Найти тему

Путешествие на автомобиле по Архангельской области. Смотрим объекты деревянного зодчества в окрестностях Каргополя

Оглавление

Во время путешествия по Русскому северу, погружаешься в совершенно неповторимую атмосферу старины. Здесь как будто время сильно замедлило свой бег, и на окном автомобиля не XXI век, какой-нибудь там XVIII. В этих краях до сих пор сохранилось множество старинных деревянных строений. Это и жилые дома, и амбары и, конечно же культовые строения: церкви и часовни. При этом жилые дома встречаются постройки середины XIX века, а вот культовые сооружения, начиная с XVII. При том, что это не музейные экспонаты, а зачастую действующие объекты. В домах живут люди, в амбарах хранится утварь и запасы, а в церквях проводятся богослужения. К сожалению, постепенно все больше жилых домой забрасываются жителями, и без присмотра быстро разрушаются. А вот церкви, продолжает стоять. И вот интересно, что их строили простые русские мужики, зачастую имея минимум инструментов и не обладающие знаниями профессиональных архитекторов. А некоторые деревянные сооружения, высотой с современный десятиэтажный дом, уже стоят на своих местах по двести, триста, а то и больше лет.

Каргополь иногда называют Столицей русского севера. Я не буду рассуждать, насколько такое наименование обосновано, - оно имеет место быть. Он интересен сам по себе: и своей историей, и тем, что мы можем там увидеть в настоящее время. Но в этой статье я хочу рассказать об объектах деревянного зодчества, сохранившихся в окрестностях этого старинного русского города.

Каргополь
Каргополь

Итак, что же можно увидеть интересного в окрестностях Каргополя?

Сретено-Михайловская церковь в урочище Красная Ляга

N 61° 35.925' E 38° 39.662'

Вообще это место классический пример превращения нежилой деревни в урочище. От домов в настоящее время не осталось ничего. Все, что напоминает о бурлившей здесь жизни, это относительно читаемая главная улица и растущие по бокам старые деревья. Жизнь отсюда ушла, природа заметает следы. Сейчас только старые карты генштаба свидетельствуют о том, что здесь жили люди. Но нет ощущения гнета и безысходности. Действительно, все течет, все изменяется – это естественный ход событий. Так должно быть.

А посреди поля, окруженного со всех сторон лесом, возвышается стройная шатровая церковь. Сретено-Михайловская церковь построена в 1655 году.

Сретено-Михайловская церковь в урочище Красная Ляга
Сретено-Михайловская церковь в урочище Красная Ляга
Сретено-Михайловская церковь в урочище Красная Ляга
Сретено-Михайловская церковь в урочище Красная Ляга

Представьте, ей больше трех с половиной веков! В основании она имеет восьмигранный сруб с двумя симметричными прирубами. Для Поонежья это редкий тип церкви, ограниченно встречавшийся только в верхнем и среднем течении. До настоящего времени памятник дошел в сильно перестроенном виде. В начале XX века при ремонте были переделаны окна, изменено покрытие западного прируба, над полицами устроен сокративший размеры шатра постамент. Стены церкви получили дощатую, обильно декорированную обшивку. Сейчас церковь закрыта на замок, а лет 15 назад, когда я побывал здесь впервые, еще можно было зайти внутрь.

Внутри Сретенской церкви. Фото из архива 2008 г.
Внутри Сретенской церкви. Фото из архива 2008 г.

Вот такое вот «обычное» деревянное чудо на обычном русском поле. Фантасмагорическая свечка храма. Ощущения, скажу я вам, удивительные - огромная поляна, абсолютная пустота вокруг и одинокое сооружение. Настолько нереальная картина!!! Как будто-то на планету спустилась космическая ракета из мультиков далекого детства.

Урочище Красная Ляга
Урочище Красная Ляга

Как добраться до Сретено-Михайловской церкви?

