ИЗ БАШКИРСКОГО РОДА УРАН
В этом году исполняется 130 лет со дня рождения видного башкирского деятеля, одного из основателей Республики Башкортостан Халима Насретдиновича Амирова. Он родился 1894 г. деревне Новый Артаул Бирского уезда Уфимской губернии (ныне Янаульский район Республики Башкортостан), в семье муллы Насретдина Амирова. Село Новый Артаул основан башкирами рода Уран. В этом селе также родился известный башкирский писатель Гайнан Амири, родственник Халима Амирова.
У ИСТОКОВ БАШКИРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
После революции 1917 г. Халим Амиров присоединился к национальному движению за автономию в 1917 году и участвовал на всебашкирских курултях в качестве делегата от башкир Бирского уезда Уфимской губернии. В 1918 г. он работает заместителем заведующего отделом народного образования Башкирского правительства в Оренбурге. Занимался формированием отделом народного образования при кантональных управах автономного Башкортостана.
В феврале 1919 года Амиров принимает активное участие в судьбоносных событиях в жизни молодой Башкирской Республики, связанных с переходом Башкирского правительства и войск на сторону советской власти. 16 февраля 1919 г. штаб Башкирского корпуса направляет его в качестве особоуполномоченного в Таналыково-Баймакский завод (ныне город Баймак), где он огласил приказ о переходе башкирских войск к красным. 21-23 февраля 1919 г. принимает активное участие на 1-м Всебашкирском военном съезде, где выступает с докладом перед солдатами башкирских войск съезда. На этом съезде было избрано новое правительство - Башкирский военно-революционный комитет (Башревком).
КОМИССАР ОТДЕЛЬНОЙ БАШКИРСКОЙ БРИГАДЫ. ЮЖНЫЙ ФРОНТ
В марте 1919 г. его утвердили членом коллегии Народного комиссариата просвещения Башкирской Советской Республики. В это время шло активное формирование башкирских соединений Красной Армии. В мае в г. Саранске была сформирована Отдельная Башкирская бригада в составе четырех полков. Амирова, как опытного политработника, назначили военно-политическим комиссаром Отдельной Башкирской бригады РККА.
К началу лета 1919 г. не выдержав натиск армии генерала Деникина, Красная Армия на Южном фронте начала отступление. Нависла угроза над столицей Советской Украины - г. Харькова. Советское руководство все имеющиеся резервы перебрасывало на Южный фронт. В начале июня 1919 г. по приказу председателя Реввоенсовета Республики Л.Д. Троцкого башкирские полки (без штаба бригады) тоже были отправлены на Южный фронт, в г. Харьков. Вместе с башкирскими частями выехал на Украину и Халим Амиров, в качестве особоуполномоченного Башревкома. На него возлагалась задача политического руководства башкирскими частями. Отправленные на гарнизонную службу башкирские полки, в связи с полным развалом фронта 14-й армии, по прибытии вступили в бой с армией Деникина. Пришлось срочно организовать штаб бригады. Командиром Башкирской бригады был избран опытный офицер, командир 1-го Башкирского стрелкового полка Сулейман Ишмурзин. Башкирская бригада в течении двух недель участвовала в ожесточенных боях. Из-за бегства частей 14-й армии с фронта, башкирские полки часто оказывались в окружении противника и временами вырывались с боями и со значительными потерями. Оказывая ожесточённое сопротивление, башкирские части практически последними покинули г. Харьков (красные части давно отступили за город). Однако Совет обороны Харькова, бежавший в г. Сумы, обвинил башкирские полки в сдаче Харькова белым.
ЧУЖИЕ СРЕДИ СВОИХ
По прибытии в город Сумы, командование Башкирской бригады, в том числе Х. Амиров были арестованы местным ЧК. Спасло их неминуемой гибели прибытие эшелонов башкирских полков. «Мы с боем и дорогой, ловя дезертиров, начали пребывать на Сумы. По прибытию первого эшелона – Штаба Башкирской бригады приказам члена Совета Обороны Зайцева, который так позорно раньше всех бежал из Харькова, Сумский отряд во главе с милицией и чрезвычайкой арестовал и разоружил весь Штаб Бригады во главе меня и командиров. Нас представили в округ Военком. Во время ареста наш эшелон подвергался обстрелу, хотя мы не сопротивлялись, потом нас освободили и за свои не законные действия извинились. Во время ареста оставшиеся караул в нашем эшелоне, назначенный Чрезвычайкой произвел полную очистку вагонов от собственных вещей служащих Штаба Бригады. Пропали: масса денег, вооружения, белья, одежды и т. пр. Это явление на наши части, которые кровью, честно защищали свободу пролетариата Украины, сильно повлияло и нам с трудом удалось их успокоить», – писали в своём докладе комбриг Сулейман Ишмурзин и особоуполномоченный Халим Амиров.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РУКОВОДИТЕЛЬ БАШКИРСКИХ ВОЙСК В ПЕТРОГРАДЕ
В июле 1919 г. Амиров был отозван в Башревком в г. Саранск. В сентябре по приказу Троцкого башкирские части были переброшены на защиту Петрограда. В городе было сосредоточено более 10 тысяч башкирских солдат и офицеров. Войскам нужен был опытный политический работник. Амирова вновь назначают особоуполномоченным в башкирские войска. Но теперь уже в колыбели революции, в Красном Петрограде. Ему предстояло вести политическую работу, заниматься формированием и укомплектованием частей Отдельной Башкирской кавалерийской дивизии, Отдельной Башкирской стрелковой бригады политическим и командным составом. Амиров требовал срочно обеспечить башкирские части политсоставом из башкир. 29 октября 1919 года представитель Башкирской армии при ВЦИК РСФСР А. Бикбавов сообщал в наркомат по военным делам Башкирской республики следующее: «Настоящим сообщаю требование особоуполномоченного по делам башкирских частей в Петрограде т. Амирова о замене во вверенных ему башкирских частях ответственных работников небашкир башкирами-курсантами, необходимой для создания могущественной башкирской армии и для её воспитания в зависимости (с учётом) бытовых и исторических особенностей нашего народа, а также подтверждаю его настойчивую просьбу об откомандировании в Петроград московских курсантов тт. Магасумова, Баталова, Абсалямова, Ишкаева и Дюкасова на полковые комиссарские должности и ещё десять человек на менее ответственные должности…».
