Странна бывает актерская судьба. Кто-то и в пятьдесят играет мальчиков и девочек, а наша героиня всю жизнь играла старух и всю жизнь оставалась верна драматургии Александра Островского. Она, кстати, играла во всех (!) его пьесах.
Эти слова о великой русской актрисе, Заслуженной артистке императорских театров (1911) Ольге Осиповне Садовской (урожденная Лазаревой), супруге Михаила Прововича Садовского (1847-1910), ведущей актрисе, "великой старухе" Императорского Малого театра (1879-1919).
Она родилась 175 лет назад – 25 июня 1849 года в Москве, в семье знаменитого оперного певца Иосифа (Осипа) Лазаревича Лазарева (1810-1880), автора популярнейших "народных" песен "Хуторок" и "Тройка". В 18 лет случайно выступила в любительском спектакле "Артистического кружка" в роли Настасьи Панкратьевны ("В чужом пиру похмелье" Островского) и осознала свое призвание к сцене. В пьесах Островского она дебютировала в Малом театре (1879), в них создала свои сценические шедевры: Домна Пантелеевна ("Таланты и поклонники", Глафира Фирсовна ("Последняя жертва"), Мавра Тарасовна ("Правда - хорошо, а счастье лучше"), Кукушкина ("Доходное место"), Анфиса ("Волки и овцы"), Галчиха ("Без вины виноватые"), Улита ("Лес"), Евгения ("На бойком месте"), Варвара, Феклуша, Кабаниха ("Гроза"), Глумова ("На всякого мудреца довольно простоты"), Залешина, Степанида ("Светит, да не греет", первая исполнительница)...
Она обладала безупречной дикцией, звучным, прекрасно обработанным голосом. Знаток родного языка во всех его тонкостях, она в совершенстве владела русской речью, ее мелодикой, говором, акцентами. Музыкальность, неисчерпаемое богатство интонаций, рождаемое тонкими психологическими нюансами, виртуозность в ведении диалога, смена темпов и разнообразие ритмов сообщали сценической речи Садовской исключительную выразительность. Ей были свойственны полнейшая безыскусственность исполнения, предельная естественность тона и сценического поведения и одновременно юмор, сочность и яркость игры. Она восхитительно играла Пошлепкину ("Ревизор"), Лизавету Богдановну ("Месяц в деревне"), Сваху ("Женитьба"), Матрену ("Власть тьмы"), княгиню Тугоуховскую ("Горе от ума"), Захаровну ("Старик" Горького).
Станиславский называл ее драгоценным алмазом русского театра. Александр Ленский видел в Садовской такую же великую музу комедии, как в Ермоловой - музу трагедии. Немирович-Данченко считал, что для "нее не нужно было режиссера: она сама себе режиссер".
Ее дети стали очень хорошими актерами и утвердили в русском театре великую актерскую династию Садовских: Елизавета Михайловна (1872-1934), Пров Михайлович (1874-1947), Михаил Михайлович (1878-1962), Ольга Михайловна (1875-1968); внуки: Михаил Михайлович (1909-1977) и Пров Провович (1926-1992).
Она умерла 8 декабря 1919 года в возрасте 70 лет.
* * *
Автор благодарит за благожелательное отношение, лайки, подписку или маленький комментарий, это можно делать всем. Что позволяет лучше ориентироваться в ваших вкусах и пристрастиях.