Стойкий и осмотрительный, Крепкий Народ издавна славится своими великими мастерами, строителями и воинами. Хотя былое величие их империй давно поблекло, дварфы по-прежнему придерживаются своих древних обычаев и традиций. Они упорно защищают то, что осталось от их старых владений, укрытых под холмами и горами, а некоторые - ищут возможность вернуть утраченное под натиском орков, гоблинов, и неумолимого хода времени.
Согласно их легендам, дварфы были созданы из железа, мифрила, земли и камня в Кузнице Душ Морадина. После того, как Всеотец вдохнул в них жизнь в самом сердце мира, дварфы проложили себе путь на поверхность и оттуда распространились по всем континентам.
За тысячи лет расселения по миру дварфы разделились на подрасы: щитовые дварфы, наиболее распространённые на Севере и на Побережье Меча, золотые дварфы южных земель и серые дварфы или дуэргары - жители Подземья.
Дварфийский язык Фаэруна использует рунический алфавит Детек, знаки которого легко выгравировать на камне и металле, свидетельством чего являются рунические камни и путевые знаки, найденные в древних дварфийских тоннелях и шахтах.
Щитовые дварфы
Родина щитовых дварфов - северный Фаэрун, где древние королевства дварфов существовали на Севере, в Дамаре, Импилтуре, Ваасе, Васте и западном Сердцеземье. Самый известный из старых городов щитовых дварфов - Цитадель Адбар - лежит к северо-востоку от Серебристой Луны. Многие из этих королевств столетиями переходили из рук в руки, то захваченные очередными врагами, то вновь отвоёванные дварфами.
Из поколения в поколение живущие в состоянии почти непрерывной войны, щитовые дварфы - стойкий и выносливый народ, они не спешат доверять другим, у них долгая память и длинный список врагов. Более консервативные из них желают сохранить свои традиции и остатки своего народа изолированными от постороннего влияния, в безопасности от захватчиков за толстыми стенами из камня. Но щитовые дварфы с приключенческим складом ума с увлечением исследуют мир, лежащий за пределами их древних королевств.
Щитовые дварфы имеют все расовые черты горных дварфов. Кожа у них, как правило, светлая, глаза - зеленые, карие или серебристо-голубые, а волосы - светлые, рыжие или коричневые. Мужчины обычно носят полные бороды и усы.
Щитовые дварфы славятся мастерством своих ремесленников, особенно искусных в работе с металлом и камнем. Они больше заботятся о прочности своих изделий, чем об их украшениях и позолоте, которые так любят их собратья - золотые дварфы. Работы щитовых дварфов очень надёжны и долговечны, и, когда мастер ставит на созданный им шедевр своё именное клеймо, его имя фактически обретает бессмертие.
Золотые дварфы
Золотые дварфы распространены в южных и восточных землях. Эти грозные воины, преданные своим древним традициям, отличаются крепкими внутриклановыми связями. Грубые и надменные, они известны своим высочайшим ремесленным мастерством и страстью к торговле.
Крупные поселения золотых дварфов расположены в районе Великого Разлома, вокруг Побережья Дракона, а также в Старых Империях восточного Фаэруна.
Небольшие общины есть также в Дымящихся горах, Великановом Беге и западном Сердцеземье.
В отличие от щитовых дварфов, на долю золотых дварфов не выпало бесконечных вражеских вторжений и долгих скитаний, поэтому они склонны к большему оптимизму, чем их собратья, но при этом горды и надменны настолько, как только может быть дварф. Они верят, что их историческая стабильность - результат внимательного и бережного отношения к традициям, и не сомневаются, что будущее золотых дварфов будет столь же безоблачным, если они останутся верными своим обычаям и принципам.
Дварфийские кланы Севера Все дварфы считают клановое наследие важной частью их родословной и личной идентичности. В одних городах доминирует лишь один клан (или даже он является единственным кланом), в других дварфийских общинах выстроена сложная система взаимоотношений между семьями, кланами и социумом в целом. Далее приведены некоторые дварфийские кланы Севера: Арнскулл, Бэттлхаммер (Боевой Молот), Блэкбэннер (Чёрный Стяг), Блекхаммер (Чёрный Молот), Баклбар, Даркфэлл (Черношкурые), Дипэкс (Секиры Глубин), Дипделв (Глубокопы), Иглклэфт (Орлиная Долина), Фоухаммер (Вражий Молот), Гэллоугар, Хилсафар (Дальние Холмы), Хорн (Горн), Айроншилд (Железнощитые), Юндет, Нарлаг, Оротьяр, Куэримастер (Карьермастер), Рокфист (Каменный Кулак), Сстар, Стоуншафт (Каменная Шахта), Стоуншилд (Камнещит), Стоуншолдер (Камнеплеч), Труфорджер (Правдоков), Уотчэвер (Вечногляд), Уорлдтроун (Миротрон), Вирмслэйер (Змиегуб) и Юнд. Некоторые дварфы, происходящие родом из семьи, которая основала данный клан или правила им, используют имя клана в качестве фамильного имени. Другие просто добавляют «из клана ...», но при этом носят имя клана с не меньшей гордостью, чем собственную фамилию
Золотые дварфы имеют расовые черты холмовых дварфов. Они коренастые и мускулистые, ростом около 4 футов, со смуглой кожей, черными или коричневыми волосами и глазами коричневого или орехового цвета. Зеленый цвет глаз встречается редко (и считается счастливым). Мужчины отращивают полные бороды, тщательно ухаживают за ними и умащивают их маслом, и оба пола носят волосы длинными, часто - искусно заплетёнными.
