Сегодня – немного комедии.
Как можно, поломав все ограничения, наживаться на чужом труде просто из воздуха? Спросите у хозяина канала «Литературный салон "Авиатор"», ссылку на который, понятное дело, не даю – хватит и названия. Там выходит несколько статей в день, хозяин (слово «автор» тут неуместно) тащит байки об авиации, а иногда о флоте и армии, со всех уголков интернета.
Причём тащит даже то, что уже опубликовано на Дзене, хотя, по идее, такая публикация должна сразу блокироваться. Полгода назад утащил мой рассказ «Туполёнок», на тот момент уже несколько лет лежавший и на Прозе.ру, и на Дзене (по ссылкам на «салон» предлагаю лишний раз не переходить, чтобы не поддерживать, приведены для сведения):
И вот оригинал:
Само собой, разборчивостью хозяин не отличается – тащит любую тарабарщину, лишь бы крутилось, деньги не пахнут. Взять фантастическую трагикомедию «ВВС – войска чудес. Молния в клочья»:
Вроде писал и человек, имеющий представление об авиации, но по всему тексту зияют огромные чёрные дыры. Давайте по порядку. По сюжету нужно забрать Ан-72 с авиаремонтного завода после доработок. Но как? "Заберете 30-ку с АРЗ (авиаремонтного завода) после доработок и «рэксом» домой." Я сам когда-то делал доработки, и раз уж их не получилось выполнить в эксплуатирующей организации, пришлось гнать корабль на АРЗ – значит, доработки были объёмные, долгие.
После таких доработок проводят опробование шасси, двигателей. Да что доработки, то есть вмешательство в конструкцию – даже после простого осмотра опломбированных распредкоробок предписано поднимать машину и гонять шасси, на это есть ряд причин, о которых в другой раз. А тут – "рэксом домой"? И как же это выглядит?
"Покрутив головами в разные стороны и сориентировавшись в пространстве аэродрома Минск-1, двинули на АРЗ. Вскоре показались очертания знакомого самолета – 30-ка! Стоит родимая. Сейчас, сейчас, дружище, потерпи, скоро домой…
...
Вскрыли борт, стали «обживаться», бросили сумки в салоне, прошли в кабину. Подошёл ТЗ-12, качает топливо. Бортмеханик снял заглушки с двигателей, бортинженер Лёшка пошел вокруг самолета на внешний осмотр. Сидя в кабине, включили электропитание, готовим самолет к полету..."
Серьёзно? Пришли, пнули колёса и сразу в полёт? Без приёмки документации? Без опробования двигателей? Без последующей расшифровки? И без предварительной подготовки, которая в армии куда объёмнее предполётной? Попутно раздражают глупые ошибки в тексте – посреди слова «соцлагерь» стоит точка (без положенного пробела после неё, а именно посреди слова), топливозаправщик в среднем роде – "подошло ТЗ-12", у меня в цитате исправлено. Дальше:
"- Контрольный облет проводить не будем. Сделаем пару кругов над Минском и на базу. Раньше разделаемся с формальностями, раньше домой вернемся. Идет?!
- Идет…"
Нет, вы серьёзно? Без облёта и расшифровки? Эта расшифровка, как и документы облёта, остаётся на земле, без них, случись что, всему заводу головы открутят – как выпустили самолёт. Такое попросту исключено даже в пресловутом "советском бардаке". Ржём далее:
"Запустил с трудом – раза с четвертого и то после «холодной прокрутки», т.к. аккумуляторы были, мягко говоря, разряжены?! Опаньки!?! Непорядок. Пришлось цеплять к наземному источнику питания – АПА на базе ЗиЛ-131".
Хотите сказать, что на стоянке авиаремонтного завода вы делали предполётную подготовку, забивали маршрут в БЦВМ (бортовую вычислительную) и запускались без наземного источника? Три раза «ха». Это в гражданской авиации, особенно сейчас, когда за аэродромную технику надо платить, лайнеры зачастую запускаются от своих аккумуляторов, а у военных всё иначе: заикнулся о предполётной подготовке – "зови апу".
Или подключайся к преобразователю, что зачастую стоит на задках стоянки. А на аккумуляторах ты даже в БЦВМ не забьёшься – она требует переменного тока. Дальше:
"как вдруг в самый ответственный момент разбега «обозначила свое присутствие» долбанная Рита (РИ – речевой информатор), которая равнодушно-женским голосом начала «радовать» экипаж всевозможными гадкими неприятностями, которые посыпались на наши головы, словно бусинки из ожерелья с разорванной ниткой…
- Пожар левого двигателя! Отказ демпфера рыскания! Опасная вибрация левого двигателя! Стружка в масле левого двигателя!"