В октябре все башкирские части, сосредоточенные в городе, составили Башкирскую группу войск Петроградского фронта. С октября 1919 г. по январь 1920 г. башкирские части участвуют в обороне города и разгроме войск генерал Юденича. Амиров становится рупором и одним из проводников политики Башкирской Советской Республики в войсках в Петрограде. На I Коммунистической конференции башкирских войск в Петрограде он выступил с докладом «Башкирское движение». В своём докладе Амиров отметил, что на предстоящем II Мусульманском съезде среди важнейших вопросов будет и татаро-башкирский. Поэтому его доклад будет кратким пояснительным материалом для башкирских представителей, которые примут в работе этого съезда. Амиров в своём докладе изложил краткую историю башкирского движения за автономию Башкортостана, его цели и задачи. Это было сделано для того, чтобы представители смогли защитить интересы Башкирской Республики, и дать отпор притязаниям сторонников пантатаристского проекта "Идель-Урал", трансформированного в Татаро-Башкирскую Советскую республику. Его доклад «Башкирское движение» вошёл в политический сборник «День счастья», изданный политотделами Башкирской кавалерийской дивизии Башкирской стрелковой бригады в честь годовщины перехода Башкирского правительства и войск на сторону Советской власти.
"УСЕРГАНСКОЕ ДЕЛО"
В феврале 1920 г. Халим Амиров вернулся в республику, приступил к исполнению должности члена Коллегии народного комиссариата просвещения БАССР. В марте руководитель республики З.Валидов его назначил председателем специальной комиссии Башревкома по разбору так назваемого “Усерганского дела”. В марте 1920 г. в Усерганском кантоне коммунисты созвали нелегитимный съезд и отстранили от власти законный кантонный ревком. Более того, выступили с призывом присоединить Усерганский кантон к Оренбургской губернии.
Прибывший из Стерлитамака Халим Амиров восстановил распущенный коммунистами ревком Усерганского кантона, арестовал зачинщиков неповиновения власти Башкирской Советской Республики. Один из организаторов мятежа сумел сбежать в Оренбург. «Башревком выслал в Усерганский кантон – Чеботаревку комиссию во главе с Амировым и двумя отрядами, первый в сто человек занял Чеботаревку, второй отряд, количество коего не выяснено, расположился в районе Чеботаревки. Комиссией арестованы коммунисты: Атанов, Ивашкин, Брозинский, Похлебаев и другие; разоружен военкомат; распущены коммунистические партии вплоть до ячеек…», – телеграфировал председатель транспортной ЧК Данилевский в Москву Ленину и Дзержинскому.
25 марта 1920 г. по приказу Башревкома Х. Амиров возглавил ревком Усерганского кантона. Но вскоре в дело вмешался Башкирский обком РКП(б), который выступил в защиту усерганских коммунистов. Под давлением Башобкома Амирова отозвали в Стерлитамак. В мае 1920 г. для разбора его дела обком учредил конфликтную комиссию, которая осудила действия комиссии Башревкома под председательством Амирова и на год его исключила из партии. Более того, Башобком предложил на год отстранить Амирова от ответственных постов. Несмотря на это, Башревком его назначил председателем “Башглавпродукта”. С августа 1921 г. Амиров занимает должность заместителя государственного обвинителя при Ревтрибунале БАССР.
В 20-е годы Халим Амиров активно работает в сфере народного образована республики, публикует статьи, пишет труды. Издает несколько трудов по национальному образованию, в том числе книгу "Проблемы всеобщего начального образования в Башкирской А.С.С. Республике" (Уфа, 1929 г.).
Халим Амиров в 30-е годы работает на Уфимском моторном заводе (ныне УМПО). Он, как и многие деятели башкирского национального движения, не избежал сталинских репрессий. Все его заслуги перед советской властью были забыты, о героизме башкирских войск и его командиров, политработников, которые помогли Красной Армии отстоять Петроград в 1919 году уже никто не вспоминал. В октябре 1936 года его арестовали и приговорили к трём годам лишения свободы. Дальнейшая судьба Халима Амирова неизвестна. Реабилитирован он 1989 году.