3,9K подписчиков

“Обратно во мрак” (2024, Back to Black): Старомодная девушка современности

1K прочитали

Черноволосая девушка в шортах, с огромным пучком на затылке, с цепью на шее и яркими стрелками на глазах – отличительные черты Эми Уайнхаус – бежит куда-то, не чувствуя ног, а её голос за кадром говорит: “Я хочу, чтобы люди слышали мой голос. И на пять минут забывали о своих проблемах. Я хочу, чтобы меня запомнили как певицу за мои аншлаговые концерты в Уэст-Энде и шоу на Бродвее. За то, что я – это я”.

За кадром очень приглушённо слышен гул толпы как на концерте, подтверждающий, что речь идёт о ком-то очень значимом на музыкальной сцене.

Таково начало фильма. Оно правда хорошее, многообещающее. Но не всё так гладко получилось у режиссёра Сэм Тейлор-Джонсон на протяжении всего хронометража.

Постер к байопику "Обратно во мрак" (2024), режиссёр Сэм Тейлор-Джонсон
Постер к байопику "Обратно во мрак" (2024), режиссёр Сэм Тейлор-Джонсон

Сюжет

Начало 2000х, Лондон. 18-летняя Эми Уайнхаус (в исполнении Марисы Абелы) – из еврейской музыкальной семьи – выступает в пабе The Dublin Castle с песнями собственного сочинения. Вскоре её друг устраивает ей знакомство с менеджером из 19 Management, что позже приводит её к заключению контракта с Island Records и релизу первого студийного альбома под названием Frank.

Эми набрала популярности, но её хватало только на британском уровне. Frank занял 13 строчку лучших альбомов года, но лейбл рассчитывал на первую десятку, где воцарились Кэти Мелуа и Джосс Стоун, а юной Уайнхаус не удалось потеснить коллег. Из-за отсутствия оглушительного успеха дебютной пластинки тур по США был невозможен, боссы лейбла стали настаивать на переосмыслении образа начинающей певицы, чтобы она убрала гитару и больше обращалась к слушателям.

Эми такое не понравилось, она не хотела переламывать себя, потому решила взять паузу от музыки. В тот же вечер она познакомилась в пабе с Блейком Филдером-Сивилом, который очень изменит её жизнь.

Кто такая Эми Уайнхаус (Amy Winehouse) и её особенности

1990-е годы ознаменовались расцветом гранжа и альтернативной музыки, в то время как начало 2000-х окрасилось эмоциями, в песнях появились темы потери из-за 11 сентября. Хип-хоп музыка заняла место рок-музыки, а мир поп-музыки в основном контролировался руководителями крупных музыкальных лейблов, которые создавали группы по формулам 1990-х. Среди самых известных исполнителей того времени были Эминем, 50 Cent, Гвен Стефани, Arctic Monkeys. Эти (и многие другие, подобные им) исполнители помогли сформировать звучание музыки в ту эпоху.

А британская певица и автор песен, сочетающих джаз, соул и рок, Эми Уайнхаус (Amy Winehouse) – главная героиня, ради кого создан этот фильм – стала не просто ярко вспыхнувшей звездой на музыкальной сцене, как, например, Бритни Спирс, Girls Aloud, Spice Girls или Джастин Тимберлейк в дополнение к уже названным артистам. Среди них всех она стала настоящим явлением, очень редким для музыкальной истории. Она была старомодной девушкой современности. Сочетание джаза, соула и рока в творчестве Уайнхаус отличали её от других певиц того музыкального периода, кто предпочитал делать ставку на внешний вид и шоу. А она не хотела соответствовать общепринятым ожиданиям.

Её творчество не было обычным привязчивым мотивом, который круто включать на вечеринке и дискотеке, оно требовало внимания, её песни были ценны не только из-за музыки, но из-за мощного, проникновенного голоса – её прекрасного контральто. Как она исполняет текст, рассказывает его и как меняются переливы. Вокальный стиль Уайнхаус был самобытным, с широким диапазоном и сильной эмоциональной подачей.

Одной из особенностей, которая сделала Уайнхаус выдающейся вокалисткой, были её технические способности. У неё было природное чувство такта, она прекрасно владела своим голосом, обладая чистой и чёткой подачей и широким диапазоном, она умела брать высокие и низкие ноты. Она пела очень искренне, что было редкостью в поп-музыке, хотя её тексты и затрагивали обычные темы – любовь, разбитое сердце и зависимость. Но голос доделывал основную работу – через него тексты находили отклик у слушателей, придавая выступлениям особую силу.