Да в общем то не сложно. В деревне Ватмановская, что находится на трассе Пудож-Каргополь, в точке N 61° 35.420' E 38° 35.345' нужно свернуть по указателю на деревню Кучепалда и проехать 6 км по грунтовой дороге. Дорога ведет на карьер, поэтому поддерживается в хорошем состоянии. Проехать можно на любом автомобиле. С дороге вы и увидите эту церковь одиноко стоящую в поле. На внедорожнике, можно подъехать вплотную к строению. Низкосидящую машину стоит оставит метров за 200 до церкви на проселочной дорожке.

Деревня Кучепалда

N 61° 37.900' E 38° 37.400

Если проедете ещё 5 км по основной грунтовке, то попадете в деревню Кучепалда. Это тоже уже заброшенная деревня. Здесь совсем нет людей, зато есть среда их обитания. Брошенные дома, сараи, заросшие бурьяном огороды. Пустые глазницы окон... В ней в приличном (жилом) состоянии сохранился всего один дом. Остальные уже сильно руинированны.

Кучепалда. Сохранившийся дом.
Кучепалда. Сохранившийся дом.

Когда-то в центре деревни было небольшое озеро почти круглой формы. И, в отличие от других деревень, все дома в Кучепалде смотрели на озеро. Получилась уникальная круговая планировка деревни. Единственная деревенская улица огибала озеро. А на берегу стояли баньки, мостки...

Баньки всё ещё стоят, вот только озера больше нет! Карстовое озеро, как говорят, ушло под землю в одночасье. Будто бы встали утром люди, а озера нет.

Кучепалда. Остатки деревни
Кучепалда. Остатки деревни

Село Лядины и его церкви

N 61° 33.580' E 38° 19.350'

Первое упоминание о селе Лядины (другое название – Гавриловская) относится к XVI в. Название Лядины обозначает «поросшее лесом поле».

Облик села определял удивительной красоты архитектурный ансамбль. Памятник, считающийся одним из шедевров деревянного зодчества, включал в себя двенадцатиглавую Богоявленскую церковь (1793 г.) с пышными куполами, трапезной и очень своеобразным круглым западным крыльцом, украшенном росписями; шатровую Покровскую церковь (1761 г.) и восьмигранную шатровую колокольню (1820 г.). Такой вот тройной ансамбль, характерный для деревень Русского Севера срубили местные жители. В былые времена крестьяне собирались всем миром и решали, кто будет строить. Мастеру и его помощникам давались широкие полномочия – община доверяла строить храм по собственному разумению, «как мера и красота скажут». Это был один из четырех сохранившихся в России тройных деревянных ансамблей.

Богоявленская церковь ныне отреставрирована и неплохо выглядит.

Богоявленская церковь в с. Лядины
Богоявленская церковь в с. Лядины

А вот Покрово-Власьевская церковь и колокольня к большому сожалению, 5 мая 2013 года сгорели во время пожара, возникшего от удара молнии. Огонь очень быстро распространялся сверху вниз по старинным деревянным конструкциям. Пожарные, когда приехали, уже ничего не смогли сделать. С трудом отстояли Богоявленскую церковь Которая также находилась в непосредственной близости от горевших храма и колокольни. Очень, очень жаль эти объекты. А в Покровской церкви можно было увидеть хорошо сохранились «небеса» - расписанные на библейские сюжеты своды – ярчайшая грань художественного наследия Русского Севера. Но ныне они утрачены безвозвратно. Мне ещё посчастливилось увидеть весь этот ансамбль в целости, в 2008 году. Тогда велась активная реставрация и думали, что всё будет только лучше. Но увы…

Фото из архива 2008 года. Виден весь тройной ансамбль
Фото из архива 2008 года. Виден весь тройной ансамбль

Исторические традиции в селе Лядины бережно сохраняются учениками начальной школы. С 1994 года на ее базе действует Этнографический музей – мастерская, возглавляемый заведующей и учителем школы Н.Ф. Ворощук. Координаты музея: N 61 33.616 E 38 19.722

Церковь Иоанна Златоуста в Саунино

N 61° 33.146' E 38° 55.733'

Всего в 5 км. к северу от Каргополя, посреди большого села Саунино (Кипрово), стоит один из красивейших деревянных ансамблей Поонежья – церковь Иоанна Златоуста (1665 г.) и небольшая колокольня необычной формы.

