять, что она ещё маленькая и играть так, как он, не может.

И что ему остаётся? Подстроится под неё. И вот он уже трясёт погремушки, собирает картинку из 4 кубиков, строит башенку из 3. А ещё радостно тыкает кнопки на игровом центре, помещает детальки в сортер, передвигает колёсики на бизиборде.

Естественно, всё это у него феерично получается - игрушки-то малышковые! Саня собой доволен, какой он молодец. А я в ужасе...

Вот мой ребёнок, который собирал из маленького лего сложные машинки, сидит и присасывает грибочек к полу.

Вот такой у нас
Вот такой у нас

И каталку катает. И палкой от пирамидки по полу зачем-то стучит. И на лице выражение как у Незнайки на острове дураков. Максимальное веселье без тени интеллекта.

Разве что траву ещё не жуёт, и на том спасибо
Разве что траву ещё не жуёт, и на том спасибо

И в чём же здесь развитие? Младшему ребёнку - да, рост. А старшему - деградация??

Я пыталась вспомнить какие-то положительные изменения в Саше, произошедшие после рождения сестры.

Получилось вот что:

  • Много узнал о развитии детей до года
  • Стал обращать внимание на малышей на улице и в случае совместной игры относиться к ним бережно, с пониманием ограниченности их возможностей по сравнению с его
  • Уверенно руководит малышами, если те начинают с ним играть
  • Научился сдерживаться, говорить тихо и не орать песни, даже если хочется, когда Катя спит. Раньше он реально не мог вести себя тише
  • Научился думать не только о себе. Всегда держит в памяти, что для Кати опасны мелкие детали, обращает на них внимание, даже если я не замечаю и ни о чём не напоминаю.

Больше никаких положительных моментов с точки зрения Сашиного развития/личностного роста я вспомнить не смогла. Может, не там ищу (не то вспоминаю)?...

В общем меня напрягает то, как Саша меняется от игр с Катей. Очень бы не хотелось, чтобы он глупел и превращался в малыша.

При этом что сделать и как изменить характер их взаимодействия, мне непонятно. Не ограничивать же их общение! Сама же мечтала, чтобы у них были хорошие отношения, чтобы дети любили друг друга. Это сейчас и происходит. Как-то странно будет вдруг их разъединять.

Короче, я запуталась. И то мне не так, и это не эдак. Как обычно.

______________________________________

У кого свои дети с похожей разницей в возрасте или кто работает с детьми, или кто сам рос в такой семье - как вы считаете, тут есть из-за чего беспокоиться, старший ребёнок в паре может поглупеть или надо просто отстать от сына, пусть играет как хочет, хоть в погремушки?