Найти в Дзене

Особенности восточной философии

Философия Восто­ка существует для жизни и должна проявляться и использоваться во всех ее сферах: частной, общественной, международной и т. д. Кроме того, философия связана с телесной и духовной сторонами человеческого существования; и тольков согласии с собственным духовным и жизненным опытом, не нарушая гармонии окружающего мираи не нанося ему вреда,возможно решение основных проблем человеческо­го бытия.

Познание людьми истины основывается не только на ин­теллекте. Оно опирается на опыт, в основе которо­го лежатчувства.И игнорировать их нельзя.Истинапостига­ется не только в процессе познания, но и в процессе созерца­ния, понимаемого как тождественность Я и не-Я, когда Я — это всеобщее, единичное, неизменное, а не-Я — это существующий мир, в котором Я действует.

Мыслители Востока были убеждены, что истина многогран­на, она никогда не может быть выражена полностью, различ­ные воззрения на нее представляют лишь ее различные сторо­ны. Отсюда они делали вывод, что имеютсяразные пути к совершенствуи любой из них может быть принят всоответствии с внутренней склонностью индивида.

И, наконец, ядром всех философских систем Востокаявля­ется представление о том, чтоконечной целью каждого инди­вида должно быть совершенствование самого себя, так как толь­кочерез собственное совершенствование можно поднять мир до совершенства.Именно в таком контексте понимания роли и значения философии в жизни людей происходило ее формиро­вание в Индии и Китае.

Древнеиндийская философия
Особенностит восточной философии
фия отличается некоторыми своеобразными характеристиками. Во-первых, она возни­кает на собственной культурной почве. Она самобытна и традиционна, существуя тысячелетия без серьезных ино­земных воздействий. Для Древней Индии характерна бли­зость философии и религиозной деятельности. И большин­ство школ, или даршан, представляют собой философское развитие основ религиозного вероучения. Даршаны делят­ся на две группы по их отношениям к Ведам священным книгам брахманизма, а затем индуизма. К первой группе принадлежат школы, признающие себя наследниками Вед. Они называются астика и считаются ортодоксальными философскими школами. Вторую группу составляют не­ортодоксальные школы, называющиеся настика, они не признают себя прямыми наследниками традиции Вед.

Религиозно-философская деятельность в Индии традиционно считается занятием людей высшей касты — брахманов. Высший авторитет принадлежит философу — основателю философской школы, личности, как правило, легендар­ной. Среди школ первой группы — ортодоксальной — при­нято выделять шесть основных: санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса, веданта. Во вторую группу — неорто­доксальных школ — относят буддизм, джайнизм и локаяту. Наиболее ценный способ передачи философской мудрости в Древней Индии — устный, на языке священного зна­ния — санскрите. Ученик при этом воспринимает не толь­ко теорию, но и технику самосовершенствования, прак­тические жизненные ориентиры, методы диалога, весь образ жизни Учителя, который является продолжением его учения.

Сердцевиной произведений является краткий исходный текст, который называется сутрой. Сутра окружена слоя­ми комментариев, которые представляют собой продукт индивидуального философского творчества.

История индийской философии делится на три крупных периода.

Первый — ведийский, примерно с X по V в. до н. э. В это время происходит становление индийской философии. В некоторых произведениях из Вед, особен­но в последних — Упанишадах, появляются философские трактовки мировоззренческих вопросов. В Упанишадах представлены диалоги по отвлеченным вопросам, рассуж­дения о бытии в целом.

Второй, классический или брахмано-буддийский, период длился с V в. до н. э. до X в. н. э. В этот период, после возникновения буддизма и джайниз­ма, в условиях острых религиозных и философских споров сформировались основные классические даршаныфи­лософские школы.

Третий,индуистский период, с XI в. н. э. продолжается до сих пор. К этому времени вли­яние буддийской веры в Индии существенно ослабело. Фи­лософская деятельность протекает в основном в русле ин­дуизма. Главным философским направлением становится веданта, а также ньяя. Веданта вобрала в себя многие достижения ортодоксальных даршан буддизма, а ньяя со­средоточена на разработке методологических и гносеологи­ческих проблем.

Буддизм

Буддизм — это религиозное философское учение, рас­пространившееся в Индии после VI в. до н. э., затем в Ки­тае, Юго-Восточной Азии после III в. н. э., а также в других регионах. Основателем данного учения считается Гаутама Будда, родившийся в княжеской семье в Северной Индии в VI в. до н. э. Главная идея буддизма — срединный путь, жизнь между двумя крайностями: между путем аскетизма и путем удовольствия.

Срединный путь путь знания, муд­рости, разумного ограничения, созерцания, самосовершен­ствования, конечной целью которого является нирвана. Будда сформулировал четыре благородные истины:

  1. Земная жизнь есть страдание.
  2. Страдания имеют причину. Причина страданий — в желаниях.
  3. От страданий можно избавиться.
  4. Путь освобождения от страданий — восьмеричный путь.

Восьмеричный путь – это план личностного самосовершенствования, целью которого является нирва­на, великое освобождение. Этот путь предусматривает со­блюдение следующих принципов:

1) правильное видение; 2) правильное мышление; 3) правильная речь; 4) правиль­ное действие; 5) правильный образ жизни; 6) правильное умение; 7) правильное внимание; 8) правильное сосредо­точение.

Философия Древнего Китая

Китайская философия, созданная этой великой восточ­ной цивилизацией, характеризуется традиционностью, са­мобытностью, отношением к философии как к образу жизни. В отличие от Индии, в Китае особая значимость придается истории, книжной учености, государственнос­ти и общественной активности индивида. Можно сказать, что древнекитайская философия — это преимущественно практическая философия, сосредоточенная на социально-политической и этической проблематике.

Важнейшими источниками философского знания в Китае считаются древние книги: прежде всего Книга Перемен, беседы и изречения Конфуция, Дао дэ цзин («Книга о пути и добродетели», авторство которой приписывается основателю даосизма Лао-цзы) и др. Древнекитайская философия делится на три периода: начальный, или клас­сический (от VI до III в. до н. э.), философия эпохи Хань (от II в. до н. э. до II в. н. э.), когда конфуцианство явля­лось ведущим направлением в философии, и послеханьская средневековая философия (от III до X в. н. э.), когда развивается и оказывает возрастающее влияние на умы философия китайского буддизма.

Главные течения клас­сического периода — это конфуцианство, даосизм, легизм, моизм, натурфилософия и номинализм. Позднее появи­лись еще и буддийские школы.