Позволю себе небольшое признание. Изначально я хотел озаглавить эту колонку иначе: «Может ли разумный человек, учитывая опыт прошедших веков, испытывать хоть малейшую надежду на то, что дружба между мужчиной и женщиной возможна». Написал бы такой текст я очень быстро. Он состоял бы всего из одного слова и точки: «Нет».
Но — довольно шуток, вопрос серьезный. Хотя для меня ответ однозначен. Конечно, такая дружба возможна. Называйте меня романтиком или недотепой, но, если человек может летать в космос, вставать в шесть утра, чтобы пойти «потренить в зал», и любить окрошку, для него точно нет ничего невозможного.
Знаю, что главная претензия к мужчинам — якобы нам только секс и нужен. И каким бы милым и безобидным ни казался девушке коллега, сосед или еще какой-то потенциальный приятель, он всегда будет думать о том, как бы затащить ее в постель. Извините, если разочарую, но далеко не каждый мужчина при разговоре с девушкой думает, какое на ней в этот момент белье, или рисует в голове упоительную картину, в которой собеседница предстает пассажиркой лионского дилижанса. В рамках секспросвета замечу, что в реальности такой позы не существует (и уж конечно, не может быть никакого лионского дилижанса в древнеиндийском трактате об искусстве любви под названием «Камасутра»), фигурирует она только в бородатом анекдоте, но не будем занимать здесь место еще и старыми шутейками.
Так вот, насчет мужчин, которым только секс подавай. Мы, конечно, частенько думаем о всяком таком, но почему женщины приписывают подобные мысли абсолютно всем? Даже своим друзьям или, наверно, лучше сказать, приятелям противоположного пола, то есть людям, которым они сами хоть в какой-то степени доверяют, готовы открыться перед ними, считают их интересными, разумными и так далее. Честно говоря, для меня это загадка. Как хотите, а я отказываюсь верить в существование настолько низкой самооценки, при которой девушка считает самой интересной в себе точку, лежащую в точке соединения ее ног.
Вообще искренняя дружба без всяких задних мыслей между представителями разных полов — это как клитор: то, что некоторые мужчины не могут ее найти, не значит, что ее не существует.
Разумеется, читатели вправе потребовать от меня доказательств. Предъявите, мол, уважаемый, такого редкого зверя как дружба между мужчиной и женщиной нам на обозрение. И тут, конечно, я мог бы рассказать много историй о замечательных девушках, с которыми я работал, спал в походе в одной палатке без нарушения личных границ, смотрел футбол или помогал присматривать за детьми без всякой задней, да и передней мысли. И некоторые эти истории даже были бы совершенно правдивы.
Но к чему вам мои истории, когда я могу (совершенно ответственно и бескорыстно) раскрыть секрет кроссгендерной дружбы? А ведь он очень прост, и потребные ингредиенты есть в каждом доме. Достаточно принимать в день столовую ложку… Ах да, я же обещал отложить шутки. Так вот, нужно лишь, чтобы мужчина и женщина были на одной волне. Скажем, оба не видели друг в друге сексуальный объект. Или, может, и видели бы, но по тем или иным причинам не хотели бы проверять, что из этого получится. Или находили бы в этих дружеских объятиях утешение одинокими зимними ночами, но оба понимали бы, что, кроме дружбы организмами, ничего не выйдет.
Хотя, конечно, достичь такой однонаправленности непросто — мы же простые люди, а не олимпийская сборная по синхронному плаванию. Так что куда чаще приходится видеть ситуацию френдзоны: он в нее влюблен, а она относится к нему как к другу. Почему-то кажется, хотя опросов я не проводил, что чаще фразы в духе «Ты такой хороший друг» слышат именно мужчины.
Но так ли уж плоха френдзона? Разумеется, оказаться в ней — удовольствие сомнительное, — плавали, знаем. Но давайте начистоту: любой взрослый человек прежде всего ответственен за свое собственное счастье. Сначала наденьте маску на себя, потом на ребенка. Так почему бы не получать удовольствие или выгоду от общения с человеком, пусть и через ограждение той самой френдзоны?
Не поймите меня превратно, я не имею в виду ситуации, когда девушка принимает ухаживания и подарки от молодого человека, прекрасно отдавая себе отчет в том, что дальше дружеского рукопожатия тот никогда не продвинется. Но, если человек, который не вызывает никаких романтических чувств готов по первому зову примчаться менять прокладку в кране на кухне или, скажем, помогать с переездом, — почему нужно бить себя по рукам?
Вы можете сказать: Федор, ну что ты, это же просто непорядочно, пользоваться человеком, играя на его надеждах. А я отвечу, что рот женщинам дан не только чтобы разбивать мужские сердца, рассказывая об отсутствии взаимных чувств. Можно ведь сесть и сказать: большой любви у нас с тобой не выйдет, в постель с тобой меня не тянет, но мне нравится общаться с тобой. Поверьте, мужчины ценят честность и прямоту, так что после подобного объяснения даже сакраментальное «Давай останемся друзьями» не будет звучать обидно. Хм, ладно, по крайней мере — не так обидно.
После таких откровений мяч будет на стороне отфрендзоненного ухажера. При этом вы не перекладываете на него ответственность, нет. Вы даете ему свободу действий в той ситуации, в которую он угодил. Может, он уйдет в закат и будет изредка лайкать ваши фото в соцсетях. А может, примет правила и станет близким человеком. Насколько больно ему будет выслушивать ваши истории о делах сердечных, — правда, не ваша забота. Он большой мальчик, сам разберется.
Не верите мне? Поверьте тогда Пушкину: «Любите самого себя, достопочтенный мой читатель! Предмет достойный: ничего, любезней, верно, нет его».