Церковь Иоанна Златоуста в Саунино
Церковь Иоанна Златоуста в Саунино

Саунинская церковь является классическим образом наиболее распространенного типа деревянного шатрового зодчества, так называемого «восьмерика на четверике». Красота таких сооружений – в умело найденном соотношении нижнего четырехугольного сруба, поставленного на него восьмигранного сруба меньшей высоты, и главного украшения храма – высокого шатра.

Крыльцо церкви
Крыльцо церкви

Такие памятники архитектуры обычно содержатся закрытыми на замок. Если Вам посчастливится войти внутрь, то Вы сначала попадете в небольшой притвор, из которого низкая дверь ведет в просторное помещение трапезной. Потолочные доски лежат на мощном поперечном брусе – матице, а сама матица поддерживается двумя толстенными столбами. Столбы резные – в виде трех поставленных друг на друга дынек, разделенных поясками в виде жгута.

Внутри церкви
Внутри церкви

Войдя из трапезной в храм, отметим еще одну особенность шатровых церквей – эти огромные снаружи сооружения имеют довольно скромное молельное помещение. Высота интерьера храма равняется примерно трети его высоты. Переход конструкции от четверика к восьмерику и к шатру скрывает расписной потолок, "небо" сохранившийся здесь, в Саунино, едва ли не лучше, чем в любой другой деревянной церкви Каргополья.

"Небо" в церкви с Саунино
"Небо" в церкви с Саунино

Заброшенная часовня в урочище Грихневском

N 61° 41.723' E 38° 48.371

Стоящая в стороне от дороги, заброшенная часовня Архангела Михаила - памятник первой половины XIX века. Как и церковь в Красной Ляге, данная часовня примечательна тем, что стоит одна в пустом поле. Других строений деревни Грихневская (ранее называлась Грихновская) не сохранилось.

 Часовня Архангела Михаила в урочище Грихневском
Часовня Архангела Михаила в урочище Грихневском

Часовня в Грихневском в целом не замысловата. Тут нет необычных архитектурных решений, все просто. Это небольшая клеть с рублеными сенями, покрытая общей двухскатной крышей, над которой возвышается восьмерик звонницы, завершенный шатром. Столбы звонницы украшены нехитрой резьбой, утраченное ныне ограждение яруса звона было выполнено из тонкого штакетника, поставленного «на угол». Стены изнутри и снаружи покрыты обшивкой, вход осуществляется через дощатый тамбур с лестницей. В сенях рядом с дверью в молитвенное помещение к стене прибит старинный резной крест". Часовня не заперта и общедоступна.

Алтарь часовни
Алтарь часовни

Как добраться до часовни? С Ошевенского тракта надо свернуть на лесную дорогу в точке N 61° 41.018' E 38° 45.400, за селом Поздышево (если ехать от Каргополя). Здесь на дереве висит самодельный указатель. Далее до часовни около 3 км по лесной грунтовой дороге. На низкосидящей машине лучше там не ехать, а пройтись пешком. А внедорожник или кроссовер типа Дастера проедет до места без особых проблем.

Ошевенский монастырь

N 61° 51.460' E 38° 46.840

Монастырь был основан в 1460-е годы преподобным Александром Ошевенским (1427-1479, в миру – Алексей, в юношеском возрасте он принял пострижение в Кирилло-Белозерском монастыре). Он считается самым почитаемым святым в Каргпольских окресностях. О возникновении обители свидетельствует житие его основателя. По совету своего отца, переселившегося в каргопольские земли, преподобный Александр Ошевенский пришёл на реку Чурьюгу и здесь в сорока четырёх верстах от Каргополя устроил пустынь на месте дикого леса. Строительство вёл его отец — Никифор Ошевень.

