В одной из своих прошлых статей я уже рассказывал вам о том, что самую ужасную работу в мире выполняют индийские чистильщики канализаций. Более подробно об их непростом деле можно почитать вот здесь:
Грязное, опасное и, что самое обидное, чудовищно низкооплачиваемое дело, в процессе которого индийцы вынуждены с головой погружаться в нечистоты, выныривая лишь для того, чтобы сделать очередной вдох, тем не менее весьма востребовано в Индии, и, несмотря на очевидные риски для жизни, люди продолжают вычищать канализационные стоки, дабы заработать хоть какие-то деньги. Но, к сожалению, чистка канализаций является отнюдь не самой опасной работой в Индии.
Слышали ли вы что-нибудь о черной гималайской соли? Наверняка, немногое, поскольку данный продукт не слишком распространен в наших широтах, зато в Индии является не только одной из самых популярных специй, но и настоящим лекарственным средством, применяемым в индийской медицине Аюрведа.
Вообще черная соль, или как ее называют в Индии «Kala Namak», имеет природное вулканическое происхождение, поэтому и добывают ее на горных участках с высокой концентрацией сероводорода, который наделяет черную соль своеобразным запахом и вкусом.
«Kala Namak» состоит из хлорида натрия с примесями сульфида железа, магния и, собственно, сероводорода.
Однако, как нетрудно догадаться, добыча черной соли из ее «естественной среды обитания» - дело довольно трудоемкое и затратное, поэтому в Индии, в один прекрасный момент, появилась фабрика, специализирующая на добыче или, лучше сказать, на производстве черной соли. И условиям работы на этой фабрике не позавидуют даже вышеупомянутые чистильщики канализаций.
Производство черной соли осуществляется посредством самодельных каменных печей, разогретых до температуры в 1000 градусов Цельсия.
И эти печи, надо сказать, не отличаются надежностью – они время от времени разрушаются, доставляя работникам ряд неудобств, вплоть до травм и ожогов. Однако на это мало кто обращает внимание и, восстановив печи и залечив ожоги, работники продолжают свое нелегкое дело.
Так как Индия страна крайне бедная, и хорошее топливо для работы печей здесь найти довольно сложно, используются более доступные материалы – например, коровий навоз, которого в Индии, по понятным причинам, в избытке.
Когда же и навоз заканчивается, то вход идут старые велосипедные покрышки, поэтому можете себе представить, в каком смраде и смоге вынуждены работать индийцы. Иногда печи растапливаются при помощи дизельного топлива, однако такой вариант является весьма затратным и применяется крайне редко и только в экстренных случаях, когда никакого другого топлива в наличие нет.
Когда печь раскалена до предела, работники опускают в нее круглые горшки, до краев наполненные солью с озера Самбхар) крупнейшего соленого озера в Индии, на секундочку), измельченными ароматными травами и фруктами.
Кстати, уникальные вкусовые качества, за которые гурманы по всему миру ценят черную соль, появляются после того, как смесь ароматных трав и фруктов как следует прогорит и отдаст свой вкус соли.
Ну а чтобы как следует прогореть, горшки разогреваются до каких-то невероятных температур, что зачастую приводит к сильнейшим ожогам у работников, поскольку о технике безопасности на полулегальной фабрике, конечно же, мало кто вообще слышал.
Кроме того, чтобы поддерживать огонь в печах, индийцам приходится чуть ли не «нырять» в раскаленные очаги, вдыхая вреднейшие пары, исходящие от сгоревших покрышек.
А так как производство одной партии черной соли длится порядка 24 часов, и все это время работники не имеют права покидать свое рабочее место, то и ночуют они зачастую здесь же, у печи, что также является одной из самых частых причин несчастных случаев.
Как правило, горшки с уже готовой соляной смесью извлекают из очага глубокой ночью, причем не используя для этого никаких специальных средств. У работников нет даже банальных перчаток, способных защитить их руки от высоких температур, и закрытых ботинок!
Индийцы, ловко орудуя самодельными тяпками, выуживают горшки с солью из печей, поднимают их, дабы проверить на готовность, а затем разбивают.
Но даже несмотря на то, что большинство работников уже, так сказать, набили руку, едва ли эту процедуру можно назвать легкой. Один горшок весит порядка 35 килограмм, а во время «приготовления» он настолько прочно прижаривается к соляной массе, что в буквальном смысле становится с ней единым целым.
Поэтому после того, как горшок будет разбит, работнику необходимо отделить драгоценную черную соль от черепков горшка.
В дальнейшем черные соляные комья не перетирают на крупицы, как это обычно делают с белой солью, а оставляют в первоначальном виде и отправляют на продажу.
Секрет прост: цельный солевой камень в Индии считается признаком качества, а значит, чем больше кусок, тем выше его стоимость на рынке. Кроме того, если «Kala Namak» измельчить, скажем, в ступке, то она распадется на составляющие: на соляные гранулы и спеченные с ними травы и фрукты. А, главное, соль побелеет.
Несмотря на то, что спрос на черную соль «Kala Namak» из года в год только возрастает, фабрика находится в крайне плачевном состоянии и постоянно нуждается в рабочей силе.
Из-за ужасных условий труда и, как часто это бывает в Индии, низкой зарплаты, идти на заведомо вредное и опасное производство не хотят даже самые бедные индийцы. Видимо, для многих жизнь все же ценнее нескольких рупий в день!
К тому же навык изготовления черной соли передается по наследству, от отца к сыну, и нигде этому специально не учат. Более того, сам владелец импровизированной фабрики не владеет какими-то специальными знаниями для организации производства и не имеет финансовой возможности установить более современное и, чего уж там, более надежное оборудование.
Поэтому на данный момент фабрика по производству черной соли «Kala Namak» является самым опасным местом работы в Индии, а ее сотрудники ежедневно рискуют собственной жизнью, растапливая самодельные печи и тягая голыми руками тяжеленые горшки с солью.
Большое спасибо за лайк под этой статьёй!
Обязательно подпишитесь на мой Dzen канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!
А также подписывайтесь на мой Telegram канал, где выходит ещё больше информации и новостей о Южной Корее от человека, который живёт в самом центре Корейского полуострова!