Игорь Фёдорович Стравинский (1882 - 1971) - русский и американский композитор, пианист и дирижер XX века.
На становление личности музыканта Стравинского повлияла семья. Отец - оперный певец. В доме Стравинских часто принимали актеров, поэтов, писателей, музыкантов (в их доме бывал Ф.Достоевский).
С 1904 по 1906 Стравинский берет частные уроки по композиции у Римского-Корсакова. Благодаря ему Игорь Фёдорович приходит к сюжетам русского фольклора (Римский-Корсаков огромное внимание уделял русскому народному творчеству).
Сергей Дягилев (организатор «Русских сезонов» в Париже, меценат, художественный деятель) услышал ранние пьесы Стравинского и оценил их по достоинству. Приняв предложение Дягилева в написании балетов для «Русских сезонов», Стравинский пишет свои 3 самых значимых и известных балета «Жар-птица», «Петрушка», «Весна Священная».
Новаторской стала «Весна Священная». Вместе с Николаем Рерихом (русский художник, сценограф, мыслитель, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель)
Стравинский обратился к сюжетам дохристианской Руси. По рассказам самого композитора ему приснился сон, в котором девушка до изнеможения танцует священный танец и погибает (в балете это финальный номер «Великая священная пляска (Избранница)»).
Содержание «Весны священной» композитор излагает следующим образом:
«Светлое Воскресение природы, которая возрождается к новой жизни, воскрешение полное, стихийное воскрешение зачатия всемирного»
Балет наполнен ритуальными танцами, поясками девушек и мужиков и языческими обрядами поклонения богами.
Кроме этого, Игорь Стравинский - ритмический реформатор. В балете были использованы многочисленные смены размеров, сложная полиритмия и полиметрия, иррациональные размеры. Именно после «Весны священной» многие композиторы (в особенности французские) стали уделять огромное внимание ритмической фигурации своих сочинений.
Итого, балет «Весна священная» принес огромную славу композитору Игорю Стравинскому, а также изменил отношение музыкантов к музыке, ритму и гармонии!