Вход в монастырь
Вход в монастырь

Первый деревянный Никольский храм был возведен еще самим преподобным Александром. После кончины в 1479 г. преподобного Александра обитель начала приходить в упадок. Монастырь опустел, в нём осталось только 5 пожилых монахов. Положение стало меняться к лучшему с 1488 года, когда в игумены монастыря был возведен сын местного священника Максим, управлявший обителью до 1531 года. При нём возросло число братии, увеличились монастырские земельные владения, была построена ещё одна церковь — в честь Успения Богородицы. При митрополите Филиппе в 1578 г. была составлена служба преподобному Александру Ошевенскому, а Царём Иоанном Грозным отведены в пользу обители земли вокруг нее на пять верст. В 1540 г. обе церкви сгорели по неизвестной причине, однако вскоре были восстановлены. На этот раз обе церкви простояли до 6 мая 1706 г., когда монастырь целиком сгорел от молнии. После пожара 1706 г. в Александро–Ошевенском монастыре стали возводиться каменные постройки часть из которых сохранилась до наших дней.

Ошевенский монастырь
Ошевенский монастырь

В настоящее время Александро-Ошевенский монастырь представляет собой весьма печальное зрелище. За обветшалой каменной монастырской стеной, имеющей форму почти ровного квадрата, мы можем увидеть развалины.

Руины
Руины

Однако сейчас проводятся восстановительные работы. 5 марта 2001 г. епископ Архангельский и Холмогорский Тихон благословил воссоздание монашеской общины Александро-Ошевенского монастыря и организацию реставрационных работ. Ведется сбор документации для восстановления деревянного Покровского храма, который находился в центре монастыря. От него сохранился лишь фундамент. Но отстроен братский корпус. А на территории стоит большая брезентовая армейская палатка, по вводимому используемая для приема гостей в торжественных случаях. Кроме того в монастыре свое подсобное хозяйство: корова, теленок, куры.

На территории Ошевенского монастыря
На территории Ошевенского монастыря
На территории Ошевенского монастыря
На территории Ошевенского монастыря

Церковь Иоанна Богослова Ошевенского прихода

N 61° 51.922' E 38° 46.560'

Если проехать немного дальше, за монастырь, то мы попадаем в большое село Ошевенское, фактически разделенное на три населённых пункта: Погост, Ширяиха и Низ.

Здесь можно Церковь Крещения или Богоявленскую — деревянную восьмигранную церковь, построенную из крепкой сосны в 1787 году, с отдельно стоящей шатровой колокольней. Два этих строения весьма гармонично дополняют друг друга. В церкви, расположенной здесь, есть алтари, посвященные Крещению, или Богоявлению (центральное место), и Иоанну Богослову. Из-за этого в разных источниках церковь именуются по разному. Но чаще всего, все таки, называют Богоявленской.

Богоявленская церковь в Ошевенске
Богоявленская церковь в Ошевенске

Настоящим чудом кажется главный объем церкви Богоявления, один из самых крупных среди деревянных церквей Севера. В искусно выполненной резной раме иконостаса еще сохранились некоторые иконы. Церковь была закрыта в 1930-е годы, открывалась во время войны и снова была закрыта в ходе последней антирелигиозной кампании, проводимой Хрущевым. Богоявленская церковь, ныне используемая местным приходом для проведения служб, была открыта в 1990-х годах. Внутри храма находится родной четырехярусный иконостас, сохранивший подлинные иконы только в верхнем ряду. Остальные были когда-то вывезены на реставрацию, но в храм обратно так и не вернулись. Гораздо интереснее - восемнадцатигранное "небо", пребывающее в хорошей сохранности. В центральном кольце изображен Христос Вседержитель, а грани представляют собой полноценные, слегка удлиненные иконы святых на фоне синего неба.

