Найти тему

Летопись: Великая старуха

Странна бывает актерская судьба. Кто-то и в пятьдесят играет мальчиков и девочек, а наша героиня всю жизнь играла старух и всю жизнь оставалась верна драматургии Александра Островского. Она, кстати, играла во всех (!) его пьесах.

Эти слова о великой русской актрисе, Заслуженной артистке императорских театров (1911) Ольге Осиповне Садовской (урожденная Лазаревой), супруге Михаила Прововича Садовского (1847-1910), ведущей актрисе, "великой старухе" Императорского Малого театра (1879-1919).

-2

Она родилась 175 лет назад – 25 июня 1849 года в Москве, в семье знаменитого оперного певца Иосифа (Осипа) Лазаревича Лазарева (1810-1880), автора популярнейших "народных" песен "Хуторок" и "Тройка". В 18 лет случайно выступила в любительском спектакле "Артистического кружка" в роли Настасьи Панкратьевны ("В чужом пиру похмелье" Островского) и осознала свое призвание к сцене. В пьесах Островского она дебютировала в Малом театре (1879), в них создала свои сценические шедевры: Домна Пантелеевна ("Таланты и поклонники", Глафира Фирсовна ("Последняя жертва"), Мавра Тарасовна ("Правда - хорошо, а счастье лучше"), Кукушкина ("Доходное место"), Анфиса ("Волки и овцы"), Галчиха ("Без вины виноватые"), Улита ("Лес"), Евгения ("На бойком месте"), Варвара, Феклуша, Кабаниха ("Гроза"), Глумова ("На всякого мудреца довольно простоты"), Залешина, Степанида ("Светит, да не греет", первая исполнительница)...

-3

Она обладала безупречной дикцией, звучным, прекрасно обработанным голосом. Знаток родного языка во всех его тонкостях, она в совершенстве владела русской речью, ее мелодикой, говором, акцентами. Музыкальность, неисчерпаемое богатство интонаций, рождаемое тонкими психологическими нюансами, виртуозность в ведении диалога, смена темпов и разнообразие ритмов сообщали сценической речи Садовской исключительную выразительность. Ей были свойственны полнейшая безыскусственность исполнения, предельная естественность тона и сценического поведения и одновременно юмор, сочность и яркость игры. Она восхитительно играла Пошлепкину ("Ревизор"), Лизавету Богдановну ("Месяц в деревне"), Сваху ("Женитьба"), Матрену ("Власть тьмы"), княгиню Тугоуховскую ("Горе от ума"), Захаровну ("Старик" Горького).

-4

Станиславский называл ее драгоценным алмазом русского театра. Александр Ленский видел в Садовской такую же великую музу комедии, как в Ермоловой - музу трагедии. Немирович-Данченко считал, что для "нее не нужно было режиссера: она сама себе режиссер".

Ее дети стали очень хорошими актерами и утвердили в русском театре великую актерскую династию Садовских: Елизавета Михайловна (1872-1934), Пров Михайлович (1874-1947), Михаил Михайлович (1878-1962), Ольга Михайловна (1875-1968); внуки: Михаил Михайлович (1909-1977) и Пров Провович (1926-1992).

Она умерла 8 декабря 1919 года в возрасте 70 лет.

* * *

Автор благодарит за благожелательное отношение, лайки, подписку или маленький комментарий, это можно делать всем. Что позволяет лучше ориентироваться в ваших вкусах и пристрастиях.