Найти в Дзене

Смерть и погребение в Священном Писании — часть 2

В исследовании магистра богословия, преподавателя Костромской духовной семинарии диакона Сергия Бахтина проанализировано значение заупокойных молитв для христианской традиции через призму Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, сделан акцент на библейском учении о смерти. Часть 1. Смерть мыслится в Ветхом Завете как смерть всего человека, в рамках монистических представлений о мире и человеке. То есть таких представлений, которые основаны на убеждении о единстве мира и единстве человеческого существа. Нет мира, разделенного надвое (мир чувственный и мир сверхчувственный), и человек также мыслится как цельное существо (нет разделения на тело как материальную составляющую и душу как нематериальную, духовную субстанцию). Этот взгляд характерен для Священного Писания в целом. Дуалистическая картина мира была утверждена в христианском богословии позднее, во многом в связи с влиянием греческой философской мысли (а именно платонизма), где дуалистические воззрения на мир и человека и разв

В исследовании магистра богословия, преподавателя Костромской духовной семинарии диакона Сергия Бахтина проанализировано значение заупокойных молитв для христианской традиции через призму Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, сделан акцент на библейском учении о смерти.

Часть 1.

Смерть и погребение в Ветхом Завете

Смерть мыслится в Ветхом Завете как смерть всего человека, в рамках монистических представлений о мире и человеке. То есть таких представлений, которые основаны на убеждении о единстве мира и единстве человеческого существа. Нет мира, разделенного надвое (мир чувственный и мир сверхчувственный), и человек также мыслится как цельное существо (нет разделения на тело как материальную составляющую и душу как нематериальную, духовную субстанцию). Этот взгляд характерен для Священного Писания в целом. Дуалистическая картина мира была утверждена в христианском богословии позднее, во многом в связи с влиянием греческой философской мысли (а именно платонизма), где дуалистические воззрения на мир и человека и развивались.

-2

Смерть есть возвращение в прах земли, из которого человек был создан: «…в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт 3: 19). Согласно ветхозаветным представлениям, умерший отправлялся в шеол (эквивалент — ад или «аид»). Шеол есть царство мертвых, а не живых, «преисподняя» (См.: Быт. 37: 35; Ис. 14: 9–12; Иез. 32: 17–32 и др.).

Преисподняя — это подземное царство (Числ. 16: 29–33). В преисподней прекращается возможность богообщения:

  • «Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою. Живой, только живой прославит Тебя, как я ныне: отец возвестит детям истину Твою» (Ис. 38: 18–19).
  • «Что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? будет ли прах славить Тебя? будет ли возвещать истину Твою?» (Пс. 29: 10).
  • «Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя? или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя — в месте тления? разве во мраке познáют чудеса Твои, и в земле забвения — правду Твою?» (Пс. 87: 11–13).

Однако такие пессимистические представления о смерти уравновешиваются в Священном Писании Ветхого Завета оптимистической верой в воскресение.

Вера в воскресение мертвых появляется не сразу; с богословской точки зрения это можно также объяснить постепенностью откровения, особенностью Домостроительства Божия.

-3

У пророка Даниила мы читаем о возможности воскресения: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12: 2). Самое яркое и живописное описание грядущего воскресения — в книге пророка Иезекииля, в главе 37 (этот текст читается в преддверии Пасхи Христовой, на утрени Великой Субботы).

Понимание смерти как «ступеньки» к воскресению, как момента радостной встречи с Богом в загробном мире, то есть такие переживания ее, каковые были свойственны первохристианскому сознанию, в Ветхом Завете отсутствуют.

Смерть мыслится как враг, как зло, как неизбежная и горестная участь каждого человека. «Не только обыкновенные люди, но даже и такие праведники, как Моисей и Давид, видят в смерти, хотя и неизбежное, но в высшей степени нежелательное явление. Ранняя смерть рассматривается в законе Моисеевом как наказание Божие, постигающее нечестивых, за исполнение же закона обещается долголетие», — отмечает свящ. А. Темномеров.

Конец второй части.
По материалам портала Богослов.