Напротив церкви, находится инфоцентр музея "Ошевенская волость".

-22

Музей был открыт 24 августа 2015. Здесь собран архив этнографических экспедиций (более 300 аудио и видеозаписей), более 100 экспонатов, представлена история, быт и ремёсла, характерные для региона в XV–XX века. А сам музей "под открытым небом", охватывает несколько деревень, объединенных названием Ошевенск: Ширяиха, Погост, Низ, Гарь, Большой Халуй, Малый Халуй, Бор. Это довольно большая территория, на которой сохранились традиционные северные избы с русскими печами, в том числе рудными, т.е. топящимися по-черному.

Колодец действующий. Мы воды с собой набрали.
Колодец действующий. Мы воды с собой набрали.

Избы в дер. Ширяиха
Избы в дер. Ширяиха

Избы в дер. Ширяиха
Избы в дер. Ширяиха

Помимо церкви Богоявления в Погосте и Ширяихе располагаются несколько бревенчатых домов в традиционном стиле с изображениями на фасаде. Зачастую декорирование носит знаковый характер, например, изображается солнце или другие символы. Вообще в окрестностях Ошевенска сохранилось немало традиционных северных изб с русскими печами, в том числе рудными, т.е. топящимися по-черному. При содействии сотрудников музея, можно даже договориться о проживании в такой избе.

Кроме того, в Ширяихе сохранились даже каменные двухэтажные дореволюционные дома.

Каменный дом с дер. Ширяиха
Каменный дом с дер. Ширяиха

Кстати, здесь же есть и гостевой дом (тоже XIX века), где туристы могут заночевать (д. Ширяиха, ул. Центральная, 20. Тел. +7 911 056-11-55).

Гостевой дом.
Гостевой дом.

В дальнем конце Ошевенска находится деревня Низ, имя которой указывает на ее положение в южной части Ошевенска. В деревне есть своя достопримечательность — миниатюрная часовня Святого Великомученика Георгия (N 61° 52.808' E 38° 45.454'), построенная в XIX веке на небольшом возвышении, где дорога входит в деревню. У часовни есть две башни, одна из которых служит колокольней.

Часовня Святого Великомученика Георгия
Часовня Святого Великомученика Георгия

Церкви села Архангело

N 61° 54.900' E 39° 6.117'

От Ошевинска направимся в сторону трассы Каргополь-Плесецк. Каких-то 25 км пыльной песчано-гравийной дороги и приезжаем в село Архангело (Шелоховская). Он расположено в 56 км севернее Каргополя вниз по Онеге. Здесь на левом берегу реки сохранился ансамбль из двух деревянных церквей: кубоватой церкви Михаила Архангела (1715) (единственный сохранившийся храм такого типа на верхней Онеге) и Сретенской церкви (XIX век). А вообще кубоватые церкви встречаются только в Поонежье и по поморскому берегу Белого моря. Для справки, под термином "кубоватый" понимают округлое четырехгранное покрытие четвериков, напоминающее массивную луковичную главу.

Сретенская церковь
Сретенская церковь
Церковь Михаила Архангела
Церковь Михаила Архангела

Церковь Михаила Архангела
Церковь Михаила Архангела

Четверик церкви Михаила Архангела имеет большой пятигранный алтарный прируб, покрытый бочкой, и притвор. Кубоватое покрытие завершается пятиглавием. Основные объемы здания массивны и приземисты. Такими пропорциями отличались все известные кубоватые церкви верхней и средней Онеги. Возможно, это объясняется влиянием каргопольских каменных храмов, с которыми кубоватые пятиглавые церкви имели некоторое образное сходство. Увы, внутри храма - полная разруха.

Вторая церковь - Сретенская, относится к типу так называемых ярусных храмов. Обе церкви обшиты тесом. В Сретенской церкви можно увидеть замечательное "небо" в 15 секторов.

