Найти тему
Metal Head

VANISHING POINT: В ПОГОНЕ ЗА ИСЧЕЗАЮЩЕЙ ТОЧКОЙ

Иногда хочется выбраться из дебрей black/death и послушать что-нибудь легкое, непринужденное, не свалившись при этом в крайность. Такую возможность предоставляют австралийские парни из прогрессивной формации Vanishing Point – их воздушное, атмосферное звучание создает иллюзию полета, вводит в состояние отвлеченного созерцания и меланхолии.

Несмотря на присутствующие местами задор и скорости, саунд у группы в основном задумчивый, спокойный. Возможно такое ощущение возникает из-за некоторой размазанности композиций.

Очень интересный вокал Сильвио Массаро, о котором будет еще не раз упомянуто в данной статье, с небольшим надрывом и хрипотцой. Вокалист радует актерской игрой, он как бы проживает песни.

Группа образовалась в начале 1990-х в составе гитариста Томми Вукура, барабанщика Джека Лукича и басиста Джо Дель Мастро из более ранней группы Eye. Вокалист Сильвио Массаро и клавишник Пеп Саммартино пришли в группу в середине десятилетия, и она сменила название на Vanishing Point.

Вскоре после этого Эндрю Уайтхед присоединился к коллективу в качестве второго гитариста. Группа сосредоточила свои усилия на написании песен и записи своего первого альбома.

«In Thought» («В задумчивости», 1997) писался в 1996-м и выпущен в Европе немецким лейблом Angular Records. В следующем году он был переиздан в Австралии мельбурнским лейблом Metal Warriors. В переиздание был включен бонус-трек "Inner Peace", в котором участвовал новый гитарист Крис Порчанко, заменивший Эндрю Уайтхеда.

Сказать о первенце особенно нечего. Ни хорошего, ни плохого. Композициям на нем не хватает ни гармонии, ни воздушности, все что радует, так это очаровательный вокал и атмосферные клавиши.

Наибольшим минусом для меня стало несоответствие звучания всех инструментов и баса – впечатление такое, что все взлетели и откуда-то сверху ниспускают рулады, а басиста забыли и он копошится на земле. Альбом сделан очень ровно в плане соотношения быстрых и медленных песен, замечательное звучание, немного угловатые аранжировки и обложка – чудо компьютерной графики 90-х годов.

В 1999 году группа выступала на разогреве у Ингви Мальмстина, прежде чем Пеп Саммартино не покинул группу, чтобы заняться другими делами. Его заменил Дэнни Олдинг. Вскоре после этого Vanishing Point отправились в Германию на фестиваль Wacken Open Air весной 2000-го.

Позже в том же году второй альбом группы «Tangled in Dream» («Запутавшийся во сне», 2000) был выпущен в Австралии лейблом Metal Warriors, а за рубежом - немецким лейблом LMP.

При прослушивании этого альбома австралийцев внутри меня всякий раз просыпается продюсер – мол, вот бы сделать гитары поплотнее, барабаны помощнее, разнообразить клавиши, здесь увеличить темп, эту музыкальную тему сократить… В общем, стоит сказать честно – группу тут можно назвать лишь середнячком. Но, тем не менее, помимо ряда пионерских недочётов у коллектива есть главный козырь, благодаря которому этот альбом время от времени хочется переслушивать не без удовольствия – а именно вокал.

Приятный баритон Сильвио Массаро, немного напоминающего Рэя Олдера из Fates Warning, плюс грамотно построенные вокальные партии (и ритмически, и мелодически) и их аранжировка (обработка вокала, нужное и уместное количество бэков и т.д.) делает песни достаточно запоминающимися, а при грамотном продакшне они бы могли звучать на порядок лучше.

Несмотря на это, «Tangled In Dream» я назвал бы весьма удачной и самой разнообразной работой австралийского коллектива, и его двухдисковое переиздание, выпущенное по лицензии на Фоно – хороший повод ознакомиться с этим достаточно интересным альбомом.

Стилистику Vanishing Point тут можно обозначить как melodic progressive metal или даже neo progressive metal, ведь, по сути, никаких супер-наворотов австралийцы не демонстрируют, а самый заковыристый проговый франмент в «I Will Awake», по иронии судьбы, звучит крайне вымученно и даже неуместно. Но при этом и самый лучший трэк как альбома, «Never Walk Away» имеет продолжительность более восьми минут.

И хотя можно было сделать из него более компактный хит, песня хороша и в таком виде, в основном, благодаря блестящим мелодиям. Начиная от почти готических куплетов, далее через пред-припев, уже к самому припеву композиция как бы идёт по восходящей как в нотном, так и эмоциональном плане.

Добрая половина альбома также весьма неплоха, особенно его среднетемповое начало в виде открывающих композиций «Surreal» и «Samsara», но вот по части медляков тут явный перебор. Несмотря на то, что все песни отличаются одна от другой по настроению, а вокальные партии хороши практически везде, вся вторая половина 67-минутного альбома страдает от явного недостатка динамики и не совсем удачных аранжировок.

Особенно это касается самой, пожалуй, слабой композиции «Bring On The Rain» со странным барабанным ритмом, которая могла бы быть более приемлема в укороченном акустическом варианте. Также слишком затянуты «The Real You» (которая, правда, приятно радует «зеппелиновскими» мотивами), или «Father (7 Years)» с неплохим атмосферным вступлением в духе Pink Floyd.