«Издевается» – подумал Мюллер. На Ан-72 нет речевого информатора. Нет. Вообще. На Ту-95МС том же, корабле примерно тех же годов, оба выпускались в 1980-е, есть. Такой коричневый ящичек РИ-65 в техотсеке, разъёмы золочёные. На Ан-72 его нет.
Бортинженер Лёшка Макейкин инстинктивно потянулся к крану аварийной остановки левого двигателя (строго по инструкции, чтобы остановить двигатель и включить систему пожаротушения), но командир корабля, вцепившись в штурвал аж до побелевших пальцев, грозно рыкнул.
- Лёха, не смей! Экипаж, взлетаем… выбора нет, парни! Отрыв! Систему пожаротушения не включать!!! …утопим двигатель, а мне нужна тяга… Любая!!!
А в чём проблема? Утопят они один двигатель на пустом Ан-72 на длинной бетонной полосе, дальше что? При отказе одного двигателя перед отрывом обязан взлетать даже старичок Ту-134 с максимальным взлётным весом. Ту-134 – лайнер, самолёт бетонки, минимальная полоса для него – 2000 м. Ан-72 – вездеход, минимальный разбег его равен 450 м, пробег после посадки – 800 м, он может работать с грунтовых полос. Да и потом, система пожаротушения гасит пожар в мотогондоле, двигатель она не "утопит" – если его не выключить, он продолжит работать.
С заводской бетонки, да ещё пустой (не забываем – это технический полёт с завода, а не грузовой рейс), он взлетит даже с изначально выключенным одним двигателем. Дальше пару абзацев тарабарщины про героический отрыв с надрывным набором высоты, а потом совсем уж комедия:
В кабину экипажа через систему СКВ (система кондиционирования воздуха) начал поступать густой молочный дым и почти мгновенно не стало видно даже показаний приборов, находящихся на расстоянии вытянутой руки, не говоря уже о том, что творилось за лобовым стеклом… Мы неожиданно «ослепли» и неслись в воздухе в полном неведении о нашей скорости, высоте, положении самолета в пространстве, о местонахождении земли и вообще…
У людей на борту совершенно реальный, никакое не ложное срабатывание системы, пожар двигателя, и он развивается. К чему это приводит – мы помним по катастрофе Ил-112 в Кубинке три года назад. Потеряв из виду, они выключают горящий мотор и открывают маленькую форточку в остеклении у правого лётчика, чтобы хоть чуть разогнало дым, а сами надевают дымозащитные маски? Нет. Более того, писанина повергает просто в спазмы брюшных мышц:
В это время, бортмеханик Юра, за нашими спинами, голыми руками рвал «контровку» (металлическую проволоку в 0,5 мм) и дергал в «технологической стойке» блоки демпфера рыскания, пытаясь его «реанимировать» и привести систему в рабочее положение, в помощь командиру…
Это ни в какие ворота. Во-первых, переставлять электронные блоки под током – верный способ их спалить. Во-вторых, отказавший демпфер надо просто выключить. Помните болтавшийся в 2011 году в Чкаловском Ту-154? Оно. Отказ именно подсистемы демпфирования – неверная работа БДГ, блоков демпфирующих гироскопов. Тогда никто ничего не понял, выключить АБСУ никто не догадался, чудом сели на болтающейся машине.
Демпфер вообще практически не нужен на малой скорости – к колебаниям, в частности, «голландскому шагу», самолёт более склонен на больших скоростях. Плюс он может мешать управлению при отказе двигателя, и уж тем более он мешает, если сам отказал. Достаточно «одной таблэтки», но мнимый экипаж мнимо дёргает блоки, рискуя в любой момент словить уход рулевого агрегата в крайнее положение – то есть дополнительное ухудшение управления.
Сил нет читать эту тарабарщину, тем более концовка там, как и ожидается, о синьке и о бабах. Ах да, Минский АРЗ никогда не занимался Ан-72. Ими занимается Иваново. Ан-74 занимаются Самара и то ли Ростов, то ли Минводы. И автору, некоему Александру Сидорову, и хозяину канала, эту чушь размножившему – позор. На этом оборвусь.
—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—