В первые выходные лета посетила экскурсию на Гжельском фарфоровом заводе. Это было безумно интересно, особенно когда предприятие проводит экскурсии прямо по производству. Удивительно видеть все изнутри, подглядывать за мастером, который из ничего творит такую красоту, которую мы видим в магазинах.
Я, например, не знала, что окись кобальта, которой разукрашивают фарфор, сперва имеет черный цвет и лишь после обжига становится ярко-синей. Ещё я думала, что Гжель — это город или село, в котором находится завод, но оказалось, что это не одно село, а обширный район, состоящий из 27 деревень, объединенных в «Гжельский куст». С середины XVII века здесь начали добывать глину для «аптекарских сосудов и алхимической посуды».
Экскурсию вела замечательная женщина, педагог по образованию. Поэтому она объясняла все этапы производства очень понятным и доступным языком
Гжельский регион стал керамическим благодаря большим залежам всевозможных глин. Гончарное дело стало основным занятием гжельцев уже в XVIII веке. В начале столетия они изготавливали кирпичи, изразцы, посуду и детские игрушки, снабжая всем этим Москву.
В середине XVIII века Гжель получила известность как место производства майолики с многоцветной росписью по белому фону. В росписи использовали пять цветов: жёлтый, зелёный, синий, белый и лилово-коричневый.
Гжельский фарфоровый завод ведет свою историю с 1818 года, когда в старообрядческом селе Ново-Харитоново заработала небольшая фабрика по изготовлению фарфоровой посуды и скульптуры. Её основал крестьянин Яков Васильевич Кузнецов.
В начале XIX века на смену майолике пришёл полуфаянс. В конце 1820-х годов рецепт тонкого фаянса появился у Афанасия Киселёва из села Речицы. А в 1810 году в Гжели появился первый фарфоровый завод, основанный уроженцем деревни Володино Павлом Куликовым. В те годы за технологией фарфора в Гжели шла настоящая охота. Однако двое смельчаков зарисовали устройство горна для обжига, прихватили компоненты фарфоровой массы и вскоре открыли своё собственное фарфоровое производство.
После этого новая технология была быстро освоена по всему гжельскому региону, и один за другим открывались новые заводы. Мелкие предприниматели открывали живописные заведения прямо у себя дома, расписывали белую посуду, обжигали её и затем продавали.
Наивысший расцвет производства фарфора в Гжели пришёлся на 1840-е годы. После Революции 1917 года все заводы в Гжельском регионе были национализированы. В 1929 году завод был передан в ведение «Московского изоляторного завода», чтобы наладить производство комплектующих для фарфоровых электроизоляторов. Искусство гжельского промысла фактически было предано забвению.
Возрождение художественной Гжели началось в 1940-1950-х годах и связано с именами искусствоведа Салтыкова и московской художницы Бессарабовой. За основу они взяли полуфаянс XIX века. По нему Салтыков создал «азбуку гжельских мазков», а Бессарабова разработала ряд предметов нового ассортимента: кружки, вазы, молочники, кувшины.
С декабря 2019 года компания развивается при поддержке АФК «Система» и ПАО «Сбербанк». Гжельский фарфоровый завод — самое крупное предприятие в России, где изготавливают традиционный фарфор с ручной кобальтовой росписью.