Золотые дварфы хорошо известны своим искусством создания прекрасных вещей. По их мнению, все природные ресурсы мира существуют для того, чтобы смертные превратили их в объекты великой красоты. Золотые дварфы придерживаются девиза «Лучше меньше, да лучше». Их ремесленники могут годами трудиться над единственным предметом, добиваясь безупречного качества каждой его мельчайшей детали и каждого элемента гравировки.
Такой осознанный перфекционизм является отражением самой культуры золотых дварфов, в которой всё рекомендуется делать правильным и надлежащим способом. Все аспекты жизни золотых дварфов - от их места в обществе до выбора приемлемой профессии и спутника жизни - диктуются традициями. Выбирая жизнь приключенца, золотые дварфы крайне редко отказываются от своих обычаев. Даже покинув на время общество соплеменников, они надеются, в конечном счете, упрочить свое положение в нём.
Серые дварфы (дуэргары)
Серые дварфы или дуэргары живут в глубинах Подземья. Спустившись под землю гораздо глубже других дварфов, они на долгие тысячелетия попали в рабство к пожирателям разума. Теперь же, отвоевав, наконец, собственную свободу, эти мрачные пепельнокожие дварфы сами захватывают рабов, превратившись в таких же жестоких тиранов, как их бывшие хозяева.
Дуэргары внешне похожи на других дварфов, но более худые и жилистые, у них черные глаза и лысая голова, а мужчины отращивают длинные, растрёпанные серые бороды.
Превыше всего дуэргары ставят тяжёлый труд. В их культуре не одобряется демонстрация каких-либо эмоций, за исключением мрачной решимости или гнева, но, случается, они выглядят довольными во время работы. Они питают типичное для дварфов уважение к порядку и традициям и известны своим безупречным мастерством, но созданные ими вещи чисто утилитарны и лишены эстетической или художественной ценности.
Из-за подозрительности и некоторой ограниченности взглядов, свойственных этой расе, дуэргары редко становятся приключенцами и еще реже странствуют по поверхности мира. Как правило, свои подземные города покидают только изгнанники.
Божества дварфов
Боги дварфов образуют пантеон или клан, известный как Морндинсамм
Отец Кузни и Уважаемая Мать
Морадин, Кователь Душ - лидер дварфийских богов. Известный как Отец Дварфов и Всеотец, он бог народа дварфов в целом, а также бог созидания, защиты и дварфийских ремесел (таких как кузнечное дело или работа с камнем). Его жена - Уважаемая Мать, Берронар Истинно Серебряная - богиня домашнего очага, клятвы, верности, преданности, честности и чести.
Боги битвы
Клангеддин Сребробородый - дварфийский бог войны и доблести. Горм Галтин, также именуемый Лордом Бронзовой Маски и Огненными Глазами, бог защиты и осторожности, хранитель дварфов. Хаэла Светлый Топор - богиня удачи в бою и покровительница дварфийских бойцов.
Боги ремесел
Думатоин, Хранитель Секретов под Горой - покровитель щитовых дварфов, а также бог захороненного богатства, горной промышленности, исследований, драгоценных камней и страж мёртвых. Шариндлар, леди Жизни и Милосердия - богиня исцеления, романтической любви и плодородия, часто ассоциируется с луной
Боги дальних мест
Бог изобретений и открытий Дагмарен Светлая Мантия, также известный под именами Блуждающий Исследователь или Сияние в Глазах. Мартаммор Дьюин - бог путешественников, покровитель экспатриантов и проводников, божество дорог и молнии.
Боги богатства
Вергадэйн, именуемый Торговым Королём, - бог воров (повелевший своим последователям никогда не красть у других дварфов), удачи и шанса, а также торговли и переговоров. Аббатор - бог жадности, иногда изображается в виде дракона, преисполненного зависти к чужому богатству, который ревностно следит за накопленными им сокровищами.
Боги зла
Ладугуэр - покровитель дуэргаров, бог магии и тех ремёсел, которыми не управляет Морадин. Также почитаема среди дуэргаров Глубинная Дуэрра - богиня завоеваний и силы разума.