Внутри тоже разруха, но снаружи ведутся реставрационные работы - видно, что алтарь восстановлен совсем недавно.

Внутри Сретенской церкви
Внутри Сретенской церкви

К сожалению, внешний вид обеих церквей несколько попорчен неудачным железным покрытием кровли (снова респект XIX-му веку?). Ансамбль красиво смотрится с моста через Онегу. Любопытно, что в Интернете иногда путают эти церкви, и церковь Михаила Архангела называют Сретенской (и наоборот).

Церковь Рождества Христова в Большой Шалге

N 61° 30.281' E 39° 7.025'

В десяти километрах восточнее Каргополя, почти на Няндомском тракте, располагалось когда-то село Большая Шалга. Сейчас его уже не существует, но на старом погосте сохранился необычный ансамбль из деревянной шатровой церкви Рождества Христова (1745) и стоящего рядом с ней каменного храма Покрова Пресвятой Богородицы (середина XIX века).

Шалга – название местности, означающее по Далю «большой вхожий лес», «дровосеку». Хороший лес здесь давно вырублен, если ехать Няндомским трактом - по сторонам дороги будет лишь кустарник, чернолесье. В редких просветах открываются поля, деревеньки, и, наконец, в удалении от дороги – замшелый шатер деревянной церкви.

Церковь Рождества Христова в Большой Шалге
Церковь Рождества Христова в Большой Шалге
Покрова Пресвятой Богородицы
Покрова Пресвятой Богородицы

Уникальной постановкой шатра мастерам удалось достигнуть впечатления необычайной стройности сооружения. Нижняя часть храма (четверик с восьмериком) сужены и вытянуты, грани же шатра – необычайно круты, восьмигранная пирамида вверху резко усечена и из нее вырастает главка на шейке, кажущейся несоразмерно тонкой по отношению к усеченной вершине пирамиды.

Стоит церковка среди поля, в группе елей и лиственниц на старом погосте: замшелые кресты, старые камни, усыпанные хвоей и шишками… Около «деревяшки» - каменная церковь XIX века с классическим портиком. Но рядом с деревянной церковью, каменная, пусть даже неплохая по формам, всегда проигрывает.

Часовни в Калитинке

Всего в 15 км. юго-восточнее Каргополя расположена Калитинка – куст населенных пунктов, содержащий несколько деревень. Здесь мы можем увидеть деревянные часовни, стоявшие когда-то во многих небольших деревнях Каргополья.

Всего лет 20 назад, многие из них уже почти что доживали свой век. Казалось еще немного, и они совсем развалятся. Я был здесь в 2008 году и видел это печальное зрелище.

Часовня Фрола и Лавра. Из архива 2008 года.
Часовня Фрола и Лавра. Из архива 2008 года.
Ильинская часовня. Из архива 2008 года
Ильинская часовня. Из архива 2008 года

Но, к счастью, нашлись средства и силы и часовни были восстановлены.

Здесь мы можем увидеть:

часовню Фрола и Лавра в деревне Калитинка N 61° 23.860' E 38° 57.272'

Часовня Фрола и Лавра. Современное состояние
Часовня Фрола и Лавра. Современное состояние

Воздвиженская часовня в деревне Сидоровская (N61°21.610′ E38°55.188′)

Воздвиженская часовня. Современное состояние
Воздвиженская часовня. Современное состояние

Ильинская часовня в деревне Б. Кондратовская (N61°21.526′ E38°54.730′)

Ильинская часовня. Современное состояние
Ильинская часовня. Современное состояние

На этом я заканчивая описание. Если вы. уважаемые читатели, знаете ещё об интересных архитектурных объектах в окрестностях Каргополя, то пишите в комментариях. Про часовни и церкви Кенозерского национального парка здесь я вообще не упоминал, так как это будет отдельная статья про Каргопольский сектор парка.

  • Если статья вам понравилась и вызвала положительные эмоции, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!
  • Буду рад всем посетителям!