Было бы очень круто подчеркнуть в фильме две части жизни девушки, её публичный образ, шумиху вокруг имени и творчества, восприятие поклонниками, а за кулисами – настоящие чаяния Эми, как она воспринимала себя сама. Она не считала, что её единственное призвание заключается только в музыке, она хотела стать женой и матерью. И да, конечно, она была нездорова – булимия и алкогольная зависимость были её постоянными спутниками и сильно омрачали её жизнь.

“Ты пахнешь выпивкой и куревом.” – “Это мои духи – Chanel номер Паб”.

Каким получился фильм

В фильме режиссёр Сэм Тейлор-Джонсон пунктиром наметила масштаб популярности певицы (да и толком она не прорисовала, что Уайнхаус действительно была очень популярна и самобытна), сделала наброском её личность – она отметила, что та была особенно близка с бабушкой Синтией и отцом Митчем, а также постоянно делала татуировки, отмечая важные события в своей жизни, но вот особенно Тейлор-Джонсон сконцентрировалась только на личной жизни Эми Уайнхаус и её зависимостях. То, что она много пила и была слепо влюблена в Блейка Филдера-Сивила, отображено достаточно убедительно.

Уайнхаус и Филдер-Сивил познакомились в пабе The Good Mixer в любимом певицей Камдене в 2005году. Их роман действительно разгорелся ярко и быстро. И она действительно запечатлела начало любви в татуировке – сделав на груди кармашек, поверх которого набито имя Blake.

Эми и Блейк (в исполнении Джека О’Коннелла) в фильме
Эми и Блейк (в исполнении Джека О’Коннелла) в фильме

Эми на тот момент имела только альбом Frank за плечами. Блейк был помощником по видеопроизводству, он имел отношение к созданию рекламных и музыкальных роликов. В реальности они правда влюбились друг в друга, когда познакомились. Но их отношения не были безоблачными – они были омрачены неверностью, хаотичными расставаниями и встречами, а также употреблением наркотиков каждой из сторон. Более того, Блейк ‘познакомил’ Эми с героином (в фильме об этом не говорится).

настоящие Эми Уайнхаус и Блейк Филдер-Сивил
настоящие Эми Уайнхаус и Блейк Филдер-Сивил

То, что показано в фильме, скорее всего необходимая для любого художественного произведения драматизация, чтобы лаконично показать, что именно связывало пару.

Сюжетная линия Блейка и Эми – это типичная токсичная любовь, в которой погибающая сторона – это именно Эми. Она алкозависимая, он употребляет кокаин. Она сначала выражает свой протест относительно порошка, но ради него готова и попробовать. Он сразу открывает ей, что ему негде жить, он ночует на диванах своих друзей и ему нравится портить себе жизнь. Но она очарована его голубыми глазами и готова пойти за ним на край света. Их любовь чередуется с поцелуями и побоями. Она мечтает стать женой и матерью, а он хочет жить свободно. И единственное, что может заставить его заключить с ней брак, это необходимость поправить свои финансовые проблемы. Но она, конечно, не должна об этом узнать. Тем более, у неё карьера пошла в гору, потому с деньгами проблем быть не должно, а так как она его очень любит, то примет обратно, что бы он ни сделал ранее.

Их эмоциональные отношения заканчиваются снова по инициативе Блейка. Он отбывал двухлетний срок в тюрьме за нападение на владельца паба. Эми с нетерпением ждала его освобождения, а он ждал, когда сообщит ей о своём решении расстаться.

Ироничная сцена получилась – будучи в тюрьме, Блейк нашёл способ освободиться… от жены. Когда она пришла на свидание, то по языку тела было очевидно, кто из них действительно любит, а кто позволяет себя любить. Она хотела повидать его, а он обвинил её, что все в тюрьме считают, что неприятности у его жены на воле по его вине (якобы потому, что она переживает). Блейк сообщил: тюремный консультант просветил его, что их отношения токсичные созависимые, им нужно развестись и перестать соревноваться в своих пагубных пристрастиях.

Для тех, кто не знает эту певицу, возможно, толком и не поймут, в чём особенность этой истории, посмотрев фильм. На его основе может показаться, что это была просто местная камденская музыкантша, склонная к лишнему употреблению алкоголя, которая не справилась со своими чувствами, когда в её жизни началась чёрная полоса – её любимая бабушка сообщила, что у неё последняя стадия рака лёгких, а позже возлюбленный вдруг решил вернуться к своей прежней любовнице. И даже переезд в Нью-Йорк не излечивает от нанесённых жизнью ран – в нью-йоркской студии Эми признаётся себе, что Блейк её сломал. Она пишет второй альбом, который вбирает в себя все мрачные мысли, появившиеся в депрессивный период. Пусть её личный альбом 2006 года, названный Back To Black, признаётся всемирно известным и мегауспешным, завоевав пять Grammy, сама Эми счастливой от этого не становится.

