Как освоить молитву так, чтобы она стала своей (личной), понятной и плодоносной?
Митрополит Антоний дал очень действенные и опытные советы и проиллюстрировал рабочими примерами.
Что же предложил Владыка Антоний?
Проблема освоения молитвы.
Взял человек молитвослов и стал читать утренние и вечерник молитвы. Освоил он их? Нет.
Хорошо. Пошел человек другим путем: пришел в храм и стал слушать молитвы, которые читаются так. Освоил он молитву? Нет.
Чего же не хватает человеку для освоения? В чем проблема?
Молитва которую он произносит не стала личной, духовно действенной. А это самое главное в молитве.
Молитву, ту или иную, составил святой. В определенных обстоятельствах жизни. В определенном состоянии духа. У святого эта молитва била как кровь из раны. Была такой силы, что преображала его как молитвенника и приносила плоды.
Что чувствовал, например, Соломон, когда просил у Бога разума сердца?
Что чувствовал Давид, когда произносил слова 50 псалома?
Что чувствовал Иоанн Златоуст, когда творил 24 краткие молитвы каждого часа суток?
И т.д.
Подвижники, молитвенники не были теоретиками. Они не думали на теплом диване: как бы мне с Богом поговорить. Они испытывали такие духовные состояния, при которых молитва вырывалась из сердца била, как ток.
Почему такой была молитва святого? Потому что в ней был воплощен его опыт и он творил его из своего духовного состояния.
Мы же, когда творим молитву – опираемся на свой опыт и свое духовное состояние.
- Наш опыт не равен опыту святому.
- Наш дух не равен духу святого.
Как же решить эту проблему? 6 советов
1. Надо выделить отдельное время на то, чтобы освоить молитву. Не когда уже молишься, а до этого. Надо изучить молитву. Какой ее святой произносил и при каких обстоятельствах. И сопоставить со своими опытом и духом.
2. Обстоятельства молитвы бывают нескольких видов:
А) радостные, пасхальные, когда душа ликует (например, пасхальные молитвы).
Б) горя, беды, покаяния (великопостные молитвы)
В) недоумения, сомнения, разочарования (много таких молитвы есть в Псалтири)
3. Надо выбрать молитвы такого святого, чей опыт тебе ближе в тот или иной момент времени.
4. Изучая молитву, надо понять, что переживал святой и что он говорит в молитве, и почему..
5. Вполне возможно, что мы не сможем этого понять и увидеть. Что делать? Честно признаться себе и Богу в этом и попросить Его помощи: уразуметь, почувствовать молитву святого. Если эта просьба и желание честны – понимание будет открыто Богом. Придет как озарение, откроется.
6. Слова и опыт молитвы. В христианской молитве нет лишних и бессмысленных слов. Слово опосредует духовный опыт. Если я прошу у Бога в Господней молитве: прости мне долги мои, как я прощаю должникам своим, то надо быть честным и простить долги должникам своим. Если же я не прощаю, а надеюсь, что Бог мне простит, то я пытаюсь схитрить и обмануть Бога. За словами молитвы стоят действия. Молитва – это честный и умный труд над духовным развитием себя, формирования более совершенного духовного опыта. Слова молитвы как бы формируют этот личный духовный опыт и Бог помогает в этом деле и тот святой, чьи молитвы используются для такого формирования.
Хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.