Сегодня мы привыкли к фантастическим фильмам и литературе с космическими городами и колонизацией других планет, но в 1920-х годах XX века концепция парящего города была настоящей сенсацией.
В те годы учёные Советского Союза мечтали о скором открытии новых планет и расселении человечества по всей Вселенной. Эта мечта породила научно-фантастическую философию «космизм». Под её влиянием пионер советской космонавтики Константин Циолковский разрабатывал проекты космических кораблей, а советские художники и поэты объединялись в сообщества биокосмистов-имморталистов.
В то время многим казалось, что скоро удастся преодолеть силу гравитации и покорить природу. Коммуны будущего представлялись парящими над Землёй, превращённой в огромный космический сад.
Футуроконструктивизм, одно из ведущих направлений архитектуры того периода, сосредотачивался на функциональности сооружений, используя фантастические вариации будущего. Молодым архитекторам в советских художественных вузах преподавали рационализацию форм и поощряли смелые эксперименты.
Проект «Летающего города» был создан архитектором Георгием Крутиковым в 1928 году, когда он был студентом. Этот амбициозный дипломный проект, созданный в Ленинградском Высшем художественно-техническом институте, даёт представление о будущем архитектуры, свободной от традиционных ограничений и границ.
Крутиков представил свою работу, впечатлившую своей смелостью и новаторством. Он детально проанализировал предложенную концепцию, стремясь построить комфортное жильё для советских граждан в стратосфере.
В своём проекте Крутиков разработал планировку города, типы домов и универсальное транспортное средство. Он провёл всестороннее исследование научных, технических, социальных и биологических аспектов, обосновывая реальность и необходимость создания воздушного города.
Аналитическая часть проекта, озаглавленная «Предпосылки к работе», состояла из 16 планшетов, на которых Крутиков графически представил проблему «подвижной архитектуры». Он использовал разнообразные изображения и схемы, чтобы проиллюстрировать свою идею.
По мнению архитектора Крутикова, современный город разделял своих жителей по социальному и материальному признакам. Зажиточные люди проживали в престижных районах, тогда как малоимущие обитали в трущобах. Прогрессивный урбанизм Крутикова стремился перестроить городскую среду так, чтобы условия жизни были равными для всех.
Молодой архитектор утверждал, что каждая общественная формация создаёт свой уникальный тип города. Феодальная эпоха — центрально-радиальную структуру с крепостью в центре, капиталистическая — прямоугольную планировку с пересекающимися под прямым углом улицами. Новый общественный строй должен был «оторвать» человечество от земли.
Крутиков проделал обширную аналитическую работу, разрабатывая оптимальные планировки и типы жилых зданий. Важную роль в его концепции играл транспорт, позволяющий людям перемещаться в воздушный город.
Может показаться, что это научная фантастика, но инженер Георгий Крутиков тщательно разработал проект летающего города. Он провёл глубокий анализ данных и представил исследования в области биологии, инженерии и других научных дисциплин. Комиссия признала, что воздушный город не только возможен, но и необходим для процветания государства.
Крутиков был чрезвычайно убедителен и вдохновлён своими идеями. Его уверенность передавалась всем, кто изучал концепцию летающего города.
Какими же инженер представлял себе коммунистические дома? Он видел их как несколько высотных зданий, расположенных на круглой подвесной платформе. Платформа была полым конструктивным элементом, внутри которого находились разнообразные хозяйственные и подсобные помещения. Сами здания Крутиков видел в облике домов-коммун.
Основной целью было освободить поверхность Земли, чтобы на ней можно было строить крупные промышленные объекты и масштабные заводы.
Летающий город состоял из двух главных частей: вертикальной жилой зоны, которая парила в воздухе, и горизонтальной производственной зоны, находящейся на поверхности земли. Жилая зона имела форму параболоида, сужающегося к земле, а её ось совпадала с центром производственной зоны.
На наружной поверхности параболоида находились жилые комплексы различного типа: развитая трудовая коммуна, компактный дом-коммуна и жильё гостиничного типа. Эти неподвижные жилые зоны формировали воздушные зоны летающих городов.
Все бытовые заботы и проблемы должны были переноситься в космос. Квартиры рассматривались как отдельные модули, а связь между ними осуществлялась с использованием индивидуальных кабин. Кабины оснащались мебелью и всеми необходимыми для жизни предметами, а их оболочка была сделана из мягких материалов. Люди могли легко сменить кабину, не нарушая общей структуры.
Для перемещения между жилищами и городами людям пришлось бы летать в космическом пространстве. Для того чтобы попасть в город с Земли, требовался специальный транспорт. Крутиков предусмотрительно разработал транспортное средство в форме капсулы, способное передвигаться по воздуху, воде и суше. Внутри такого транспорта предусматривалась мебель-трансформер.
Ещё одно важное дополнение заключалось в том, что такое транспортное средство можно было закрепить на высотном здании, превратив его во временное жильё, своего рода перевалочный пункт для прибывших с Земли. Это служило бы в роли космической гостиницы.
Крутиков был убеждённым рационалистом и активным участником Ассоциации новых архитекторов. При создании проекта «Города будущего» он сосредоточился на урегулировании социальных и архитектурных вопросов. Он рассматривал свой проект как начальный этап по выводу человечества и архитектурных форм в околоземное пространство.
Проект инженера Крутикова не был воплощён в жизнь, поскольку он оказался чрезмерно сложным и требовал значительных финансовых вложений даже на этапе экспериментальной проверки. Многие коллеги по инженерной профессии критиковали его, называя концепцию «Летающего города» слишком фантастической и утверждая, что её реализация невозможна.
Во время защиты диплома представитель городского коммунального хозяйства спросил у Крутикова, как возможно строительство такого города, на чём он будет держаться, и как можно решить проблемы с канализацией и водоснабжением. Георгий ответил, что верит в технический и научный прогресс и уверен, что со временем все эти вопросы будут решены. Хотя диплом он успешно защитил, проект так и остался лишь в теории.
Несмотря на то, что проект Крутикова не был реализован и небоскрёбы с советскими гражданами не поднялись в стратосферу, его работа продолжала вдохновлять многих студентов. Этот проект был своеобразным окном в будущее, которое манило каждого прогрессивного человека.
Вдохновение, полученное от работы Крутикова, оказало существенное влияние на формирование современных идей в области градостроительства.
В 1929 году студент факультета архитектуры Исаак Иозефович разработал проект под названием «Летающий Дом съездов СССР». По его концепции, в столицах каждой союзной республики должны были возвести «причальные» башни — огромные здания, включающие в себя зал заседаний, библиотеку, аудитории и гостиничные номера. Общая вместимость таких башен составляла около 3,5 тысяч человек.
По замыслу Иозефовича, между этими башнями курсировал бы массивный дирижабль, на борту которого находилось бы правительство страны. Такой воздушный транспорт стыковался бы с различными башнями, осуществляя управление государством и символизируя равноправие республик.
В 1930 году, через два года после проекта Крутикова, ещё один выпускник Высших художественно-технических мастерских, Виктор Калмыков, представил проект под названием «Сатурний». В этом проекте автор предложил возвести кольцевой город вокруг Земли, который будет удерживаться в атмосфере без опорных конструкций.
Несмотря на то, что грандиозные планы советских футуристов остались нереализованными и людям не удалось сделать здания летающими, современные архитекторы продолжают обращаться к подобным концепциям, вдохновляясь идеями прошлого.
< продолжение статьи > Валерия Курьянова, ИАиД
А также:
Летающий город в 7 серии проекта «Москва, которой не было»