После выхода в марте 2007 года второго альбома Back to Black в США у Эми Уайнхаус начали проявляться явные признаки наркотической и алкогольной зависимости. Её тур по США был отменён после серии беспорядочных выступлений и появлений на телевидении, когда певица заявила, что страдает от переутомления. В октябре того же года Уайнхаус и Филдер-Сивил были арестованы в Норвегии за хранение марихуаны.

Для поклонников певицы байопик может выглядеть как обесценивание, потому что показывает лишь спившуюся женщину, буквально зарывшую свой талант под бутылками и токсичными отношениями.

Их может разозлить, что авторы байопика слишком много усилий потратили на то, чтобы достичь внешнего сходства, а личностные качества и творческие успехи оставили за скобками. Каким всё же был артист за кулисами? Особенно чёткого ответа тут не даётся.

Возможно, Сэм Тейлор-Джонсон приняла осознанное решение сделать именно такой усечённый портрет. В качестве эпиграфа звучат слова за кадром: “Я хочу, чтобы люди слышали мой голос. И на пять минут забывали о своих проблемах. Я хочу, чтобы меня запомнили как певицу за мои аншлаговые концерты в Уэст-Энде и шоу на Бродвее. За то, что я – это я”. Но, по сути, Тейлор-Джонсон выделила из всего высказывания только “я – это я” и создала историю только человека, но не публичной личности, показав, как зависима и слаба была величайшая соул-джаз-певица начала 2000х. Голос сильный – человек слабый. И открывающая сцена отлично подчёркивает быстротечность жизни и карьеры Уайнхаус – как быстро она пробежала дистанцию (в прямом смысле). Всего за 27 лет, пополнив печально известный клуб. И фильм назван в честь её второго альбома Back To Black, чтобы подчеркнуть основную депрессивную линию жизни певицы, её горе и отчаяние.

Но всё же, когда речь заходит о таких неординарных персонажах, важно давать более развёрнутый портрет. Им и так достаётся при жизни от СМИ, кто пишет сплетни и вырывает из контекста фразы, сочиняя из них отдельные истории.

Финальная сцена фильма

Начало, финал фильма и выше упомянутая сцена разрыва получились, пожалуй, лучше всего. Они изящные, поэтичные и многозначительные.

В финале Эми уходит. Она просто исчезает, поднимаясь вверх по лестнице в своём доме. Финал напоминает по пронзительности последнюю сцену “Блондинки” (2022) Эндрю Доминика.

Черноволосая девушка в шортах, с огромным пучком на затылке, с цепью на шее и яркими стрелками на глазах – отличительные черты Эми Уайнхаус – бежит куда-то, не чувствуя ног, а её голос за кадром...-7

Только титр на экране сообщает, что случилось с Эми Уайнхаус дальше. В возрасте 27 лет она умерла 23 июля 2011 года в своём доме в Камдене. Думаю, это было верным решением не показывать бездыханное тело.

Официальной версией причины смерти Эми Уайнхаус является алкогольное отравление. В её крови было обнаружено количество алкоголя, в пять раз превышающее допустимую норму, с какой можно садиться за руль. Но Алекс Уайнхаус, старший брат певицы, позже заявил, что его сестру сгубила булимия. По его словам, многолетнее расстройство пищевого поведения сильно ослабило её здоровье. Приступы чрезмерного переедания сменялись депрессией и искусственно вызываемой рвотой. Алекс рассказывал также, что расстройство у Эми началось в 17 лет. Она со своими друзьями тогда намеренно объедались едой, густо сдобренной жирными соусами, чтобы потом опорожнить желудок. Если для её друзей это было странным развлечением, которое вскоре им наскучило, у неё же это переросло в зависимость.

После смерти Эми Уайнхаус её семья основала фонд её имени, помогающий молодым людям, страдающим от злоупотребления наркотиками и алкоголем. Фондом управляют Алекс и его отец Митч.

***

Пока смотрела этот фильм, вспомнила музыкальную сцену с миловидными исполнителями и как много их пострадало от зависимостей.

За талантом и харизмой стоят реальные черти. Когда начинаешь слушать песни этих звёзд, трудно допустить, что они скрывают, как они уязвимы и зависимы. Бритни Спирс – была непосредственной школьницей с двумя задорными хвостиками; Джастин Тимберлейк – позитивным парнем с кучеряшками, который пел весёлый поп; Ник и Аарон Картеры – белокурые братья, которые покорили поп-сцену, когда им ещё и 15 лет не исполнилось; Линдси Лохан – звезда молодёжных и детских фильмов, любимица подростков начала 2000х. Но в итоге миловидные ребята превратились в призраков самих себя с месяцами рехабов за плечами.