Бонус-диск также достаточно интересен: на нём представлены два неплохих японских бонуса с более поздних альбомов, в том числе приятная акустическая баллада «The Endless Road»; новая, утяжелённая и переанжированная версия «Samsara II» – сыгранная и записанная гораздо лучше, но довольно спорно спетая; два кавера – весьма интересная и неожиданно паверизированно-темповая перепевка Pink Floyd’овской «On The Turning Away», которая шла хидден-трэком на японском издании диска и также кардинально металлизированная «Separate Ways» от Journey.

Ну, и под конец слушателя ждут 5 трэков с акустического сета, увы, полубутлежного качества, причём, две из которых – с откровенно слабого дебютника, но при этом среди них отмечу неожиданно-убаюкивающую версию изначально драйвово-пауэрной «Hollow».

Следующие восемнадцать месяцев были для группы напряженным периодом. В конце 2001 года Vanishing Point вернулись в Европу для тура с Gamma Ray и Sonata Arctica, во время которого Олдинг играл на клавишных в Gamma Ray. Вернувшись в Австралию в 2002-м, они совершили турне по стране с немецкой группой Edguy.

Олдинг ушел из Vanishing Point вскоре после завершения тура. В 2003 году Vanishing Point отправились в студию для записи своего третьего альбома. За это время они дали редкое живое выступление на ежегодном и престижном, а ныне несуществующем фестивале Metal For The Brain в Канберре.

Основные события следующего календаря были следующие: Леонард Копилас из Manic Opera ненадолго присоединился к группе в качестве клавишника и Vanishing Point прекратили сотрудничество с Metal Warriors. В 2005 году группа дала еще одно живое выступление с Nightwish в родном Мельбурне в рамках своего австралийского тура.

Альбом «Embrace the Silence» («Прими тишину в объятья», 2005) был выпущен в середине года после очень долгого процесса записи. Он был выпущен на международном уровне их новым лейблом, немецким Dockyard 1, а на австралийском рынке - Riot, базирующимся в Вуллонгонге.

На создание третьего альбома у музыкантов из Vanishing Point ушло аж 5 лет. За это время в состав влились клавишник и басист, слегка подрос уровень продакшна, а в плане стилистики группа взяла ориентир на более темповой (но и слишком стандартный) европауэр.

С одной стороны, альбом звучит более ровно, а также радует несколькими яркими вещами, с другой – музыка стала гораздо больше насыщена клише, которые могут разочаровать тех, кто ожидал от группы значительно более сложного материала, раз уж на австралийцев навесили этот громогласный, но не совсем адекватный в данной реальности ярлык «progressive».

По сути, чисто пауэрных, скоростных трэков на альбоме добрая половина, в числе которых есть и совсем банальные («Insight»), и вполне цепкие (как открывашка «Hollow» или мой фаворит «If Only I», который даже слегка отдаёт задором ранних Blind Guardian!). Две баллады и заезды в мелодичный хард-рок в паре трэков звучат нарочито коммерчески, но порой тоже радуют приятной мелодикой (например, проходной и скучный трэк «Season Of Sundays» буквально спасён ярким припевом).

Самыми удачными, на мой взгляд, у австралийцев получились среднетемповые мелодик-хэви трэки, – это «My Virtue», «Live To Live» и «Somebody Save Me». При этом все композиции содержат прогрессивные элементы, а почти половина имеет хронометраж около семи минут, но на самом деле они ориентированы скорее на запоминающиеся вокальные партии, чем на сложные, ломаные ритмы, характерные для классического progmetal.

Каждый раз, когда группа пытается что-то слегка наворотить, это получается весьма неубедительно (например, такие тру-проговые вставки не совсем красят композиции «A Life Less» или уже упомянутую проходную «Insight»).

Красивый вокал Сильвио Массаро – это, конечно, главный козырь группы, одаряющий её особой притягательностью и сглаживающий значительные технические и продюсерские косяки, которых, увы, многовато. Думаю, именно качество звука, не дотягивающее на этом релизе до мировых стандартов, во многом стало для Vanishing Point неутешительным вердиктом и не позволило завоевать более широкую аудиторию.

Гитары достаточно сырые, техника игры весьма средняя, а аранжировки также не столь богаты – эпизодические бледные оркестровки и вкрапления электроники не впечатляют, а клавишник Леонард Копилас, записавший с ними лишь этот единственный альбом, хоть и блеснул рядом неплохих фортепианных тем, в основном, эксплуатировал дешёвенькие фоновые синтезаторные звуки.

Ну, и длительность альбома в 79 минут также не играет на руку австралийцам, ведь даже самый яркий материал за это время может утомить любого благосклонного к группе фэна, и сокращение двух-трёх трэков могло бы стать ещё одним плюсом этого, по сути, очень неплохого диска.

Хотя, на мой взгляд, он уступает предшественнику по идеям, наверняка многие поставят его на первое место в дискографии австралийцев, оценив растущий профессионализм и динамичность материала.

Далее же группа продолжала расти, но, к сожалению, за исключением отдельных хитовых композиций, музыка становилась всё более скучной. Поэтому для ознакомления с Vanishing Point «Embrace The Silence», пожалуй, наиболее предпочтителен.