На Netflix вышла очередная (а точнее третья по счету) экранизация психологического триллера Патриции Хайсмит "Талантливый Мистер Рипли". Есть ли кто-то, кто не видел как одноименный фильм с молодыми Мэттом Дэймоном, Джудом Лоу и Гвинет Пелтроу?
Конечно зрители помнят свежую красоту главных героев, богатую и яркую палитру цветов средиземного моря и итальянских пейзажей. Олд мани, золотая молодежь, переливающаяся и искрящаяся как пузырьки шампанского жизнь, которая так манила юного авантюриста Томаса Рипли. В этой экранизации 1999 года Рипли кажется юным мальчиком, запутавшимся, не понимающим своих чувств и желаний. Оступившимся, даже местами трогательным, вызывающим сочувствие. Даже его преступная деятельность кажется какой-то формой защиты.
Netflix увидел Рипли совсем другим. И на мой взгляд, в сериале 2024 года психологизма больше.
Стивен Зеллиан, режиссер сериала, открывает нам другого Рипли, в исполнении Эндрю Скотта.Мне кажется, что Зеллиан намеренно выбрал на роль Рипли 47 летнего актера -чтобы окончательно истребить образ юного, оступившегося мальчика. Рипли в исполнении Скотта не наивный птенчик. Он хладнокровный психопат и манипулятор.
По сюжету мошенник Рипли, перебивающийся от заработка к заработку, получает неожиданное предложение. Влиятельный магнат принимает его за друга своего сына Дикки. И просит молодого человека поехать в Италию, куда удрал легкомысленный отпрыск, и уговорить Дикки вернутся в Америку. Рипли с радостью принимает предложение, но найдя Дикки, вдруг начинает испытывать огромное желание занять его место под солнцем.
Рипли настоящий нарцисс. Почему он стал таким? У разных режиссеров разные версии:) Так у Зеллиана нет подробного анализа, отсылок к детству главного героя. За исключением момента, когда Рипли пишет письма ненавистной тетушке, которая, вероятно была к нему чрезвычайно требовательна. Возможно, этот мальчик недополучил в детстве родительской любви. Он представляет свою тетку сидящей в кресле у дантиста, беззащитной с открытым ртом и приближающимся жужжащим бором.
Так в лице Рипли расцвел настоящий нарцисс, с зияющей дырой в душе, готовый поглотить личность другого человека, его друзей, привилегии, жизни. С вечным голодом, который невозможно утолить. Зрителю становится не по себе от сцен, в которых Том перед зеркалом перевоплощается в Дикки - репетирует его голос, манеры. Тренируется убедительно разговаривать от его имени. Как будто залезает под кожу, пытается завернуться в чужую личину.
Я не стану подробно пересказывать сюжет, скорее всего он вам знаком. Хочу остановится на моментах, которые делают этот сериал шедевральным.
1. Ч/Б
Первый вопрос, который возник у меня в начале просмотра первой серии: ну как, каааааак скажите мне на милость, можно снимать черно-белый сериал об Италии? Как смотреть на переливающиеся волны средиземного моря и пейзажи Неаполя, если ты не различаешь цвета? Нет ничего чувственного, гедонистического. Только 50 оттенков черного и белого...А может быть это и есть секрет взрывной популярности сериала? Может, именно этот режиссерский прием наполняет сюжет иными смыслами, оттеняет главное. В любом случае, на мой взгляд, делает эту экранизацию самой мрачной и драматичной среди всех предыдущих.
Ч/Б придает Италии элегантности и какой-то утончённости.Просматривая серию за серией ты начинаешь понимать, почему режиссер выбрал этот прием.
2. Караваджо
Чувствуя себя никем, Рипли страстно желает вобрать в себя личность Дикки Гринлифа. Такое желание может показаться зрителям сексуализированным. ("Это же Нетфликс, тут обязательно должны быть представители ЛГБТ (организация деятельность которой запрещена на территории РФ)". Так да не так. Действительно в сериале есть трансгендер, но это не главный герой). Но это другая история.
Дикки увлечен творчеством итальянского художника Караваджо.Он небрежно коллекционирует работы итальянских художников 16-17 века и даже сам пытается писать картины. Он то и обращает внимание Рипли на Караваджо.А Рипли жаждет забрать личность Дикки, сожрать со всеми потрохами, чтобы заполнить внутреннюю пустоту. И он становится одержим Караваджо. Рипли ходит посмотреть на картины автора, затем покупает себе красочный и дорогой альбом с репродукциями художника. И наконец выбирает для жилья дом в котором жил (или Рипли это себе придумал) этот итальянский художник. Там где Дикки увлечен, Рипли -одержим.
Картины Караваджо шокируют своей жестокостью. (Он и сам был человеком жестоким и вспыльчивым, склонным к насилию). А еще художник всегда подробно и сверхреалистично изображал человеческое тело. Именно гениальные приемы Караваджо в работе со светом и тенью подсказывают Рипли, (разглядывающему картину "Признание апостола Матфея") как обвести вокруг пальца итальянского сыщика. Он просто выключает свет и переодевается.
Картина Караваджо "Семь деяний милосердия" появляется в серии, где Дикки помогает обворованной девушке - именно проявляя милосердие.
После того, как Рипли хрустальной пепельницей пробивает голову Фредди Майлзу (оцените черный юмор режиссера - эта пепельница еще не раз появится в кадре), он ассоциирует себя с героями картины "Давид с головой Голиафа". На картине у Давида и Голиафа лица Караваджо. Как будто убийца и жертва - одно и то же лицо? Именно так себя ощущает Рипли - жертвой, которая должна должна убить, чтобы спасти себя?
В восьмой серии когда герою нужно уничтожить личность Дики Гринлифа на случай, если он потеряет свою собственную, Рипли снова анализирует картину итальянского художника, на этот раз "Жертвоприношение Исаака".
Кстати в книге у Патриции Хайсмит линии Караваджо нет.
3. Возраст главных героев
В романе Рипли около 25 лет. Естественно Дикки и Мардж ненамного его старше. В экранизации с Джудом Лоу, повторюсь, герои молоды и свежи. Рипли -стесняющийся своей бедности паренек, рыба-прилипала. Дикки - золотая рыбка, скучающий выпускник престижного университета. В сериале 2024 эти герои гораздо старше, даже визуально. И это тоже неспроста. Посмотрите, как сразу меняются смыслы и Дикки уже не молодой мажор-красавчик, а довольно таки потрепанный, я бы даже сказала, рыхлый прожигатель жизни, который пытается писать картины.
Мардж - не трогательная влюбленная девушка,а инфантильная женщина, в которой трудно увидеть любовь к Дикки, но зато легко увидеть ущемленное Эго. Позже она расцветает от внимания, которое получает от местной элиты, как бывшая подружка пропавшего Дикки. Явно замешанного, по мнению других таких же прожигателей жизни, в убийстве человека. мардж купается во внимании:"Да, я страдаю. Да, мы были так близки. Я пишу об этом книгу" лучезарно улыбается и щебечет Мардж на светском приеме.Книга Мардж - попытка удовлетворить ненасытное эго.
Увидев, как изменился Том, какими богатствами он себя окружил и какими категориями стал мыслить, Мардж и на него начинает смотреть с интересом. И если в экранизации 1999 года зритель верить в нежные чувства Мардж к Дикки, то глядя на сериальную Мардж (отекающую от постоянных пьянок и томящуюся от безделья), мы ей не верим.
Зрелый, хитрый психопат Рипли совсем не сожалеет о своих преступлениях. Он сумел просчитать и эффектно подать окружающим свою версию того, что произошло с Дикки.
В начале сериала Том обращает внимание на кольцо Дикки. Это кольцо парню подарил отец на 21 день рождения и оно имеет для Гринлифа особое значение. И для Тома это кольцо сразу приобретает важность. Это символ, завладеть кольцом значит завладеть личностью Дикки. В конце сериала отец Дикки вручает это самое кольцо Тому,в знак благодарности. И это момент триумфа нарциссизма Тома - он полностью поглотил жизнь человека, которым был одержим.
Рекомендую смотреть сериал как новое прочтение. Потому что он красив и психологичен.
Если вам понравилась моя статья, пожалуйста, напишите об этом в комментариях. Если вам понравился/не понравился фильм и/или сериал - напишите тоже. С удовольствием почитаю.
Больше интересного, ежедневно: https://t.me/katerina_kosova